Особенности драматургического построения тематического вечера.
В тематическом вечере соединяются и основная задача, и цель воздействия
на аудиторию, и время, отпущенное на его проведение, и многое другое.
Рассмотрим принципы построения вечера, наиболее отвечающий цели воздействия на зрителя:
1. тематический принцип: тематические вечера, построенные на
удовлетворении одного интереса зрителя - автор ищет единую тему, намечает интересное ее развитие; вечера, построенные на удовлетворении разноплановых интересов – вечер - сборник разных тематических эпизодов, автор работает над каждым эпизодом в отдельности, разрабатывая каждую тему как самостоятельное небольшое произведение, и намечает общую композицию вечер;
2. принцип периодичности: два вида: вечера, носящие единичный
характер (материал излагается полностью в зависимости от их замысла), и циклы, серии вечеров (вечера с продолжением – каждый вечер служит развитием предыдущего и завязкой для последующего – клубы и объединения по интересам);
3. принцип актуальности. Вечер, посвященный какому-либо событию,
будет освещать различные аспекты этого события, его восприятие различными кругами общества. Событие в этом случае должно быть в центре внимания в течение всего вечера, иначе интерес зрителя растворится в обычном, несобытийном материале;
4. принцип программности. Когда с утра до вечера намечается несколько
различных программ. Это могут быть и празднества, и памятные дни, и фестивали, торжества по поводу вручения предприятию, городу, области орденов и т.д. Каждая из программ пишется отдельно, составляется общий план празднества, его регламент с указанием мест проведения, ответственных лиц и т.д.;
5. принцип параллельностиили последовательности действия.
Проведение одновременно программ на разных площадках – параллельность (публика может сама выбрать ту или иную программу), последовательность - когда действие предполагает очередность во времени и рассчитано на возможность перехода публики от одного места действия к другому;
6. принцип одно- или многожанровости. Обычный вечер может быть
построен в каком-либо одном жанре (беседа за «круглым столом», вечер песни и т.д.). В этом случае автор ищет разнообразие материала в пределах одного жанра и строит композицию вечера в соответствии с законами этого жанра. Такой же длительности вечер может быть построен по принципу многожанровому (концертному). Здесь важнее не повторять один и тот же жанр и следить за наиболее интересной сменой и разнообразием жанров;
7. принцип массовости и камерности. Массовыми или камерными вечера
могут быть по количеству зрителей, по размерам помещений, по стилистике. Камерные вечера не терпят крикливости, им присуща тихая интонация, интимная манера;
8. принцип общедоступности или целевого назначения. Общедоступные –
для широкого круга зрителей, независимо от возраста, пола, профессии, уровня подготовки, интересов - зрелищно-развлекательные; целевого назначения - вечера строятся с учетом возрастных и других особенностей (для юношества, для детей, для взрослых, для любителей музыки, театра и т.д.). Обязательное условие подготовки таких вечеров – их точный адрес;
9. принцип выездных вечеров. При подготовке для выездных целей
драматургу необходимо изучить возможность нового места, аудиторию.
Можно выделить вечера по тематике:
-Вечера, посвященные пропаганде идей (например: акция против курения и т.п.).
-Вечера, посвященные; научно-техническому прогрессу, выдающимся достижениям науки и техники, инновационным технологиям.
-Вечера, посвященные героическим революционным, боевым и трудовым традициям.
-Вечера, посвященные каким либо выдающимся личностям.
Необходимые требования к организации тематического вечера:
1. важность темы;
2. ее актуальность;
3. документальность драматургии (с реальными героями).
Наиболее распространенные жанры клубного тематического вечера:
1. вечер-рассказ. Выступления ведущих и приглашенных лиц, скомпонованные с литературно-художественным материалом, последовательно освещают какое-либо важное событие, информируют об исторических фактах и новых явлениях политической и культурной жизни;
2. вечера-репортажи. Короткие выступления непосредственных свидетелей и участников тех или иных знаменательных событий. Вечера-репортажи отличаются особой оперативностью в освещении злободневных вопросов и актуальных тем жизни и быта народа. В них активная роль принадлежит ведущему. Часто такие вечера ведут журналисты;
3. вечер-портрет - подробный рассказ о конкретном человеке, показ достоинства и раскрытие его характера всеми выразительными средствами; рассказ о целом коллективе или знатной бригаде. В сценарии могут быть использованы коллективный рассказ и интервью, кинофрагмент, фоторепортаж и демонстрация семейных фотографий, чтение документов, стихов, исполнены песни и инсценировки. Жанру вечера-портрета свойственны особая теплота и сердечность. По существу это коллективный театрализованный рассказ о передовом человеке, о трудовой династии;
4. вечер-митинг - звучат трудовые рапорты и нередко принимаются резолюции. В них часто используются такие элементы, как вынос знамени, шествие через зал, разбрасывание листовок с призывами и текстами революционных песен, коллективное исполнение песен;
5. вечер-ритуал - вечера, отмечающие то или иное важное событие в жизни человека или целого трудового коллектива; с элементами торжественного акта. Причем этому, жанру свойственны традиционно повторяющиеся, общеустановленные составные элементы и церемониальные действия.
В основе тематического вечера обязательно должен лежать сценарий, т.е подробная литературная разработка содержания тематического вечера, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них, предусматриваются средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование помещений.
Основные этапы работы над сценарием тематического вечера:
1. В начале работы продумывается идейно-тематическая основа будущего вечера, четко определяются тема и идея. Тема – то, о чем автор хочет рассказать участникам вечера. Идея – это то, ради чего проводится вечер. Поиски яркого, интересного сюжета – от события к событию, в сценическом действии. Определение и разработка конфликта - преодоление людьми трудностей, препятствий при достижении определенных целей;
2. разработка композиции будущего сценария, т. е. реализация конфликта, развитие сюжета в сценическом действии. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала. В начале сценария необходима экспозиция, т. е. короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Далее - основное действие, т. е. изображение процесса борьбы, ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов. Каждый из них имеет свою логику, свою внутреннюю композицию, через которую красной нитью проходят идея и тема сценария.
Заданное экспозицией-завязкой действие должно развиваться по нарастающей линии к кульминации и развязке. Каждый эпизод должен быть закончен. После кульминации должна следовать развязка – финал действия – обычно, объединенное выступление на сцене всех исполнителей, коллективное массовое пение, принятие письма, клятвы, обращения.
Удачный монтаж создает ощущение целостности, слитности двух совершенно разных элементов: песни и кинокадров, музыки и драматургического фрагмента, сливает воедино художественную иллюстрацию и документальное выступление.
Средства идейно-эмоционального воздействия:
1. слово - создает атмосферу общения между сценой и залом. Устное выступление агитатора, пропагандиста может охватить большой отрезок времени, ввести зрителей в атмосферу событий, передать то, что не удается выразить иными средствами искусства;
2. литература и искусство, используемые в виде инсценировки, фрагмента из спектакля и кинофильма, музыки. Они воздействуют силой художественных образов, позволяют воспроизвести события в их развитии, передать историко-бытовую обстановку, накал классовых битв. Кинофрагмент, сцену из спектакля, песню можно использовать также как продолжение мысли или действия, как второй план к устному выступлению;
3. музыка. Большое место занимает музыка в прологе и в финале массового праздника. Она помогает режиссеру и сценаристу точно задать тему и ритм действия, что важно для экспозиции, а также сплотить зрителей в финале праздника в большой сводный хор;
4. художественное и документальное кино - для переключения внимания участников в гущу тех или иных исторических событий. Широко распространен прием использования фрагментов из художественных фильмов, когда герои как бы оживают, сходят с экрана;
5. спортивные выступления, хореографические пантомимы, особенно если они также вплетены в сюжетную ткань, являются составной частью праздничного действия;
6. оформление сцены, особенно отдельных деталей, выступающих в качестве определенных символов. Ярким средством наглядности на тематическом вечере выступают карта, схема, диаграмма, плакат, особенно если это подвижные, быстро сменяющиеся детали оформления.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4823;