Борьба Руси с экспансией Запада
Большую опасность для нашего Отечества в описываемы период представляла и экспансия Запада. С благословения папы римского Целестина III, провозгласившего в целях экспансии католичества в конце XII в. крестовый поход в Прибалтику, на Русь и Польшу, началось утверждение немецких феодалов в Прибалтике под флагом христианизации и цивилизации живших там народов и племен. К ним присоединились шведские и датские рыцари. К. Маркс писал в своих “Хронологических выписках” отмечал: “1201 г. Альберт Апельдернский, епископ, основывает город Ригу, а для того, чтобы иметь постоянное войско, учреждает орден божьих рыцарей, иначе меченосцев... Эти молодцы были включены в епископство Рижское... их лозунг был: христианство или смерть”[113]. В 1237 г. орден меченосцев, переименованный в Ливонский, стал отделением мощного Тевтонского ордена, переброшенного на земли пруссов и ливов из Палестины.
Русские князья, осознавая опасность экспансии Запада, помогали прибалтийским народам в борьбе с ней. В 1211 г. владимиро-суздальская, новгородская дружины и эстонцы совершили походы на Ригу и Ревель. В 1217 г. новгородско-псковские и эстонские войска разбили немцев у г. Отепя. В 1223 г. Великий князь владимирский Юрий Всеволодович отправил на помощь эстам, сражавшимся с датским королем Вольдемаром II, 20-тысячное войско во главе со своим братом Ярославом. Силы были неравны. Установив свое господство в прибалтийских землях, крестоносцы начали агрессию против Руси. В 1224 г. их войска взяли город Юрьев. Лишь в 1234 г. новгородскому князю Ярославу Всеволодовичу удалось разбить рыцарей на. р. Эмайыга (близ нынешнего Тарту ) и добиться перехода части земель современных Латвии и Эстонии под владение Руси. В 1237 г. войско Тевтонского ордена, вторгшееся в пределы Галицко- Волынской Руси, потерпело под г. Дрогичиным поражение от русских дружин князя волынского Даниила Романовича (Галицкого).
В начале 1240 г. папа римский Григорий IX призвал к объединенному крестовому походу немецких, шведских и датских феодалов на Северную Русь. Шведы, не пожелавшие ни с кем делиться добычей, подготовились к походу раньше других, и летом 1240 г. их корабли вошли в Неву и остановились у впадения в нее р. Ижоры. Отсюда командующий шведским войском зять шведского короля ярл (князь) Биргер, уверенный в победе, послал новгородскому князю Александру Ярославовичу послание следующего содержания: “Если можешь, защищайся. Но я уже здесь и полоняю твои земли”. 15 июля 1240 г. состоялась знаменитая Невская битва, в которой русское войско под командованием 20-летнего Александра (назван после победы Невским) разбило шведов. Ярл Биргер был ранен новгородским князем в лицо. Вслед бегущим в панике шведам русские, как свидетельствуют летописи, пустили по течению Невы три шведских корабля, нагруженных шведскими же трупами. Эта битва стала важным этапом борьбы русского народа за выход в Балтийское море. Новгородские бояре, боясь усиления авторитета и власти князя, объявили Невскую победу авантюрой. Оскорбленный Александр уехал в Переяславль. Но не прошло и года, как новгородцам пришлось идти к Александру на поклон и звать его обратно.
Осенью 1240 г. рыцари Ливонского ордена вторглись в русские земли, захватили г. Изборск, а затем вследствие измены посадника Твердилы — и неприступный Псков, Копорье, опустошили берега Луги и оказались в 40 верстах от Новгорода. Очевидец тех событий католический монах Генрих Латвийский писал о делах захватчиков на русской земле: “Стали они грабить деревни, убивать мужчин и полонять женщин и обратили в пустыню всю местность вокруг Пскова... Те, кто укрепились на русской земле, устраивали засады на полях, в лесах и деревнях, хватали и убивали людей, не давая русским покоя, уводили скот и женщин их”. В решающем сражении на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. 17-тысячное русское войско под командованием Александра Невского разгромило 12 тысяч рыцарей и кнехтов (наемная пехота). Потери немцев в “Ледовом, побоище”, которые по меркам средневековых рыцарских битв были более чем велики, составили 400 – 500 рыцарей и кнехтов. 50 знатных рыцарей были взяты в плен. Итогом явился договор, согласно которому Ливонский орден навсегда отказывался от притязаний на русские земли и возвращал захваченные ранее.
С. М. Соловьев, оценивая роль Александра Невского в судьбе русского народа, писал: “Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на западе поставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей истории от Мономаха до Донского”[114]. “Ледовым побоищем” был положен конец попыткам превратить русские земли в провинциальную окраину Европы и насадить католичество. Но грабительские набеги немецких, шведских и датских рыцарей продолжались. Наибольший урон от них несли псковские и новгородские земли. Однако и эти действия агрессоров не оставались безнаказанными.
В 1253 – 1254 гг. Даниил Галицкий вторгся на территорию Тевтонского ордена, одержал 5 побед над рыцарями и дошел до Балтийского моря. В 1268 г. полки нескольких русских княжеств под предводительством сына Александра Невского князя переяславского Дмитрия наголову разбили крестоносцев в битве при г. Раковор в Эстонии. Окончательно хребет Тевтонскому ордену и немецкому рыцарству был перебит объединенной армией поляков, литовцев, русских, чехов, венгров, валахов в битве при Грюнвальде в 1410 г.
Начиная с середины XIII в. молодое Великое княжество Литовское, теснимое с запада немцами, осуществляло систематическую агрессию против Руси. Она особо активизируется после принятия Литвой католичества (1387 г.) и заключения Кревской унии (1385 г.)[115], когда Литва стала форпостом экспансии Запада в русские земли. В 1321– 1323 гг. литовский князь Гедимин завоевал Волынь, Галицию, Киев, а также заключил мир с Ливонским и Тевтонским орденами, Данией и Ригой, развязав тем самым крестоносцам руки для наступления на Русь. Сын Гедимина Ольгерд, заявив послам Священной Римской империи о том, что “вся Русь должна принадлежать Литве”, захватил в 60 – 70-х годах XIV г. Брянск, Ржев, Северную Русь и совершил 3 похода на Москву. Московский летописец о литовском походе 1368 г. писал: “Такого зла и от татар не бывало”. Лишь в 1379 г. Дмитрию Донскому удалось восстановить власть Москвы над Киевом и Черниговом. Ягайло в 1380 г. обещал Мамаю выступление на его стороне литовских войск. Литовский кнзяь Витовт в 1395 г. захватил Смоленск, в 1396 г. разорил рязанские земли, а в 1398 г. заключил договор с Ливонским орденом, обещая взамен помощи Литве в овладении Новгородом литовскую помощь немцам в подчинении Пскова. К середине XV в. многие истинно русские земли продолжали оставаться под польско-литовским владычеством.
Воспользовавшись распрями между князьями и боярами, польский и венгерский католические монархи попытались захватить Юго-Западную Русь. В 1209 г. венгры оккупировали Галицию, а поляки осуществили интервенцию в Волынь. В 1214 г. они заключили договор о разделе Галицко-Волынского княжества. Мстислав Удалой в 1218 – 1219 гг. освободил захваченные земли, а Даниил Галицкий возродил Галицко-Волынское княжество. В 1245 г. главный соперник Даниила в борьбе за власть Ростислав Черниговский, женатый на дочери венгерского короля Белы IV и привлекший на свою сторону польского короля Болеслава Стыдливого, пришел во главе польско-венгерско-руг-ского войска в Галицию. Под стенами г. Ярослава на р. Сан 17 августа 1245 г. произошло генеральное сражение. Даниил Галицкий разбил войско интервентов и окончательно утвердился в Галицко-Волынском княжестве.
Агрессия европейских католических держав против Руси в XIII – XV вв. в условиях монголо-татарского нашествия, следствием которого стала вассальная зависимость Руси от Золотой Орды, делала реальной угрозу национальной самостоятельности и государственности русского народа. Западная цивилизация сама подтолкнула Русь к выбору между утратой государственности, сопряженной со сменой веры, и вассальной зависимостью от орды в условиях духовной свободы.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 579;