Каноны вселенских соборов
Вселенскими соборами обыкновенно называют
собрания епископов всех поместных церквей. Вселенские собо-
ры созываются в исключительных случаях для решения важных
церковных вопросов. Содержание постановлений первых собо-
ров указывает на то, что обычно они созывались для решения
вопросов веры, разногласиями в которых порождались еретиче-
ские течения. Кроме того, на вселенских соборах вырабатыва-
лись общие нормы церковной дисциплины. Было семь вселен-
ских соборов.
Первый - Никейский собор - состоялся в 325 г., он выработал
20 правил. Важнейшими из них признаются: четвертое, гласив-
шее, что епископы должны выбираться епископами дайной про-
винции и утверждаться митрополитом; пятое, которое предпи-
сывало, чтобы епископы провинции собирались два раза в год
для решения вопросов, текущих дел и рассмотрения жалоб ми-
рян и клира на епископов; шестое подтверждало высшую власть
одних епископов над другими епископами (например, римского
над западными, антиохийского над восточными, александрий-
ского над епископами Египта, Ливии, Пентаполя).
Вторым был 1-й Константинопольский (387 г.) собор. Из его
семи правил особенно важны второе и шестое (согласно им Во-
сток делился на пять округов с особо установленными церковны-
ми судебными инстанциями), а также седьмое, в котором приво-
дятся правила принятия в православие кающихся грешников-
еретиков.
Третий - Ефесский собор, состоялся в 431 г. Он принял восемь
правил. Из них первые шесть касаются отлучения Нестория и
его сторонников; седьмым запрещается слагать новый символ
веры, а по восьмому кипрские епископы освобождаются от зави-
симости антиохийского патриарха.
Четвертый собор известен как Халкидонский (451 г.). Резуль-
татом его деятельности стали 30 правил. В частности, 28-е пра-
вило определяло круг судебной и административной деятельно-
сти константинопольского патриарха; при этом константино-
польский патриарх уравнивался в правах с папой Римским. Про-
чие правила касались бытовых вопросов церковной жизни, Так,
26-е повелевало управлять церковным имуществом при посредст-
ве эконома, а 4-е подчинило монахов местному епископу.
Пятым был II Константинопольский собор (553 г.).
Под шестым имеют в виду сразу два вселенских собора -
III Константинопольский (680 г.) и так называемый Трулльский
(691 г.). На них было принято 102 правила, из которых 36-е за-
крепляло равноправие константинопольской и римской патри-
арших кафедр, а также указывало иерархический порядок патри-
арших кафедр восточной церкви. 8-м правилом митрополит обя-
зывался ежегодно созывать соборы епископов; 12-м, 13-м и 48-м
решался вопрос о браке клириков, а в 33-м осуждался обычай ар-
мянской страны принимать в клир только происходящих из свя-
щеннического рода. Ряд правил касался жизни мирян (64-е
и 70-е запрещали мирянину поучать жену всенародно и в церкви
во время богослужения; 80-е грозило отлучением тому, кто в те-
чение трех праздничных дней не посетит богослужения; 54-е ука-
зывало на границы родства для вступления в брак; 53-е узакони-
вало духовное родство восприемников с воспринимаемыми; 72-е
- о смешанном браке; 102-е касалось епитимьи кающихся).
Наконец, седьмым называется //Никейский собор (787 г.), из-
давший 22 правила. Из них четвертое и шестое резко выступали
против симонии при занятии священнических должностей; 15-е,
16-е, 18-е и 22-е утверждали недействительность назначения на
церковные должности мирян; 10-е запрещало устройство общих
для женщин и мужчин монастырей; 13-е запрещало отчуждать
церковное имущество, принадлежавшее монастырям и еписко-
пиям.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 462;