Революция в Германии.
Известия о народных выступлениях в Париже, падении королевской власти и провозглашении там республики, о победоносной революции во Франции сыграли роль детонатора, вызвавшего революционный взрыв в германских государствах. Уже через два дня после провозглашения в Париже республики (27 февраля 1848 г.) в пограничном с Францией Великом Герцогстве Бадене либералы и радикальные демократы собрали многочисленное народное собрание в Мангейме, где была принята петиция в парламент с требованиями вооружения народа, т. е. создания милиции, свободы печати и уничтожения цензуры, отмены запрета партий и свободы собраний, демократизации юстиции и созыва общегерманского национального парламента. 1 марта эта петиция была передана в ландтаг специальной делегацией, которую сопровождали манифестанты. Палата приняла эти требования (была введена ответственность министров перед палатой), как и присягу армии Конституции и отмену феодальных прав. Великий герцог был вынужден поддержать принятые ландтагом решения и согласиться с созданием правительства из либералов для осуществления вышеназванных мероприятий.
В других средних и мелких государствах Германского союза ход событий в марте 1848 г. походил на события в Бадене: собирались народные собрания, происходили демонстрации с аналогичными «мартовскими требованиями», либералы входили в «мартовские правительства». Отсюда берет свое название определение революции в Германии как «мартовской революции».
Мартовская революция быстро распространилась по Германии, охватила крупнейшие государства - Австрию и Пруссию. В Пруссии революционные выступления 3 марта в Кельне нашли отклик в центрах Рейнской провинции, а 7 марта начались в Берлине с выдвижением тех же требований, что и в других государствах. Народный протест, принимавший социально-революционный характер, нарастал. 13 марта произошли столкновения демонстрантов с войсками, развертывались бои на улицах, были убитые и раненые.
Обеспокоенный известиями о революционном выступлении в Вене и бегстве Меттерниха прусский король Фридрих Вильгельм IV 18 марта объявил об отмене цензуры и созыве Соединенного ландтага, дал обещание ввести конституцию и реорганизовать Германский союз. Но столкновения демонстрантов с войсками продолжались и 18, и 19 марта, переросли в баррикадные бои по всему Берлину, большую часть которого заняли повстанцы (студенты, ремесленники и рабочие), потерявшие в боях около 400 убитых. 19 марта король отдал приказ о выводе войск из Берлина. В последующие дни король обещал конституцию, во главе правительства были поставлены либеральные деятели Рейнской провинции Людольф Кампгаузен и Давид Ханземан.
Весной 1848 г. в ряде государств юго-запада и центра Германии происходили мощные аграрные движения. Крестьянам в этих государствах, выступавшим против дворянских привилегий и остатков феодальных отношений, удалось добиться удовлетворения многих своих требований, после чего их участие в дальнейшей революционной борьбе сошло на нет.
Требования общегерманского парламента воплотились в жизнь с середины апреля до середины мая, когда происходили выборы депутатов в Национальное собрание. 18 мая 1848 г. во Франкфурте-на-Майне в церкви Св. Павла открылось первое заседание Собрания, состоявшего преимущественно из либералов и нескольких демократов, а также определенного числа консерваторов. Основная масса депутатов происходила из образованного бюргерства, в частности, были избраны 49 профессоров университетов.
Национальное собрание отнюдь не стало общегерманской центральной властью. Избранный парламентом временный имперский правитель, которым стал австрийский эрцгерцог Иоганн, и временное имперское правительство также не имели ни полномочий, ни средств и возможностей проводить какую-либо политику, ибо она встречала возражения со стороны Австрии и Пруссии и других государств. На многих заседаниях парламента в течение длительного времени обсуждался проект имперской конституции, широко дебатировался вопрос о будущем Германии, о «великогерманском» (с участием Австрийской империи) или «малогерманском» (без Австрии) вариантах Германского государства.
28 марта 1849 г. парламент принял имперскую Конституцию, составной частью которой были принятые парламентом в декабре 1848 г. «Основные права немецкого народа», написанные по образцу американской «Декларации независимости» 1776 г. и французской «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. Таким образом, впервые в немецкой истории были прокламированы свободы граждан: свобода личности, свобода выражения мнений, свобода веры и совести, свобода передвижения по территории империи, свобода собраний и коалиций, равенство перед законом, свобода выбора профессий, неприкосновенность собственности. Ликвидировались все сословные преимущества, остававшиеся феодальные повинности; отменялась смертная казнь. Был принят «малогерманский» вариант империи; «императором немцев», главой исполнительной власти был избран прусский король Фридрих Вильгельм IV. Законодательную власть представлял собой двухпалатный парламент - народное собрание (фольксхаус), избиравшееся всеобщим и равным голосованием всеми мужчинами, и Собрание государств (штатенхаус) из представителей правительств и ландтагов отдельных государств. Таким образом, консерваторам при поддержке либералов удалось закрепить в Конституции монархический принцип и наследственную монархию, сохранить все территориальные государства и их династии, вопреки требованиям немногочисленных демократов и радикалов, настаивавших на создании единой демократической республики.
Конституция, принятая Франкфуртским парламентом, оказалась мертворожденной. 3 апреля 1849 г. прусский король Фридрих Вильгельм IV категорически отказался принять корону (как он писал, «свинскую корону»), отдававшую «тлетворным запахом революции», к тому же грозившую войной с Австрией. Отказ прусского короля свидетельствовал о наступлении контрреволюции в Германии и знаменовал собой крушение дела Франкфуртского парламента. Конституция была отвергнута монархами и правительствами многих германских государств.
Республиканцы и демократы сделали попытку защитить Конституцию и воплотить ее в жизнь; хотя она и не отвечала их представлениям, но могла послужить орудием в борьбе с контрреволюцией. В мае - июне 1849 г. вспыхивали народные восстания в защиту Конституции в Дрездене, в Рейнской области, Пфальце и Бадене. Все они были подавлены, причем в Бадене и Пфальце в подавлении участвовали прусские войска, которыми командовал кронпринц Вильгельм. Так , прусские войска задушили последний всплеск движения за единство демократической Германии. Действия прусских войск явились сигналом для правительства Вюртемберга разогнать 18 июля 1849 г. Франкфуртский парламент, перенесший свои заседания в Штутгарт, а через месяц во Франкфурте-на-Майне уже снова заседал, как и до революции, бундестаг.
К июню 1849 г. контрреволюция в Пруссии заняла уже прочные позиции, что завершило развитие ситуации в стране за предыдущий год, характеризовавшийся ростом сил контрреволюции. В июне 1848 г. было вынуждено уйти в отставку правительство либерала Кампгаузена, а вскоре пало и следующее правительство либерала Ханземана. В ноябре 1848 г. к власти было призвано правительство графа Вильгельма фон Бранденбурга - оплот аристократической имперской контрреволюционной камарильи. Министром внутренних дел был назначен крупный чиновник барон Эдвин фон Мантойфель, в 1850 г. ставший министр-президентом, что положило начало десятилетней так называемой «эры Мантойфеля».
Вслед за объявлением осадного положения в Берлине Мантойфель вывел из города Национальное собрание Пруссии, созванное еще в мае 1848 г., либеральное большинство которого в бесплодных прениях не смогло даже принять проект конституции или какие-либо важные законы. Через месяц собрание было распущено. Вслед за этим в декабре 1848 г. была введена в действие откроированная (дарованная) королем конституция, сохранившая дарованные в марте свободы, но вводившая право короля отменять любой закон, принятый ландтагом, и просуществовавшая до принятия новой Конституции в 1850 г. В мае 1849 г. вводилась трехклассная избирательная система на выборах в нижнюю (вторую) палату ландтага (палату депутатов), когда вся сумма уплачиваемых налогоплательщиками налогов делилась на три равные части, а избиратели - на три класса по размерам уплачиваемых налогов. И если в первый класс самых крупных налогоплательщиков входило небольшое число избирателей, то избирателей во втором классе было уже больше, основная же масса входила в третий класс. Причем каждый класс избирал равное число выборщиков, участвовавших в избрании открытым голосованием депутатов. Такая недемократическая система просуществовала в Пруссии до ликвидации монархии в 1918 г. Верхняя (первая) палата (палата господ) состояла преимущественно из представителей земельной аристократии, высшего духовенства и формировалась недемократическим путем.
Революция потерпела поражение и не разрешила основной задачи, стоявшей перед немецким народом: национального объединения Германии. В отличие от Французской революции XVIII в. она осталась незавершенной: не привела к ликвидации монархий и остатков феодального строя, остановилась как бы на полпути. Вместе с тем многие пережитки феодализма были ликвидированы, в Пруссии и других государствах действовали конституции, обеспечивавшие населению многие права и свободы. Все это способствовало развитию капитализма в Германии и увеличивало возможности для буржуазии германских государств активно участвовать в политической жизни и в структурах власти. Революция показала рост демократического движения, широкое участие рабочих в массовых выступлениях и локальных восстаниях, выявила роль рабочих и революционных организаций и их лидеров в движении, призывавших к углублению и радикализации борьбы, как это осуществляли «Союз коммунистов» и его руководители К. Маркс и Ф. Энгельс. Опасения немецких буржуа перед чрезмерной радикализацией революции с учетом опыта Франции способствовали либеральному политическому курсу буржуазии в различных германских государствах и ее отступлению перед контрреволюцией.
Национальное объединение Германии революционным путем снизу не осуществилось. На историческую сцену выдвигался другой путь объединения, в котором ведущую роль играла прусская монархия. Прусский кронпринц Вильгельм писал тогда: «Кто хочет править Германией, должен ее себе завоевать. Один только Бог знает, пришло ли время такого единства... Но Пруссии предначертано стать во главе Германии, это заложено во всей нашей истории, но когда и как это произойдет? - к этому идет дело».
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2253;