Исправительно-трудовые учреждения в послевоенные годы (1946–1969)
После окончания Великой Отечественной войны ИТС продолжала рассматриваться как важный инструмент для восстановления народного хозяйства и создания новой промышленно-производственной базы страны.
В то же время отток квалифицированных кадров ИТС в годы войны не позволял существенно увеличить численность спецконтингента. Кроме того, на личный состав военизированной охраны была возложена обязанность охранять лагеря для военнопленных, которых к концу войны насчитывалось более 2 млн 200 тыс. Руководству ГУЛАГа пришлось даже привлечь к охране лагерей самих заключенных, доля которых в военизированной охране была ограничена 20 %.
«Новую жизнь» система ГУЛАГа получил через несколько лет после окончания войны, уже находясь в подчинении Министерства внутренних дел. В связи с преобразованием Совета народных комиссаров СССР в Совет Министров (1946 г.) изменилось и название ведомства, в структуру которого входила система ГУЛАГа. Она получила следующее наименование – ГУЛАГ МВД.
По мере освобождения военнопленных их место занимали осужденные граждане СССР.
Для всесоюзных строек требовались рабочие руки. С 1947 г. население ГУЛАГа начало увеличиваться и достигло в 1950 г. своей рекордной отметки – 2 561 350 заключенных, не считая содержавшихся в тюрьмах.
Правовым основанием для пополнения лагерей осужденными стало ужесточение уголовного законодательства в отношении хищения государственного и общественного имущества граждан, а также личного имущества граждан. Уголовному наказанию подвергались даже лица, вынесшие с работы кирпич или доску.
Важные последствия для развития уголовно-исполнительной системы СССР имела отмена смертной казни в 1947 г. С одной стороны, это способствовало притоку заключенных в ИТЛ, с другой – породило в среде уголовно-бандитских элементов чувство безнаказанности, способствовало повышению их влияния в лагерной среде.
Лагерная администрация частично утратила контроль за внутренней ситуацией в подведомственных учреждениях.
Криминогенная ситуация в местах лишения свободы усугублялась начавшимся сразу после окончания войны затяжным конфликтом между той частью преступного мира, которая лояльно относилась к администрации ИТУ и была представлена в основном бывшими фронтовиками, и уголовными элементами, отрицавшими любое сотрудничество с властями. Последние опирались на традиции тюремной субкультуры, закрепившиеся в 1930-е гг. Для изоляции бандитских элементов, дезорганизующих установленный в лагерях и колониях порядок, в учреждениях ГУЛАГа создавались специальные подразделения строгого режима.
Законодательно строгий режим был закреплен Постановлением Совета Министров СССР от 21 февраля 1948 г. № 416-159 сс «Об организации лагерей и тюрем для содержания особо опасных категорий преступников». В 1950 г. государство, учитывая рост числа уголовных преступлений в местах заключения и на воле, было вынуждено восстановить смертную казнь.
В 1948 г. в целях изоляции политических противников после отмены каторги была начата работа по созданию в рамках ГУЛАГа системы особых мест лишения свободы. В эту систему входили несколько тюрем (Владимирский и Александровский централы, Верхнеуральская тюрьма) и особые лагеря, имевшие, помимо номера, такие имена, как Минеральный, Горный, Дубравный, Степной, Речной и т. п. В них сосредоточивался ак называемый «особый контингент», лица, осужденные по 58-й статье за измену родине, шпионаж, терроризм, участие в антисоветских организациях и т. п.
От ИТЛ, в которых содержался так называемый «общий контингент», особлаги отличались более суровыми условиями труда, а также строгостью режима. «Особый контингент» в нерабочее время безвыходно содержался в бараках усиленного режима (БУРах). Утвержденный лимит наполняемости Особых лагерей был установлен в размере 145 тыс. человек. Система особых мест лишения свободы была ликвидирована в 1953 г.
Смерть Сталина в 1953 г. и последовавшие за ней политические процессы в стране изменили лишь политико-правовую и идеологическую надстройку системы ГУЛАГа. Декларируемая задача перевоспитания осужденных по-прежнему являлась второстепенной по сравнению с экономической целесообразностью использования дешевого труда заключенных. Вместе с тем начался период гуманизации отечественной уголовно-исполнительной системы.
По инициативе Л.П. Берии была проведена крупномасштабная амнистия 1953 г. Всего, по разным оценкам, из ИТЛ было освобождено от 1 млн. 200 тыс. до 1 млн 800 тыс. человек. При этом амнистия не коснулась так называемых «врагов народа». Еще одна крупномасштабная амнистия прошла в 1957 г.
Следуе отметить, что в 1953–1954 гг. была попытка передачи ИТУ в состав Министерства юстиции. Несмотря на то что данное мероприятие не состоялось, деятельность ИТУ с 1954 г. стала регламентироваться не ведомственными нормативными актами Министерства внутренних дел, а нормативно-правовой базой, разработанной высшими органами власти. Указом ПВС СССР 1955 г. предусматривался прокурорский надзор за местами лишения свободы. Гуманнее стало относиться к заключенным и руководство МВД, доказательством чему служит ведомственный приказ 1953 г. «О запрещении применения к арестованным каких-либо мер принуждения и физического воздействия».
В результате либерализации системы наказаний и пересмотра уголовных дел, касающихся контрреволюционных преступлений, численность заключенных ГУЛАГа сократилась до 1 млн 75 тыс. человек (1954 г.). Многие крупные лагеря были упразднены, деятельность оставшихся мест заключения была сориентирована почти исключительно на обслуживание нужд советской энергетики и лесной промышленности. Попытка привлечь заключенных к процессу освоения целинных земель не имела успеха.
В связи с созданием МВД союзных республик последним была передана часть ИТЛ, ранее подчинявшимся ГУЛАГу МВД СССР.
Лагерная система утратила прежний масштаб, но некоторое время сохраняла свою структуру. В то же время следует отметить, что с середины 1950-х гг. становится особо заметным внимание государства к вопросам перевоспитания заключенных, которых перестали рассматривать исключительно в качестве дешевой рабочей силы. На высшем уровне руководства страны отмечалось неудовлетворительное состояние приобщения заключенных к общественно полезному труду и превращения его в полезного члена советского общества. В нерабочее время с заключенными стали проводиться политзанятия. В штат сотрудников вводилась должность заместителя начальника лагпункта по воспитательной работе среди осужденных, а также инспектора по общему и производственному обучению.
Характерным явлением жизни ИТЛ середины 1950-х гг. стало ослабление режима, вылившееся в увеличении числа побегов, случаев пьянства и отказа от работы.
В лагерной среде возросло влияние уголовных рецидивистов. В некоторых случаях рецидивистам удавалось спровоцировать массовые беспорядки среди заключенных. Ухудшение обстановки в лагерях во многом было обусловлено появившимся после смерти Сталина чувством безнаказанности у преступных элементов.
Реформирование отечественной пенитенциарной системы началось в годы так называемой хрущевской «оттепели». Постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1956 г. № 1443-719 «О мерах по улучшению работы МВД СССР» дальнейшее использование ИТЛ было признано нецелесообразным. Согласно данному Постановлению советская исправительно-трудовая система должна была быть представлена исправительно-трудовыми колониями и тюрьмами. Указанные изменения в пенитенциарной политике государства нашли отражение в Положении об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД СССР, утвержденном Постановлением Совета министров СССР от 8 декабря 1958 г. № 1334, и Уголовном кодексе РСФСР 1960 г.
Новый УК РСФСР, помимо лишения свободы, предусматривал следующие виды уголовных наказаний: ссылку, высылку, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение от должности, возложение обязанности компенсировать причиненный вред, общественное порицание, конфискацию имущества, лишение воинского или специального звания, направление военнослужащих в дисциплинарный батальон. Устанавливался предельный срок заключения – 15 лет.
В связи с упразднением ИТЛ Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний (ГУИТЛК) МВД СССР в октябре 1956 г. оказалось реорганизованным в Главное управление исправительно-трудовых колоний (ГУИТК) МВД СССР. В 1960 г. МВД СССР, а вместе с ним и ГУМЗ (бывший ГУЛАГ) были упразднены, функции МВД СССР передавались МВД союзных республик. В 1962 г. МВД союзных республик были переименованы в Министерства охраны общественного порядка, которые в 1966 г. объединились в МООП СССР (с 1968 г. – вновь МВД СССР). В составе МООП СССР функционировали такие структурные подразделения, как Главное управление мест заключения и Главное управление внутренних войск.
Одновременно велось строительство новой исправительно-трудовой системы образца 1958 г. ИТК, ставшие основным видом мест лишения свободы с 11 сентября 1961 г., подразделялись по четырем видам режима: общий, усиленный, строгий и особый (для особо опасных рецидивистов и лиц, которым смертная казнь была заменена лишением свободы). Если в системе ГУЛАГа ИТК направляли заключенных на соседние предприятия, то теперь при исправительно-трудовых колониях стало создаваться собственное производство, что значительно упростило работу конвойной службы. Во всех ИТК действовало единое правило: заключенные должны были содержаться под стражей и надзором, подвергаться обыску, их корреспонденция – цензуре, посылки и передачи – досмотру. Женщины содержались либо в колониях строгого режима отдельно от мужчин, либо в колониях общего режима.
В 1962 г. в действие вступило новое Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних, предусматривавшее содержание несовершеннолетних осужденных в колониях двух видов режима – общего и усиленного.
Лица, для которых требовалось строгая изоляция, содержались в тюрьмах. В ИТК для нарушителей дисциплины создавались помещения камерного типа (ПКТ).
В 1964 г. большинство тюрем было преобразовано в следственные изоляторы, в 1963 г. созданы колонии-поселения, предназначенные для подготовки заключенных к жизни на свободе, а также для отбытия наказания лицами, совершившими преступление по неосторожности. В 1964 г. появился новый вид условного освобождения из мест лишения свободы – направление условно освобожденного на стройки предприятий народного хозяйства.
Программа реформирования ИТУ предполагала широкое привлечение общественности для реализации уголовно-исполнительной политики.
На местные исполкомы возлагалась обязанность заниматься трудовым и бытовым устройством освобожденных из ИТУ.
При исполнительных комитетах районных и городских советов создавались наблюдательные комиссии, в состав которых входили представители советских, профсоюзных и комсомольских организаций. В число наблюдательных комиссий полномочий входила проверка работы ИТУ, посещение в любое время мест заключения, осуществление приема заключенных, знакомство с их личными делами, возбуждение ходатайства о досрочном освобождении, смягчении наказания и т. п.
Необходимо подчеркнуть, что прокурорский надзор и общественный контроль позволили создать серьезную базу для укрепления законности в деятельности учреждений ИТУ. Однако на практике прокурорский надзор в силу отсутствия специализированной прокуратуры был поверхностным, выявлявшим лишь незначительные недостатки.
Важную роль в деле унификации уголовно-исполнительной практики сыграли Основы исправительно-трудового законодательства СССР 1969 г. Затем был принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1970 г.), просуществовавший с изменениями и дополнениями до 1997 г.
В 1960-е гг. важнейшей задачей ИТУ является перевоспитание осужденных путем привлечения их к труду. Однако в условиях командно-административной системы главным показателем успешного функционирования учреждений ИТУ считалось выполнение производственного плана. Стимулирование заключенных к труду осуществлялось с помощью пропагандистских акций, имеющих характер соцсоревнований.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 5418;