Одноименная и близкая тональности
Одноименная тональность – это мажорный или минорный лад, построенный от одной и той же ноты, например, тональности Ля мажор и Ля минор.
Близкими тональностями являются те, у которых есть общие аккорды (трезвучия). Предложим, нужно определить близкие тональности к До мажору. Берем трезвучие на второй ступени – оно получается минорным (Ре-Фа-Ля). Следовательно, Ре минор – близкая тональность. Теперь строим трезвучие на третьей ступени До мажора (Ми-Соль-Си) – следовательно, следующая близкая тональность – Ми минор. Таким образом получаем у каждой тональности по шесть близких тональностей (т.е. тональностей первой степени родства).
В мажоре трезвучия строятся на ступенях: II, III, IV, V, VI и IV гармонической (повышенной на полтона). А в миноре на ступенях: III, IV, V, VI, VII, и V гармонической (повышенной на полтона).
Формула А+В+А соответствует произведению, где средняя часть контрастирует с крайними. Например, в этой части может быть использована далекая тональность.
В данном типе трехчастной формы часто третья часть (реприза) бывает расширенной по размеру, в ней находится общая кульминация произведения. Здесь усиливается массивность изложения, насыщается фактураактивизируется ритмическое движение, объединяются выразительные элементы первых разделов.
В трехчастной форме какие-либо части могут быть расширены по строению и содержанию. Например, в средней части могут объединяться два или три контрастных раздела; строение такого произведения можно обозначить формулой: А+ВС+А или А+ВСD+А.
Произведение трехчастной формы может быть построено более сложно: каждая из его частей может представлять простые двухчастные или трехчастные формы, например, соответствуя такой формуле: А(а+в)+С(а+в+а)+А(а+в).
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 717;