Тема 4. Музей и музейное дело в эпоху Просвещения (ХVII-ХVIII века).
Формирование музеев в эпоху Просвещения. Превращение музеев в публичные учреждения. Влияние идей Просвещения на развитие музеев различных стран. Музей Ашмола (Англия), Дрезденская картинная галерея, Мюнхенская пинакотека (Германия), Капитолийский музей в Риме, Музей Франции в Лувре и т.д.
Социокультурные изменения, происшедшие в европейском обществе в XVII-XVIII вв., повлияли на развитие коллекционирования и способствовали появлению первых уличных музеев. Особую роль в этом сыграла идеология Просвещения, ориентированная на создание нового культурного единства и требовавшая получения реальных знаний о действии во всем мироздании тех закономерностей, которые можно было бы объяснить рациональным способом. Предметы коллекций и музеев должны были служить мировоззренческим и экспериментальным доказательством существования этих закономерностей.
В данный период получили заметное развитие и обрели большее разнообразие образовательные и воспитательные функции коллекций и музеев, а педагоги обосновали необходимость включения в процесс обретения знаний обращения к коллекциям предметов музейного значения, для чего требовалось создавать учебные музеи. Появились опреде- , ленные типы коллекционеров, в том числе антиквары, которые обращали внимание историков на необходимость изучения вещественных памятников Античности и Средневековья. Антиквары все чаще объединялись в организации (таковыми были, например, академии антикваров и древностей в Риме, «Общество дилетантов» в Лондоне и др.). Из среды коллекционеров выделилась группа «знатоков», лучше других умевших оценить предметы музейного значения. Социальный и профессиональный состав коллекционеров также продолжал меняться. Так, в конце XVIII в. среди парижских собирателей значительно увеличилось число художников, банкиров и буржуа, но в то же время уменьшилось количество юристов, ученых, священников и антикваров.
Расширился рынок предметов для коллекционирования. Вслед за Флоренцией и Венецией такие рынки сформировались в Амстердаме, Париже и Лондоне. Из числа парижских продавцов коллекционных предметов выделились «маршан-мерсье» - торговцы, которые нередко предлагали коллекционерам новые образцы предметов прикладного искусства. С середины XVIII в. организационное оформление получили аукционные распродажи предметов искусства в Лондоне, которые стали проводиться фирмами «Сотби» и «Кристи, Мэнсон и Вудс».
В Италии появились получастные-полупубличные музеи, в частности виллы, напоминавшие свои античные прототипы (Вилла Боргезе, Вилла Альбани). Их посещали знатоки, художники, путешественники, местные жители. Некоторые из таких вилл превращались в пансионы для начинающих художников и скульпторов. Начиная со второй трети XVIII в. папы активно противостояли вывозу из Папской области произведений искусства и сохраняли их в общественных зданиях для культурной документации, а не ради социально престижного собирательства, удовлетворения эстетических чувств или же украшения дворцов и садов, что было характерно для деятельности их предшественников в XVI в.
Папа Климент XII учредил один из первых публичных музеев - Капитолийский (1734), а папы Климент XIV и Пий VI - Пио-Клементинский музей (1771-1799) в Риме. В Италии были открыты и другие публичные музеи: галерея Уффици во Флоренции - по завещанию последней представительницы рода Медичи Анны-Марии-Луизы (1743), музей-лапидарий Маффеи в Вероне. Основатели этих музеев руководствовались общепризнанной идеей культурной преемственности Италии, которую она осуществляет в области искусства.
Начиная с 1694 г. во Франции, не в меньших масштабах, чем в Италии, возникали частные коллекции (Безансон), а в последней трети XVIII в. часть таких коллекций в провинциальных городах страны была преобразована в публичные музеи. Однако самые богатые в стране коллекции - королевские - так и не были использованы для создания публичного музея. Музейные традиции Италии оказались более прочными, чем принципы, которыми в своей коллекционерской практике руководствовались французские монархи из династии Бурбонов.
При сравнении уровней, достигнутых в области коллекционирования и музейного дела в Голландии и Британии - в двух странах, чье движение по капиталистическому пути шло ускоренными темпами, становится очевидным, что для первой из них решающую роль сыграла традиция работы художников на рынок, уже давно сложившаяся здесь в результате раннего развития самостоятельной художественной культуры. Это обстоятельство способствовало формированию в Голландии массового художественного коллекционирования, не имевшего аналогов в других странах. Получило распространение собирательство горожанами и богатыми крестьянами полотен с изображениями пейзажей и сцен из повседневной жизни, восприятие которых не требовало от рядового зрителя специальной подготовки, в то время как последняя была обязательной для понимания картин, написанных на античные сюжеты. В Британии же, где национальное изобразительное искусство задержалось в своем развитии, ведущую роль играли приезжие мастера, работавшие по заказам знати. Коллекционирование носило здесь элитарный характер, коллекции оставались недоступными широкой публике.
В XVII—XVI11 вв. художественное коллекционирование и музейное дело успешно и во многом сходным образом Рззвивались в нескольких крупных государствах, в которых правили монархи из династии Габсбургов, в том числе и в Германии, разделенной на множество преимущественно мелких государств. Объемы и качество коллекций Габсбургов превосходили размеры и уровень собраний других правящих домов стран Центральной Европы. Коллекционеры из императорского рода чутко улавливали те тенденции собирательства и представления коллекционных предметов для обозрения, которые частично уже были реализованы в ходе составления собраний других монарших и вельможных коллекционеров
Политический и культурный полицентризм Германии способствовал поиску разнообразных форм коллекционирования, который велся при дворах отдельных монархов. Правители крупных государств самим фактом создания коллекций демонстрировали свои претензии на первенство в регионе (Бавария, Пруссия, Саксония); монархи же небольших территорий обладанием богатыми собраниями как бы компенсировали незначительность своего влияния на общегерманскую политику. Соревнование в коллекционировании художественных произведений и стремление как можно лучше их представить приводили к созданию первых специально построенных и обособленных от жилых помещений дворцовых строений для художественных галерей (Дюссельдорф, Кассель), а также к новому оформлению уже существовавших экспозиций.
В Речи Посполитой общеевропейская модель коллекционерства получила развитие только в эпоху Просвещения. Солидные коллекции возникли в период правления королей из династии Ваза, но подлинное развитие они получили только после воцарения Станислава Августа IV Понятовского. Советник короля М. Мнишек подготовил и издал план польского «Публичного музея» (1775). Однако, несмотря на то, что в Лондоне для этого музея был закуплен целый ряд художественных произведений, насильственные разделы Речи Посполитой помешали осуществлению этого плана. И все же собирание образцов произведений искусства античности, Ренессанса, а также творений современных художников способствовало формированию самостоятельных форм культуры и национальной самоидентификации просвещенной части населения Речи Посполитой.
В XVIII в. формирование художественных галерей происходило в результате распада архаических музейных структур. Оформлялась новая структура коллекций: экспозиции собраний представляли собой совокупность определенных групп коллекций и коллекционных предметов, связи внутри которых были хорошо продуманы и рационально аргументированы. По замыслу просветителей, подобные галереи были призваны иллюстрировать историю искусства, а по отношению к последующим столетиям реализация этих замыслов стала решающим шагом в процессе установления более тесной связи музеев с искусствознанием. Представление же особых групп коллекций - кабинетов восковых фигур знаменитых людей, панорам, специально рассчитанных на показ массовому зрителю (с 1787 г. в Эдинбурге, а позже в Лондоне их представлял создатель данного жанра, жанра панорамы, Р. Баркер) - носило иной характер.
Архитектурные формы музейного пространства, уже существовавшие до второй половины XVIII в., обретают статус художественных элементов, которые в дальнейшем будут постоянно воспроизводиться в специально строящихся музейных зданиях: большая лестница, ротонда с куполом, открытый дворик и длинные залы, более монументальные, чем обычные дворцовые галереи. Впервые эти формы были выработаны в ходе устройства Пио-Клементинского музея в Ватикане архитекторами А. Дори, М. Симонетти и Дж. Кампорезе.
Развитию деятельности научных коллекций музеев указанного периода способствовало внедрение эксперимента в изучение природы, успехи в развитии математических и природоведческих наук, популяризация научных достижений. Коллекции и музеи были тесно связаны с лабораториями и обществами ученых. Упорядочению условий хранения и демонстрации коллекционных и музейных предметов способствовали классификации, разработанные в середине XVIII в. в области ботаники и зоологии К. Линнеем и в области минералогии А. Г. Вернером.
Основой для будущих музеев становились отдельные коллекции. Так, английские садоводы Дж. Трэйдескэнт Старший и Дж. Трэйдескэнт Младший создали в Саут Лэибете (Лондон) доступный публике за небольшую плату естественно-научный музей «Лэмбетский ковчег». Он был завещан коллекционеру И. Эшмоулу, который затем подарил Оксфордскому университету коллекцию этого музея, а также и свою собственную. Новое собрание получило название Публичного Эшмоуловского музея, служившего в первую очередь учебным целям. Более крупная ботаническая коллекция врача Ханса Слоуна была завещана им британской нации и легла в основу первого в мире национального публичного музея - Британского, который был открыт для бесплатного посещения в 1759 г.
Анатомические и зоологические коллекции и музеи были популярны в Голландии. Так, широко известным стал анатомический зал Лейденского университета. Комплексные коллекции со значительным количеством естественно-научных предметов создавались и в других городах: Копенгаген, Верона, Милан, Вена, Гессен, Капштадт (Капская колония), Филадельфия, Калькутта и др.
В XVII—XVI11 вв. расширились функции и изменились формы ботанических садов. В Европе их количество увеличилось с 20 в 1700 г. до 1600 в конце XVIII в. Это было обусловлено внедрением экспериментального метода в научную деятельность академий и университетов, а также потребностью в аккультурации мира растений. Ботанические сады приобретали важное значение для экономики ввиду потенциальной коммерческой ценности ряда растительных культур, в том числе некоторых видов цветов, имевших высокую товарную ценность (тюльпаны, ирисы, анемоны и др.). В ряде заморских владений Британии (на островах Маврикий, Сент-Винсент, Тринидад, а также в Бенгалии) в XVIII в. были открыты ботанические сады с целью разведения новых сельскохозяйственных и плантационных культур и увеличения экономических ресурсов новых колоний. В числе вновь созданных ботанических садов следует назвать сады университетов в Лейдене, Упсале (Швеция), Королевский сад в Париже, сад в Кью (Лондон), которые играли важную роль в развитии естествознания. Придворные зверинцы продолжали носить декоративный характер, но Императорский зверинец в Шенбрунне (Вена, 1751) уже отличали черты зоопарка: в нем стали применяться новые классификационные приемы.
Мыслители и ученые XVII в. Ф. Бэкон и Р. Декарт настаивали на необходимости собирания и демонстрации инструментов и аппаратов, с помощью которых постигается природа и совершенствуются знания о ней. В соответствии с этими идеями, в музеях научных обществ и академий создавались отделы моделей, аппаратуры, инструментария, механизмов (Лондон, 1662; Париж, 1666). В том же столетии собрания физических аппаратов и технических моделей составляли физик О. Герике в Магдебурге и инженер М. Гролье де Сервьер в Лионе, а в XVIII в. - Ж. Вокансон в Лионе и Париже. Известность получил естественно-научный кабинет Голландского товарищества наук в Харлеме, созданный в 1778 г. на средства П.Тейлера ван дер Хульста и преобразованный в Технический музей хранителем М. ван Марумом. В результате технической революции и бурного развития промышленности в некоторых странах Европы (Чехия, Британия, Франция, Германия) возникла новая форма коллекций, выставляемых на промышленных выставках, где рекламировались образцы новых машин, станков, а также их продукция (вторая половина XVIII в.).
Определенное место в развитии коллекций исторического профиля занимали собрания медалей, монет, «надписей» и портреты исторических деятелей, в этот период входившие в состав художественных коллекций и музеев, которые обретали символическое, знаковое значение, характеризуя положение собирателя в обществе, причастность к конкретной социальной группе, его особое отношение к культурным ценностям. Коллекция и музей рассказывали обозревавшим их посетителям о своем обладателе или создателе, о его взглядах на мир и т. д. В связи с возникновением в Новое время коллекций и музеев формировался особый рынок, осуществлявший торговлю предметами для пополнения этих собраний. В XVII—XVI11 вв. количество коллекций и музеев возросло; в их создании участвовало гораздо больше, чем раньше, представителей буржуазии.
В конце XVIII в. начинает формироваться музейная архитектура в качестве раздела гражданской архитектуры. Более совершенное оформление получают экспозиции музеев и коллекций. Путеводители и каталоги, отражающие их состав, становятся более систематизированными и информативными. Работа по подготовке окончательного оформления публичных музеев проходила именно в этот период, рассмотрение которого важно для лучшего понимания дальнейших судеб музейного дела и коллекционирования.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4294;