Театрализованного представления.


В практике работы над сценариями различных форм и разно­видностей театрализованных представлений и праздников выделяют три ключевых этапа работы сценариста:

I этап - создание идейно-художественного замысла сценария;

II этап - отбор сценарного материала;

III этап - монтаж сценарного материала в сценарий театрализованного действа;

Так, на первом этапе работы над сценарием театрализован­ного действа происходит:

- выбор и анализ темы;

- поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы;

- постановка педагогической цели будущего театрализованного действа;

- определение идеи;

Сценарист должен выявить и изучить события, которому будет посвящен сценарий; тщательно и глубоко изучить жизненный и художественный материал; изучить интересы и потребности аудито­рии будущего театрализованного действа; выбрать и изучить возможности места проведения театра­лизованного действа; выявить творческие и финансовые возможности вопло­щения сценария будущего театрализованного действа.

Второй этап работы над сценарием театрализованного дей­ства предполагает отбор сценарного материала. Сценарист должен отобрать из множества различных жиз­ненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, раз­нообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения и накопления сценарного материала, только тот материал, который и составит основу будущего сценария.

Третий этап работы над сценарием - монтаж сценарного материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих операций:

- разработку композиции всего сценария и каждого эпизода в отдельности, что потребует соблюдения законов целостности, вза­имосвязи и соподчиненности частей целому;

- выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода;

- монтаж сценарного материала;

- литературную работу над сценарием.

В сценарии нужна экспозиция-завязка - стихотворные заставки, сцены из пьес, фрагменты из кино­фильмов, песни, театрализованные шествия.

Следующая часть композиции — основное действие, т. е. изо­бражение процесса борьбы и ее перипетии, цепи событий и столк­новений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчиняться следующим основным требованиям:

1. Строгая логичность построения темы. Каж­дый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.

2. Нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульми­нации и развязке.

3. Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обла­дает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные мо­менты, законченную композицию.

4. Контрастность построения. Это требование спе­цифично для композиции массового театрализованного действа, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не долж­но допускать злоупотребления той или иной краской, однообра­зия, монотонности.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшей точке в развитии действия. В момент кульми­нации наиболее концентрированное выражение находит идея те­атрализованного сценарного произведения. Вот, например, сценарий торжественной церемонии посвящения в рабочий класс, которое широко распространено сегодня. Кульминационным моментом этой церемонии является приобщение молодых к тра­дициям рабочего класса. Оно проходит либо в форме передачи Вечного огня, либо в форме клятвы молодежи, либо в форме передачи именного инструмента.

После кульминации - развяз­ка, финал действия. Финал является наиболее выгодным моментом для про­явления активности участников массового представления, празд­ника. Распространенной формой финала в клубном массовом действе являются, например, объединенные выступления всех исполнителей, коллективное исполнение песни, принятие письма, клятвы, обращения.

Развитие действиявключает в себя театрализованные рапорты предприятий или городов, всевозможные игровые моменты, мас­совые гулянья, монтаж театрализованных представлений и многое другое.

Кульминациякак наивысший эмоциональный момент в разви­тии действия представляет собой конкретное выражение темы; К кульминации следует так психологически подготовить зри­теля, чтобы возник момент соучастия, который выражается обыч­но в массовом активном пении, в каких-либо коллективных дей­ствиях.

Приемы монтажа позволяют рассмотреть специфику самого конфликта.

К наиболее распространенным приемам художественного мон­тажа относится контрастность - сбли­жение противоположных, контрастирующих по смыслу элемен­тов художественного произведения.

В сценарии театрализованного представления можно сопостав­лять по контрасту не только отдельные номера, но и отдельные эпизоды, части номеров, как бы заставляя зрителя беспрерывно сравнивать два факта, два явления, два действия, одним усили­вая другое, благодаря чему достигается острая выразительность, идейная направленность и художественная целостность.

Лейтмотив («напоминание») — построение тематических концертов, литературно-музыкальных композиций, агитационно-художественных представлений.

Чаще всего напоминание бывает комплексным, в нем принима­ют участие все средства художественной выразительности.

Мы назвали и охарактеризовали лишь несколько из наиболее распространенных приемов художественного монтажа. Практиче­ски их гораздо больше, а точнее сказать, количеству их нет пре­дела, как нет и не может быть предела творческим поискам и от­крытиям

Нельзя поставить театрализованное представление без средств выразительности - декорации, костюмы, реквизит, музыка, освещение. В праздничных представлениях с помощью звука и света «оживают» здания, улицы, площади, которые «рас­сказывают» собравшимся свою историю, становясь центральным образом сценария. Широко используется транспортная и всякая иная тех­ника, стихии огня и воды, природное освещение, новейшие дости­жения современной науки, пиротехника, птицы и животные и т. д.

Одной из отличительных особенностей драматургии и режиссуры массовых праздников является активизациямассы людей. Человек в ситуации массового праздника дол­жен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и ре­жиссерской разработке нужно предусмотреть пути его активиза­ции, каналы, по которым может развиваться активная деятель­ность каждого участника во время праздника.



Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 6263;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.