Аранжировка инструментальных произведений.
Инструментальные произведения для современных оркестров и ансамблей можно условно разделить на оригинальные сочинения и обработки популярных песен или мелодий.
Сравнительно редко произведения первого вида бывают записаны автором полностью со всеми подголосками, контрапунктами. Чаще всего авторский материал изложен в виде темы с гармонией, иногда с указанием характера ритмической фактуры. В этом случае, как и в произведениях второго вида, вся работа по сочинению формы, фактуры, определение стилистики произведения и т. д. ложится на плечи аранжировщика.
Одна из самых распространенных форм в инструментальной эстрадной музыке - тема с вариациями. Она превалирует в джазовой музыке для малых ансамблей, где после изложения темы каждый музыкант исполняет сольную импровизацию. В эстрадной музыке своего рода импровизацией является разработка темы (вариационного характера), инструментованная на ансамбль или оркестр
Как и в работе над песней, перед началом работы над партитурой инструментального сочинения чрезвычайно важно иметь примерный план аранжировки. Тональность темы обусловливается диапазоном и удобствами игры на сольных инструментах. Общий принцип: духовые инструменты лучше писать в бемольных тональностях, а струнные в диезных; необходимость соблюдения этого принципа зависит от сложности темы и квалификации музыкантов.
В партитуре ансамбля с небольшим составом музыкантов, а следовательно, и ограниченными выразительными возможностями важно так распределить соло, развитие темы, чтобы избежать тембрового однообразия}
По своему назначению пьесы для ансамблей и оркестров можно разбить на две группы. Сочинения первой группы предназначены для исполнения с эстрады - концертные (оркестровые, сольные); второй - для аккомпанемента танцам, так называемая фоновая музыка. В произведениях концертного репертуара важно выигрышно показать возможности оркестра, солистов, "блеснуть" сыгранностью ансамбля. В произведениях прикладного характера важен либо определенный ритм, либо определенное настроение; в них не обязательно демонстрировать экстремальные возможности оркестра. Разное назначение пьес следует учитывать и аранжировщикам, сопоставлять средства выразительности с функциональной задачей.Просматривая партитуру, обратите внимание, как на решение формы, так и на различные детали аранжировки - стыки частей баланс групп, ритм-структуру, гармонические приемы разработка и т. д.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 682;