Главное качество портрета: доверчивость, открытость, задушевность.
Скульптура и живопись в Русском искусстве 1 пол 18 века.
Скульптура
В первой половине 18 в. Скульптура, не имевшая в России давних традиций, развивалась медленнее других видов искусства. Скульпторы того времени были иностранцами. Одним из первых в Россию приехал итальянец
Барталамео Карло Растрелли – архитектор и скульптор.
Работа с архитектурным заказом ему не досталась, её поделили Леблон и Трезини. Поэтому он проявил себя как скульптор.
1. «Бюст Петра I»
1 2
Передает волевой и страстный характер императора – преобразователя. Слова А.С. Пушкина: «Могуч и радостен как бой,…»
Но главный заказ, который он должен был выполнить
2. «Конный памятник Петру I»
Растрелли создал два варианта памятника: первый при жизни Петра, в стиле барокко; второй во время правления Елизаветы Петровны, изменив свое решение. Новый вариант продолжал традиции древнеримского конного памятника (памятник Марку Аврелию) и монумент эпохи Возрождения ( памятник кондотьеру Гаттамелате Донателло и памятник Коллеони Вероккио).
Идея: Изваять исполинского героя, олицетворяющего торжествующую и победоносную новую Россию.
Монумент на долгое время был забыт, после смерти Елизаветы Петровны. Лишь при императоре Павле 1 монумент был водружен у Михайловского (Инженерного) замка, став неотъемлемой частью ансамбля, для которого вовсе не предназначена.
3.«Императрица Анна Иоанновна с арапчонком»
Скульптурная группа построена на контрасте скульптурных масс. Монументальная грузная фигура императрицы и изящная. Легкая, динамичная фигурка мальчика-пажа. Этот прием подчеркивал величие монарха.
Живопись
С начала 1 пол. 18 в. Главное место занимал портрет во всех его разновидностях: камерный, парадный. В рост, подгрудный, парный. В портрете воспроизводился интерес эпохи к человеческой личности.
Сначала портреты писали, приглашенные Петром I, иностранцы. Это были профессиональные. Но не гениальные художники, приехавшие в Россию по контракту.
Луи Каравакприбыл из Марселя;в России он получил звание «придворного маляра» и создал целую галерею портретов царской семьи.
4. «Двойной портрет дочерей царя Анны Петровны и Елизаветы Петровны»
4 5
Преувеличенная изысканность грациозность движений ( которой вряд ли отличались 8-и летняя и 9-и летняя девочки) характерны для искусства рококо.
Скоро рядом с иностранцами начинают работать русские мастера.
Иван Никитинродился в семье священника, близкого царскому двору. Получал заказы на портреты, еще до учебы за границей.
5. «Портрет царевны Натальи Алексеевны, сестры царя»
Скоро Никитина направили пенсионером учиться в Италию. Приехав через 3 года в Россию, ему была предложена должность профессора Академии художеств (которую планировалось открыть). Однако с Академией пришлось повременить, но Никитину
Петр I даровал мастерскую на Адмиралтейской стороне. Следующие пять лет – годы творческого подзема живописца. Самые известные его работы:
6. «Портрет канцлера Головкина»
6 7 8
Тип полупарадного портрета. Большое место уделено регалиям: Андреевской ленте, голубому банту ордена белого орла. Все прописано широко. уверено: коричневый кафтан и сиреневая подкладка, золотой позумент, белая рубашка и шейный платок, длинные локоны парика. Но главным для живописца является лицо: с внимательным взором, немолодое, усталое, но очень умное и принципиальное. Портрет подкупает своей искренностью, глубиной, проникновением в человеческую натуру.( в отличие от иностранных живописцев).
7. « Портрет напольного гетмана»
8. «Портрет императора на смертном одре»
После смерти Петра I, художник был арестован, обвинен в участии политического заговора, побывал в заключении в Петропавловской крепости, бит плетьми и отправлен на вечное проживание в Сибирь.
Андрей Матвеев, в 15 лет поехал на обучение в Голландию. Учился там 11 лет, освоил портретную и монументальную живопись, приехав в Россию приглашен для оформления Петропавловского собора. Затем возглавил живописную команду Канцелярии от строений (руководил живописными объектами Петербурга).
Самое известное произведение Матвеева:
- «Автопортрет с женой»
Художнику на нем 27 лет, а жене Ирине -15 или 17. Впервые создал образ дружественного любовного союза. Композиция проста, но продумана. Фигуры размещены на горизонтально расположенном холсте. Портретируемые смотрят спокойно и благожелательно. Мужчина словно выводит свою молодую жену вперёд к зрителю. ( мы знаем парные портрет Рубенса, Рембрандта), но русские мастера не подражали западноевропейским мастерам.
Главное качество портрета: доверчивость, открытость, задушевность.
Живопись Матвеева. Прозрачная, «плавная2 с тончайшими переходами, мягкими светотеневыми градациями и словно растворяющимися контурами в этом произведении достигает совершенства.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Регуляторы напряжения | | | Визначення і призначення БЦ верстатів |
Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 406;