Сценарно-режиссерские особенности построения массового праздника.
Массовый праздник как особый вид социально-культурной жизни людей предполагает множество типов такого действа, в числе которых наиболее значительными представляются торжество, зрелище, обряд, ритуал и карнавал.
Торжество отличается публичным моментом политического единения, находящим свое выражение в митингах, шествиях и демонстрациях, манифестациях, соответственно оформленных сценарно-режиссерски, художественно, музыкально.
Обряды— совокупность установленных обычаем действий людей, связанных с общественными или* бытовыми традициями. Они представляют собой социально-культурные действия людей, которые вызывает праздничная ситуация. Именно праздничная ситуация рождает обряд как форму массового праздника. Специфика этой формы состоит в том, что обряд — персонифицированный личностный праздник.
Ритуал(церемония, церемониал) — официально принятый распорядок торжественных приемов, шествий. Он представляет собой тип социального действия, порой выходящего за рамки праздника и обряда. Другими словами, ритуал можно определить как внешние формы, соблюдаемые в торжествах, или торжество по заранее установленному плану, или обряд по установленным правилам. При анализе ритуалов можно прийти квыводу, что в жизни чаще всего ритуализируются наиболее напряженные моменты жизни общества, коллектива и личности независимо от того, какого рода события включают они в себя.
Ритуалом можно также считать раз и навсегда установившееся действие, закрепленное в привычках и традициях людей. Ритуал создает стереотип поведения, помогает сохранить сплоченность коллектива, служит средством переключения внимания людей от временного и случайного в их жизни к постоянному и устойчивому.
Ритуальным моментом в советском массовом празднике является, например, вынос красных знамен революционной, боевой и трудовой славы нашего народа или данной конкретной социальной общности людей, города или села, определенного коллектива. Ритуал этот подчеркивает уважение советских людей к красному знамени.
Ритуализации подвержены и многие другие моменты жизни людей: нельзя считать ритуал только лишь праздничным явлением.
По отношению к обряду ритуал выступает как способ закрепления обрядового действия. Из всех других проявлений праздника, кроме обрядов, чаще всего подвергается ритуализации торжество. Как правило, ритуальный момент содержится в празднике всегда. Он порой сочетается с творческим элементом и с импровизацией, которые придают каждому массовому празднику черты неповторимости.
Праздник нельзя отождествлять также с карнаваломкак действием, которым принято обозначать всеобъемлющее народное веселье. Карнавальный характер присущ каждому празднику. Он придает ему особую динамичность, создает праздничное мироощущение. Однако возможно и выделить карнавал или всеобъемлющее публичное народное веселье как особый тип праздничного действия. Анализируя римский карнавал, Гете выделял в нем всенародный характер, отмену иерархических граней, полное освобождение от жизненной серьезности.
Умелый подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусства, отдельных номеров, которые могут воплощать сюжет и развивать тему, являются сутью режиссуры театрализованного массового представления.
Основные этапы работы над сценарием театрализованного массового действа начинаются обычно с определения темы и идеи будущего сценария.
Тема — это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных сценаристом и режиссером.
Идея — это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.
Далее - поиски яркого, интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требование. Удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет.
Тема должна иметь строгую логичность построения. Каждый эпизод
сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.
Должно быть нарастание действия – от экспозиции-завязки действие
должно развиваться по нарастающей линии, к кульминации и развязке.
Каждый эпизод должен быть закончен. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.
Должна быть контрастность построения. Это требование специфично для композиции массового театрализованного действа, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотребления той или иной краской, однообразия, монотонности.
В новой композиции важно обработать стыки между эпизодами, создать переходы от одного из них к другому.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4502;