Памятники светского права
«Русская Правда»
Начальные фазы законотворчества в Древнерус-
ском государстве практически не отразились в дошедшем до нас
комплексе письменных источников. Исключением являются
ссылки на статьи некоего Закона Русского, которые встречаются в
договорах Руси с греками (6415/907 г.: «Олга водивше на роту, и
мужи его по Рускому закону кляшася...»; 6420/911 г.: «Аще ли уда-
рит мечем, или бьеть кацем любо сосудомъ, за то ударение или
бьспье да вдасть литръ 5 сребра по закону рускому»; 6453/945 г.:
«аще украденное обрящеться продаемо, да вдасть и цену его су-
губо, и тъ показъненъ будеть по закону гречьскому, и по уставоу и
по закону рускому», «аще ли от нея [кубары] возметь кто что, ли
человека поработить, или убьеть, да будеть повиненъ закону ру-
ску и гречьску», «ци аще ударить мечемъ, или копьемъ, или ка-
цемь любо оружьемь русинъ гречина, или грьчинъ русина, да то-
го деля греха заплатить сребра литръ 5 по закону рускому»). На
основании сопоставления этих статей с нормами позднейших за-
конодательных памятников (прежде всего с Русской Правдой)
М.Б. Свердлов попытался реконструировать этот источник. По-
добные реконструкции можно рассматривать пока лишь в каче-
стве рабочих гипотез. Обращает на себя внимание то, что в упо-
мянутых статьях используются греческие единицы веса (литры).
Впрочем, это могло быть связано с тем, что договоры с Византи-
ей попали в летопись в виде переводов с греческого. В литерату-
ре широко распространено мнение, что Закон Русский предста-
влял запись норм обычного права восточных славян. Насколько
обоснованна такая точка зрения, сказать трудно. Тем не менее
считается, что именно Закон Русский лег в основу первых до-
шедших до нас памятников письменного права Древней Руси, ко-
торые принято обобщенно называть Русской Правдой.
Древнейшим из них является Краткая Правда (20-70-е годы
XI в.). Она представляет собой кодекс норм прецедентного пра-
ва. Всеми этими нормами, видимо, регламентируются отноше-
ния в пределах княжеского (позднее также и боярского) хозяй-
ства, вынесенного за пределы официальной столицы государст-
ва. Возможно, это определило и название самого памятника
«Правда роськая» (от раннего значения слова «русь» - дружинни-
ки). Косвенным подтверждением такой догадки может служить
то, что в ряде списков Русскую Правду продолжает Закон Суд-
ный людей («людьми» в Древней Руси называли подданных).
Именно в княжеско-дружинной среде складывались новые соци-
альные отношения, не регламентируемые традицией: между са-
мими дружинниками, между дружинниками и «служебной орга-
низацией», между князем и слугами, князем и свободными кре-
стьянами-общинниками. Все остальное население Киевской Руси
в обыденной жизни, скорее всего, продолжало руководствовать-
ся нормами обычного права, нигде не записанными. О них мож-
но судить лишь по косвенным следам, сохранившимся в Русской
Правде, Самым ярким из них является, несомненно, обычай
кровной мести, об ограничении которого говорится уже в пер-
вой статье Краткой Правды.
Краткая Правда сохранилась в двух списках XV в. (в составе
Новгородской I летописи младшего извода) и 11 списках
XVIII-XIX вв. Ее текст помещен в статье 6521 (1016) г. после со-
общения о том, что Ярослав Мудрый дал новгородцам Правду и
Устав - за помощь в борьбе против Святополка Окаянного. Текст
Русской Правды - явно вставной - в старшем изводе Новгород-
ской I летописи отсутствует.
По структуре и источникам, которые вошли в ее состав,
Краткую Правду принято делить на Правду Ярослава (первые 17
статей по разбивке М.Н. Тихомирова; в самих текстах деления
на статьи нет) и Правду Ярославичей. Существование Правды
Ярослава основывается на формальном признаке (ее текст пред-
шествует записи о съезде Ярославичей, на котором они «устави-
ли Правду руськои земли»). Однако в более поздней Простран-
ной Правде, в которой запись о съезде сыновей Ярослава приво-
дится, скорее всего, в первоначальном виде, речь идет только об
отмене кровной мести и замене се денежным штрафом, «а ино
все якоже Ярослав судил, такоже и сынове его уставиша». Это да-
8 — 4463
ет основания для сомнений о существовании Правды Ярослави-
чей. Из состава Правды Ярослава иногда выделяются первые 10
статей, которые, по мнению М.Н. Тихомирова, составляли Древ-
нейшую Правду. Считается, что она была составлена в Новгоро-
де около 1016 г. В 1036 г. на ее основе была создана Правда Яро-
слава. После его смерти (около 1072 г.) во время съезда в Выш-
городе Ярославичи дополнили ее еще рядом статей (до ст. 26).
Новую редакцию Правды связывают с городскими восстаниями
1068-1071 гг., поскольку в нее вводятся повышенные денежные
штрафы за убийство княжих людей. Остальные статьи Краткой
Правды, отчасти повторяющие нормы Древнейшей Правды,
принято считать дополнительными, введенными позднее. К бо-
лее позднему времени относят также Покон вирный, устанавлива-
ющий нормы прокорма сборщиков судебных платежей, и Урок
мостникам, определяющий расценки за мощение новгородских
улиц (оба датируются первой половиной XII в.). Несмотря на,
возможно, составной характер, Краткая Правда рассматривает-
ся как единый цельный памятник, возникший в результате целе-
направленного редактирования ее текста на рубеже XI-XII вв.
Появление первого памятника письменного права, вероят-
но, было вызвано тем, что именно в княжеском окружении нача-
ли формироваться новые, нетрадиционные социальные отноше-
ния, не подпадавшие под обычные нормы. Основой «официаль-
ного», «необычного» законодательства могли выступать как пе-
реработанные древние правовые памятники (типа Закона Рус-
ского) и традиционные нормы права, так и нормы принципиаль-
но новые, заимствованные, скорее всего, из наиболее авторитет-
ного - для князя и его окружения - источника, Священного пи-
сания. О том, что именно библейские нормы легли в основу
письменного законодательства, можно судить хотя бы по очевид-
ным параллелям статей Русской Правды и ветхозаветных тек-
стов:
Как видим, нормы Священного писания на древнерусской
почве претерпели определенные изменения, что вполне естест-
венно. К сожалению, до сих пор не изучены ни сами эти парал-
лели, ни те трансформации, которые произошли с библейскими
правилами в Русской Правде (точнее, в Русских Правдах).
Ко второму-третьему десятилетиям XII в. обычно относится
появление Пространной Правды. М.Н. Тихомиров связывал ее
возникновение с новгородским восстанием 1207-1208 гг. и отно-
сил к началу XIII в. Известно более ста списков этого памятника
в составе Кормчих книг, Мерил Праведных и юридических сбор-
ников особого состава. Самыми ранними являются Синодаль-
ный список Кормчей (1282 г.) и Троицкий список Мерила Пра-
ведного (вторая половина XIV в.), прочие датируются
XV-XVIII вв. Все списки Пространной Правды объединяются в
три вида (извода). Синодально-Троицкий вид имел новгород-
ский протограф, возникший ранее последней четверти XIII в.
(по мнению Ю.Г. Алексеева, не позже конца XIII в.). Пушкинско-
Археографический основывался также на новгородском прото-
графе первой половины XIII в. Карамзинский вид возник в Мо-
сковской Руси начала XV в. на основе какого-то списка Пушкин-
ско-Археографичсского вида, дополненного по спискам Сино-
дально-Троицкого; он представляет интерес в основном для изу-
чения судьбы Русской Правды в XV-XVI вв. Иногда Пушкинско-
Археографический и Карамзинский виды выделяют вслед за
С.В. Юшковым в самостоятельные редакции Русской Правды.
Пространная Правда имеет самостоятельную основу, расши-
ренную текстами Краткой Правды (в переработанном виде) и
8*
Устава Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 г.). В то же
время М.Н. Тихомиров подчеркивает, что это «единый памят-
ник, основанный на разнообразных материалах, но единовре-
менно возникший»36. По объему Пространная Правда почти в
пять раз больше Краткой (почему и имеет такое условное назва-
ние). По мнению М.Н. Тихомирова, третьим источником Прост-
ранной Правды был протограф Сокращенной Правды. Однако
эту точку зрения не разделяют большинство исследователей.
Пространная Правда чаще всего рассматривается как памят-
ник новгородского гражданского законодательства, хотя количе-
ство списков и распространенность в различных юридических
сборниках позволяют относить се к общерусскому законодатель-
ству. Степень «официальности» Пространной Правды неизвест-
на.
Наиболее спорным памятником является Сокращенная Прав-
да, сохранившаяся в двух списках XVII в. Обычно ее датируют
концом XV в. В дошедшем виде Сокращенная Правда появилась,
вероятно, в Пермской земле, после присоединения ее к Москов-
скому княжеству. Большинство исследователей видят в этом па-
мятнике простое сокращение текста Пространной Правды (что
отразилось в его общепринятом названии). М.Н. Тихомиров же
считал, что Сокращенная Правда передавала ранний текст, кото-
рый лег в основу Пространной.
С начала XIV в. Русская Правда, по-видимому, начала терять
свое значение как действующий источник права. Смысл многих
юридических терминов, использовавшихся в ней, становился не-
ясным переписчикам и редакторам, что вело к искажениям тек-
ста. Уже в начале XV в. Русскую Правду перестали включать в
юридические сборники, составлявшиеся для практического при-
менения. Это свидетельствует о полной утрате ею - как единого
кодекса - правовой силы. Видимо, тогда же она начала включать-
ся в летописные своды. Косвенным подтверждением сказанного
является то, что с этого же времени текст Русской Правды пере-
стает развиваться.
Несмотря на традиционную характеристику Русской Правды
как единого памятника, на наш взгляд, более корректно рассмо-
трение Краткой, Пространной и Сокращенной Правд как само-
стоятельных источников, связанных между собой. Изучение
этих древнейших русских юридических памятников независимо
от сборников, в составе которых дошли их тексты, вряд ли мож-
но (с источниковедческой точки зрения) считать верным мето-
дическим приемом.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 451;