Австро-прусская война.
В феврале 1866 г. Бисмарк добился согласия короля Вильгельма I на подготовку к войне с Австрией и начал энергично действовать. Благодаря удачным финансовым государственным сделкам он получил в свое распоряжение достаточные денежные средства. Мольтке заверил, что прусская армия готова к войне. Удалось заключить союзный договор с Италией, обязавшейся выступить на стороне Пруссии, как только та начнет военные действия. Это был договор с иностранным государством, направленный против члена Германского союза. Министр-президент вступил в контакты с венгерскими эмигрантами, надеясь спровоцировать национальные беспорядки в Венгрии и тем нанести Австрии удар в спину.
Во многих германских государствах да и в самой Пруссии к возможной войне против Австрии, которую называли братоубийственной, относились по-разному. На народных собраниях в Рейнской области, в Вюртемберге, Саксонии и Берлине раздавались даже требования вооружить народ и превратить войну германских династий в народную войну за национальное единство. В резолюции собрания в Лейпциге (май 1865 г.) говорилось: «Если начнется братоубийственная война, которая может только ослабить Германию и сделать ее земли игрушкой в чужих руках, мы ожидаем, что немецкий народ встанет как один человек с оружием в руках на защиту своих владений, своей чести».
Бисмарк, отлично понимавший ситуацию, решил следовать формуле, выраженной им несколько месяцев спустя: «Если нам суждена революция, то лучше ее совершить, чем претерпеть». В начале июня 1866 г. Бисмарк предпринял дерзкий шаг - внес в Союзный сейм проект новой конституции Германского союза, предусматривавший исключение из Союза Австрии. Затем прусские войска вступили в Гольштейн. Австрия предложила сейму объявить мобилизацию войск Германского союза против Пруссии. Но 14 июня 1866 г. Пруссия объявила, что она выходит из Союза. А на следующий день началась война между Австрией и Пруссией. На стороне Австрии выступили Баден, Бавария, Вюртемберг, Ганновер и Саксония. Небольшие города в Тюрингии и в Северной Германии стали союзниками Пруссии.
Прусские войска вступили в Саксонию, Ганновер и Кургессен. Их 14-дневный марш к реке Майн изолировал силы государств Южной и Средней Германии, поддерживавших Австрию. Вопреки ожиданиям европейской общественности, с первых же дней войны преимущество оказалось на стороне Пруссии. Три отлично подготовленные армии, действуя по плану, удачно составленному Мольтке, впервые используя в военных целях железные дороги и телеграф, нанесли сокрушительное поражение Австрии и ее союзнице Саксонии. Решающее сражение произошло через 2 недели после начала войны, 3 июля 1866 г. у богемской крепости Кениггрец (битва при Садовой). Затем прусские войска двинулись на Вену.
При посредничестве Наполеона III в конце июля 1866 г. было заключено перемирие в Никольсбурге, а 23 августа 1866 г. Пруссия и Австрия заключили мир в Вене. По его условиям Германский союз распускался, и Австрия лишалась права вступить в новое государственное объединение - Северогерманский союз. Она вынуждена была согласиться на присоединение к Пруссии Шлезвига, Гольштейна, Ганновера, Кургессена, Нассау и вольного города Франкфурта-на-Майне, уступить Италии Венецию, а также обязывалась уплатить Пруссии военную контрибуцию. Триумфальное завершение войны позволило Бисмарку покончить с конституционным конфликтом в Пруссии.
Под влиянием побед прусской армии маятник общественного мнения качнулся в сторону Бисмарка, который приступил к разрешению конституционного конфликта. После недолгой борьбы он добился своего, и деятельность правительства была одобрена. Отколовшаяся часть Партии прогрессистов образовала готовую к сотрудничеству с правительством новую Партию национал-либералов. Это была партия промышленников, торговцев и связанной с ними интеллигенции. Вместе с Партией свободных консерваторов, отделившихся от старых консерваторов, недовольных Бисмарком, национал-либералы стали в последующие годы главной парламентской опорой правительства Бисмарка и играли важную роль в политической жизни Германии.
На первый взгляд компромисс с Бисмарком означал для либерального движения поражение. Во время революции 1848-1849 гг. либералы провозгласили лозунг «через свободу к единству». В 60-х годах этот лозунг все еще оставался лишь лозунгом. Стало ясно, что он нереален. Какие существовали тогда альтернативы? Революция снизу при существовавшем соотношении сил была невозможна, да либералы ее, конечно, и не хотели. Упорно протестовать? Но это грозило либо ультраконсервативным переворотом, либо установлением цезаристской диктатуры Бисмарка. В любом случае продолжение оппозиции могло быть лишь чисто моральным протестом. Однако национал-либералы, не отказываясь от идеи построения свободного правового государства, сочли более конструктивным и единственно возможным принять участие в создании сильного единого государства. Борьба против партикуляризма за единство стала для них приоритетной задачей. Лозунг изменился. Теперь он звучал так: «Через единство к свободе».
Разумеется, соглашение либералов с Бисмарком таило в себе и опасность. Противники его, составлявшие ядро прогрессистов, считали, что компромисс погубит либерализм. Сместились акценты в либеральной системе ценностей: единство, порядок и сила становились предпочтительнее свободы. Провозглашенный национал-либералами «реалистический» подход к новой ситуации мог стать оправданием реакционного режима, который грозил укрепиться в будущей единой Германии.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2079;