СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА. ОСОБЕННОСТИ АРАНЖИРОВКИ.
Симфоническая музыка. Она включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.
Этот жанр творчества и исполнительства издавна считался не самым популярным. Довольно длительное время с ним можно было познакомиться исключительно в дворцовых залах, аристократических салонах, где могли бывать одни избранные. Позже - достоянием самой широкой публики стали произведения Моцарта и Бетховена, Глинки и Чайковского, Прокофьева и Мясковского.
Современный симфонический оркестр, открывающий поистине неограниченные возможности для музыкального творчества, создавался на протяжении нескольких сот лет.
Именно в творчестве Бетховена окончательно сложился так называемый классический состав оркестра, куда входят струнные инструменты (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), парный состав деревянных духовых (2 флейты, 2 гобоя. 2 кларнета, 2 фагота), медные духовые (2, 3 или 4 валторны, 2 трубы), литавры. Большой состав симфонического оркестра впервые был применен Бетховеном в его Девятой симфонии.
Само собой разумеется, что, устанавливая состав оркестра, композитор руководствуется стремлением максимально подчинить тембральные средства выразительности творческому замыслу в целом – с тем, чтобы эти средства использовать в драматургии произведения.
В своем монументальном труде «Основы оркестровки» Римский-Корсаков указывает, что композитор, обращающийся к оркестровой музыке, обычно проходит несколько стадий инструментовки, вначале перегружая звучность громом ударных инструментов, затем увлекаясь колористическими эффектами. Наконец наступает «период высшего развития вкуса, всегда совпадающий с предпочтением всему другому материалу смычковой группы, как самой богатой и выразительной». Можно добавить к этому, что именно струнные инструменты придают оркестровому звучанию напевность.
Сложность написания оркестровых партитур состоит в обилии музыкальных инструментов, их грамотном сочетании. Композитор может поменять местами части произведения, аранжируя уже готовый материал, добавлять новое, убирать. Создавая свое произведение, композитор должен передать благозвучное сочетание музыкальных красок, не нагромождая и не сгущая их (если не стоит такой задачи). Также следует учитывать частотный диапазон звучания отдельных групп инструментов, дабы, в дальнейшем, избежать «эффекта маскировки». Для этого нужно акцентировать внимание на специфических нюансах, присущих каждому инструменту, чтобы сохранить его тембровую окраску в общей картине звучания оркестра.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 481;