Тема 7. Развитие музееведческой мысли в первой четверти ХХ века и ее влияние на музейное дело. Вклад отечественных ученых (Н. Федоров, Н. Романов, Ф. Шмит и другие).
Модель идеального музея «Философии общего дела» Н. Ф. Федорова. Философско-религиозные взгляды ученого на музей, его смысл и назначение.
Новаторские идеи Н. И. Романов по организации местных музеев и влиянию художественного музея на детей. Реализация их в практической деятельности.
Музееведческие воззрения Ф. И. Шмита о классификации музеев, организации экспозиции и т.д. Новизна идей и их практическое воплощение. Развитие научных взглядов ученых начала ХХ века в современном музейном деле. Общее и различие в музееведческих идеях ученых начала ХХ века.
В России на протяжении XIX - начала XX вв. появляется ряд публикаций, содержащих размышления о музее, о его сущности и назначении. Характерной особенностью развития русской музееведческой мысли уже на этом этапе было то, что попытки сформулировать теоретические положения о музее очень часто принимают форму музейных проектов. Первые проекты, предлагавшие модели музейных учреждений и значительно опережавшие музейную практику своего времени, появились в первой половине XIX в., а их авторами были члены знаменитого «Румянцевского кружка» ф. П. Аделунг и Б.Г. Вихман.
В конце XIX в. складывается учение философа-утописта, русского космиста Н. Ф. Федорова. Н. Ф. Федоров - единственный философ, в учении которого столь значительное внимание уделено концепции музея. К этому понятию Н. Ф. Федоров постоянно обращается в разных местах своего основного труда «Философия общего дела», специально же проблеме музея посвящена его статья «Музей, его смысл и назначение». Ряд его статей, в том числе «Выставка 1889 года...», содержит необыкновенно яркие, поражающие масштабностью замысла и современностью звучания проекты музеев.
Центральная идея философско-утопического учения Н.Ф.Федорова — идея «патрификации», т.е. сначала мысленного, а затем, на основе преодоления человечеством «небратского состояния» и овладения регуляцией космических сил, - реального воскрешения всех когда-либо живших поколений — «отцов». Музей есть «высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь». Музей занимается собиранием под видом старых вещей «душ отошедших». Это не собрание вещей, но «собор лиц», институт, который, храня память об ушедших «отцах», тем самым когда-то должен сделать возможным их реальное воскрешение.
Работы мыслителя содержат анализ происхождения музея, которое он хронологически относит ко времени пробуждения сознания человека. Возникновение музея приобретает в его учении характер всеобщей неизбежной закономерности. Гуманный смысл музея в антигуманном обществе - вот, по Федорову, главнейшее назначение этого института. В соответствии с учением русского утописта, «идеальный» музей должен находиться в деревне и быть совмещен со школой, храмом, кладбищем и обсерваторией. Тем самым фактически обозначаются основные функции музея: воспитание молодого поколения на основе поклонения памяти отцов и «космические» исследования, нацеленные на достижение всеобщего воскрешения.
Н.Ф.Федоров существенно расширил представление о значении и возможностях музея. Это было замечено современниками и оказалось очень созвучным нашим сегодняшним размышлениям о смысле музея. Этим в значительной степени и объясняется все возрастающий в последние годы интерес музееведов к учению философа.
Чрезвычайно велика роль следующего периода - 1910-1920-х гг. Музееведческая мысль на данном этапе работает чрезвычайно напряженно, однако, музееведческие концепции носят по преимуществу прикладной характер. Развитие всех направлений музейной - деятельности, сосредоточенной в эти годы в руках крупных ученых, стимулирует обобщение практического опыта. Значительные достижения в развитии теории были сделаны советскими музееведами 1920-х гг. (Г. Л. Малицкий, Н. И. Романов, ф. И. Шмит, И.Э.Грабарь, А. У. Зеленко и др.), заложившими основу советской музееведческой школы. Особенно велико с этой точки зрения значение работ Ф. И. Шмита, впервые в отечественном музееведении сформулировавшего понятия типологии музеев, музейной экспозиции и др., предложившего оригинальную классификацию музеев и принципы построения музейной сети. Ряд исследователей разрабатывал в то время музееведческие положения, относящиеся к определенным типам и профилям музеев: Н. И. Романов занимался местными музеями, И. Э. Грабарь — художественными, А. У. Зеленко - детскими, Б. М. Завадовский - естественно-историческими.
В 1920-е гг. вопросы музееведения обсуждались на музейных и краеведческих конференциях, разрабатывались специально созданными подразделениями в структуре органов государственной власти и научных учреждений: Комиссией по музееведению при подотделе провинциальных музеев Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины НКП РСФСР, Отделом теоретического музееведения Исторического музея, Методической комиссией музейного отдела Главнауки, Комиссией по музееведению при Государственной академии истории материальной культуры. Московским институтом историко-художественных изысканий и музееведения и др. В этот период начинает складываться система музееведческих центров. Издававшиеся ими труды, пособия, методические рекомендации оказали огромное влияние на развитие музейного дела в стране. При всем своем многообразии музееведческая мысль первой трети XX в. представляет определенную целостность, и, что характерно, она оказалась исключительно созвучна нашему времени, чем и объясняется пристальное внимание современных музеологов к работам этого периода.
Жесткий идеологический диктат в музейном деле, наступивший в конце 1920-х гг. и нашедший отражение в ряде теоретических рассуждений участников I Всероссийского музейного съезда 1930 г., не способствовал развитию музееведческой теории. На смену блестящей плеяде интеллигентов, получивших образование и сформировавшихся как специалисты до революции 1917 г., что обеспечивало музейному делу 1920-х гг. преемственность и высокий профессионализм, в музеи пришло немало людей, подобранных «по классовому принципу», далеких от науки, но готовых проводить в жизнь любые партийные постановления. Взгляд на музей как на «политпросветкомбинат» не мог не тормозить развитие музееведческих исследований в музеях.
Естественно, что в этот период и в последующие годы музееведение «уходит» из музеев. Тем не менее музееведческие исследования проводятся Научно-исследовательским институтом краеведческой и музейной работы (современный Российский институт культурологии), кафедрами вузов, в результате чего разрабатывается теоретико- методологическое обоснование музееведения. В то же время на этом этапе основная часть исследований носит преимущественно практический характер; они нацелены в первую очередь не на решение научных задач, а на разработку методики практической музейной деятельности. Результаты этих исследований доводятся до музеев в виде разного рода методических указаний и инструкций. Позже ряд крупнейших представителей советской музееведческой мысли был репрессирован или незаконно отстранен отдел (Г. Л. Малицкий, ф. И. Шмит, Н. И. Романов).
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3674;