Исправительно-трудовые учреждения в предвоенные годы
Историю развития отечественной уголовно-исполнительной системы невозможно рассматривать в отрыве от тех политических процессов, которые происходили в СССР в 1930-е гг. Прямым следствием так называемого «обострения классовой борьбы» явилось ужесточение уголовного законодательства, а главное – произвол и беззаконие, допущенные властями по отношению к собственным согражданам.
7 апреля 1930 г. СНК СССР утвердил Положение об исправительно-трудовых лагерях, официально закрепившее лагерную систему исполнения наказаний в виде лишения свободы. Положение предусматривало разделение заключенных по трем категориям в зависимости от их социального положения и характера совершенного преступления.
первая категория – заключенные из числа трудящихся, пользовавшиеся до вынесения приговора избирательными правами, осужденные впервые на сроки не свыше 5 лет;
вторая категория – осужденные на сроки свыше 5 лет за преступления, не связанные с контрреволюционными действиями;
третья категория – нетрудовые элементы, а также лица осужденные за контрреволюционные преступления.
В лагерях для всех заключенных применялись три вида режима:
1) первоначальный. Заключенные использовались на общих работах, проживали в пределах лагеря в специальных помещениях, не имели свободного выхода из них, на работу отправлялись по общему списку;
2) облегченный. Заключенные использовались на постоянной работе в учреждениях и промыслах; проживали в общежитиях, прикрепленных к предприятиям. Им предоставлялось право отлучек. На работу они отправлялись по рабочим книжкам. Кроме того, заключенные отбывающие наказания в облегченных условиях, могли получать премии.
3) льготный. Заключенным предоставлялась возможность пользоваться всеми правами облегченного режима. В частности, у них было право выходить за пределы лагеря и занимать административно-хозяйственные производственные должности.
Положение об исправительно-трудовых лагерях предусматривало возможность условно-досрочного освобождения заключенных, пользовавшихся до осуждения избирательными правами. Поощрялось развитие клубной, театральной, научно-лекционной и иной просветительской работы в лагере. Предусматривалось создание фонда материальной помощи лицам, освобожденным из лагеря.
В то же время Положение оставляло в компетенции ОГПУ определение условий и порядка применения дисциплинарных мер, что «развязывало руки» администрации лагерей, которая могла неограниченно пользоваться мерами репрессивного характера.
Для руководства разрастающейся системой ИТЛ при ОГПУ СССР в апреле 1930 г. было создано Управление лагерей (УЛАГ), преобразованное в феврале 1931 г. в Главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГ).
В 1930 г. УЛАГу подчинялось УСЛОН ОГПУ (общая численность заключенных – 22 тыс. человек). В начале 1930-х гг. система ГУЛАГа расширилась за счет создания новых ИТЛ:
1931 г. – Темниковский ИТЛ (Мордовская область); Свирский ИТЛ (Ленинградская область); Кунгурский ИТЛ (Урал);
1932 г. – Северо-Восточный ИТЛ (Дальневосточный край), занимавшийся добычей золота, олова, впоследствии – урана; Беломоро-Балтийский ИТЛ (Карелия) – строительство одноименного канала; Дмитровский ИТЛ – строительство канала Москва–Волга.
Ю.А. Реент отметил, что именно при строительстве Беломоро-Балтийского канала «лагерная система впервые выступила не только поставщиком рабочей силы, но и фактически приняла на себя роль основного производителя работ». Именно строительство Беломорканала, сданного в эксплуатацию в рекордно короткие сроки, показало, насколько эффективным может быть труд заключенных ИТЛ.
В 1934 г. ОГПУ было включено в состав вновь создаваемого НКВД СССР, что привело к переподчинению ГУЛАГа.
Наивысшего «расцвета» ГУЛАГ достиг в годы так называемого «большого террора», для которого были характерны массовые внесудебные репрессии, а также существенное ужесточение уголовной политики. В 1937 г. максимальные пределы сроков наказания в виде лишения свободы были повышены с 10 до 25 лет за шпионаж, террор и диверсии.
В 1937 г. в связи с окончанием строительства канала Москва–Волга заключенные были перекинуты во вновь созданные лесозаготовительные лагеря с общим наполнением в 140 тыс. человек. В том же году было создано 6 новых лагерей для заключенных (путеармейцев), занятых на строительстве вторых железнодорожных путей БАМа.
В последующие предвоенные годы были организованы лагеря специального, оборонного, промышленного, железнодорожного и шоссейного строительства, по сооружению аэродромов, строительству и эксплуатации горно-металлургической, топливной, химической и целлюлозно-бумажной промышленности.
Среди объектов, возведенных руками заключенных, необходимо выделить заводы ферросплавов в Казахстане, никелевый завод на Кольском полуострове, Норильский никелевый комбинат, портовые сооружения в Находке и Советской Гавани.
В своем составе ГУЛАГ имел сеть научно-исследовательских институтов разного профиля, в которых отбывали свой срок С.П. Королёв, А.Н. Туполев, Н.И. Вавилов и др.
Всего к 1940 г. в стране действовало более 70 ИТЛ. Необходимо отметить, что в зарубежной и отечественной литературе прослеживается тенденция к существенному завышению количества заключенных ГУЛАГа. Называются даже цифры 8–12 млн единовременно содержавшихся заключенных. В действительности максимальная численность заключенных в довоенных «сталинских» лагерях составляла около 1,5 млн человек.
Однако следует учитывать, что в ведении ГУЛАГа находились не только ИТЛ. В 1934 г. сельскохозяйственные и промышленные ИТК, а также другие исправительно-трудовые учреждения, подчинявшиеся ГУИТУ НКЮ, были переданы НКВД СССР.
В связи с этим Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений было реорганизовано в Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения, что не повлекло за собой изменения аббревиатуры ГУЛАГ. Накануне Великой Отечественной войны в ИТК находилось свыше 400 тыс. заключенных.
В 1936 г. для содержания наиболее опасных преступников были воссозданы тюрьмы, подчиненные Тюремному управлению ГУЛАГа. После его объединения с Отделом мест заключения ГУЛАГа в 1938 г. появилась новая структура – Главное тюремное управление (ГТУ) НКВД.
К 1939 г. в его подчинении находились центральные тюрьмы ГУГБ НКВД СССР (Внутренняя, Бутырская, Лефортовская, Сухановская, Тюрьма специального назначения), Владимирская и Орловская тюрьмы для политических осужденных, республиканские и областные общие тюрьмы, внутренние тюрьмы и тюремные камеры НКВД, тюрьмы специального назначения и т. д. Лишь около трети лиц, помещенных в тюрьмах, отбывали наказания, в основном там размещались подследственные. Общее число лиц, находящихся в тюрьмах накануне Великой Отечественной войны, оценивается примерно в 500 человек.
Наряду с исправительно-трудовыми учреждениями в систему ГУЛАГа входили так называемые бюро исправительных работ, обеспечивающие выполнение судебных решений в отношении лиц, приговоренных к принудительным работам без лишения свободы.
В 1940 г. на учете этих бюро состояло 312 тыс. человек, в 1941 г. – 1 млн 124 тыс. Такое увеличение осужденных связано с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». К исправительным работам стали приговаривать за единственный прогул.
Внутренняя организация каждого лагеря определялась характером осуществлявшихся в нем работ. В ведении начальника лагеря находились лагерные пункты, подразделяющиеся на трудовые роты численностью до 400 человек. Управленческий аппарат лагерного пункта состоял из начальника лагпункта, его помощника по административной части, лагерного старосты и старшин рот. На старосту и старшин были возложены обязанности по обеспечению внутреннего порядка в лагере и организации труда заключенных.
Свой старостат был и у трудовых рот (ротный старшина, ротный нарядчик и два дневальных). Трудовая рота состояла из трудовых артелей и бригад под руководством старших артелей и бригадиров.
В ГУЛАГе в 1930-е гг. начинает использоваться такая организационно-производственная форма объединения заключенных, как трудовой отряд, представляющий собой самостоятельное лагерное звено, возглавляемое начальником отряда. Коллектив отряда совместно выполнял положенный объем работы, проживал, участвовал в культурно-воспитательной работе и организовывал свой быт. Численность отряда колебалась от 300 до 600 человек. Отряд состоял из бригад, бригадиры назначались начальником отряда.
Сложившаяся организационная структура низового звена системы ГУЛАГа, аппарат которого полностью состоял из заключенных, просуществовала без существенных изменений до середины 1950-х гг.
1 августа 1933 г. был утвержден новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. В качестве главного средства исправления осужденных указывался труд. Вместо культурно-просветительской работы вводилась политико-воспитательная работа с осужденными.
Следует отметить, что новый ИТК РСФСР носил прогрессивный характер относительно оплаты труда заключенных, их права на свидания и т. п. Содержание в местах лишения свободы стало бесплатным. Предусматривалась выплата заработной платы заключенным в полном объеме (3/4 – в процессе исполнения наказания, 1/4 – при освобождении).
Однако на практике карательные органы ставили перед собой задачу не исправления заключенных, а подавления оппозиционных настроений и использования труда заключенных для решения экономических задач. Руководитель каждого ИТЛ должен был любой ценой выполнить спущенный сверху план. Произвол, насилие и беззаконие со стороны лагерной администрации стали обыденностью уже в конце 1920-х гг. В июне 1939 г. были отменены зачеты рабочих дней и условно-досрочное освобождение.
Необходимо подчеркнуть, что резкий рост численности заключенных в ИТЛ не был обеспечен созданием приемлемых материально-бытовых условий отбытия наказания, квалифицированной охраной. На стадии становления находились специальные оперативные аппараты – информационно-следственные отделы при управлениях ИТЛ, в обязанности которых входило предотвращение побегов заключенных, раскрытие совершенных ими преступлений и розыск бежавших заключенных. Следствием этих недостатков системы ИТЛ стали произвол администрации лагерей, массовые побеги и отказы заключенных от выхода на работу.
Безразличное отношение к быту и потребностям заключенных, необходимость выполнять план любой ценой приводили к высокой смертности среди спецконтингента. На пике репрессий в 1937–1938 гг. смертность в лагерях достигала 5,5–5,7 %. Только в предвоенные годы питание, обеспечение теплой одеждой и медицинским обслуживанием было улучшено. Смертность к 1939 г. сократилось до 3,3%.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны практически все места лишения свободы подчинялись одному ведомству – НКВД СССР. Возросший объем решаемых этим ведомством экономических задач потребовал создания разветвленного аппарата управления местами лишения свободы. В конце 1930-х гг. таких управлений было четыре:
– Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ);
– Главное тюремное управление (ГТУ);
– Главное управление шоссейных дорог (ГУШОСДОР);
– Главное управление строительства Дальнего Севера (ГУСДС).
Кроме того, в разные годы на правах отдельных ведомств были выделены:
– Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС);
– Управление особого строительства (Особстрой);
– Главное управление гидротехнического строительства (Главгидстрой) и др.
Развитие системы исполнения наказаний потребовало серьезной работы по подготовке кадров сотрудников ИТУ. В короткий срок были созданы специализированные курсы. В 1938–1941 гг. в г. Владимире функционировали курсы начальствующего состава НКВД СССР.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4841;