История музейного дела в России
Генезис музея. Коллекционирование в становлении и развитии музейного дела. Происхождение и эволюция музея как проблема музееведения.
Предпосылки зарождения и формирования музеев как социокультурного феномена. Теория происхождения музеев: биологическая, субъективно-эстетическая, этимологическая, социальная и другие. Взгляд на происхождение музеев отечественных и зарубежных исследователей. Философско-религиозные взгляды на смысл и назначение музея.
Предмузейное собирательство и коллекционирование. Соотношение понятий. Их роль в становлении, последующем развитии и обогащении музеев. Генезис и развитие конкретных групп, типов, профилей и видов музеев в разных странах (регионах) в различные периоды. Диалектика влияния интересов определенных социальных групп на изменение назначения и функций музеев.
История музейного дела является развивающейся областью знания. Она представляет собой оптимальную модель для изучения тенденций развития современного музееведения со всеми его противоречивыми явлениями, с такими неоднозначными слагаемыми, как нарастающая специализация музеев, «технизация» их деятельности, сопровождающаяся ослаблением непосредственного контакта музееведа с посетителем, утрата традиций и т.д.
История музейного дела в России
Предмет истории музейного дела соприкасается и с предметом истории тех отраслей знания и практики, из сферы которых в музейную практику включаются предметы музейного значения, - истории искусства, естествознания, фундаментальных, технических, гуманитарных научных дисциплин.
Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение «museion» на русский язык буквально переводится как храм муз. Однако, музей греков был отличным от нашего понимания этого выражения. В античности это заведение рассматривалось как место созерцания, миросозерцания, познания окружающего мира, всевозможных раздумий. Наиболее известным считался музей в Александрии, созданный в 280 году до нашей эры Птоломеем Сотером. Здесь находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени.
В те же века существовали и прототипы современных музеев, то есть собрания определенных предметов. Именитые аристократы, собирающие в своих домах дорогие предметы искусства, ювелирные работы мастеров, преследовали как основную цель такого «накопления» стремление выделиться. Принцип калокогатии – стремление греков к достижению совершенства во всем, быть может, и стал провозвестником музея. Античный человек должен был быть красив и телом, и духом, особенно в сравнении с людьми чуждыми его государству, его полису. Собирание красивых вещей и осознание себя как их владельца отделяло прекрасного грека от низших варваров. Таким образом, музей в то время был одним из способов самоидентификации.
Другой уровень развития явления музея мы находим в Древнем Риме, где возникают первые частные императорские коллекции. При создании этих собраний уже начинает доминировать эстетическая ценность каждого экспоната в отдельности, но наслаждение от этого эстетического могут получать только «избранные люди», владельцы. Стремление римлянина сделать красивым весь мир вокруг себя приводит к такой ситуации, точную оценку которой дал музеевед И.А. Фролов в своей книге «Основатели российских музеев»: «Рим не имел музея как такового, но весь мир был музеем». Однако, приближаясь к концу своего существования, Рим предложил другую трактовку этого феномена. Музей, собрание, коллекция теперь стали не собраниями красоты, а накоплениями богатств, значимых не с эстетической, а с экономической точки зрения.
Процессы, происходившие в XIX в. в Европе, отмечены и в России. Классицизм, переживавший в нач. XIX в. в Европе свой закат, привел к становлению археологии как науки (не собирающей случайно попавшиеся под руку древности, но активно их ищущей). XIX в. внес существенные изменения в развитие музейного дела в России. Налицо формирование музейной потребности, почему инициатива организации музеев часто принадлежала не государственной власти, а обществу.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3218;