Проблемы брака и семьи в современном российском обществе.
Современная семья переживает глубокий кризис. Справедливости ради, следует сказать, что семейный кризис носит глобальный характер, присущ всем развитым странам, возник не в последние годы. Корни кризиса кроются в тех радикальных преобразованиях, которые произошли в Европе и Северной Америке под влиянием индустриализации. Современный социально-экономический спад лишь обнажил семейный кризис, но не привнес в него ничего принципиально нового. Изменился сам образ жизни людей в современных обществах, современная цивилизация привела к утрате высокого и значимого в прошлом места семьи в социальной структуре общества. Специфика российской ситуации лишь накладывается на общемировые тенденции:
· Современная модель семьи связана с четким разделением дома и работы. В урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, когда домашний быт постепенно передается несемейным учреждениям (прачечные, химчистки, кафе и т.д.).
· Идет процесс снижения брачности (исчезает ранняя и сплошная брачность), увеличения доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса детей в этих сожительствах. Увеличивается доля сознательного одиночества.
· Заметнее стал переход от закрытой к открытой системе выбора супруга: личный выбор индивида имеет приоритет перед родительским, хотя и при сохранении зависимости от них, соблюдении имущественных интересов, закрепляемых брачным контрактом.
· Происходит переход от расширенной семейно-родственной системы, состоящей из 3-х поколений, к нуклеарной, включающей родителей и их детей. Увеличивается доля престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей.
· Растет доля «осколочных» семей с одним родителем и детьми. Около трети семей в России – неполные, в основном материнские.
· Семья становится малодетной и однодетной. Коэффициент рождаемости в российской семье -1,34 (с учетом вступления в репродуктивный период многолюдного поколения 80-х гг.), что изменить ситуацию депопуляции не может.
· Увеличение числа семей, где один из родителей не является кровным и воспитывает «не своего» ребенка.
· Увеличение доли семей смешанного типа, где есть дети от повторного брака и от первых браков каждого из супругов.
· Исчезают традиции пожизненного брака, растет число разводов, причем, в России – большая часть по инициативе женщин. На 1000 браков приходится более 700 разводов. Россия занимает первое место в мире по числу разводов, хотя численность населения существенно меньше, чем в других странах. Возникла серийная, или веерная, моногамия, когда человек в течение жизни многократно вступает в брак.
· Система «семьецентризма» уступает место системе «эгоцентризма». Ценности фамилизма (долг, семейная ответственность, дети как ценность и гарантия благополучной старости) по мере модернизации размываются, становятся менее устойчивыми и престижными, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений. Растет число адюльтеров, т.е. супружеских измен.
· Современная семья становится конъюгальной, супружеской (в триаде «супружество – родительство – родство» супружество оценивается выше других составляющих), причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида. Люди ищут в семье прежде всего личного счастья.
· Появление альтернативных форм брака и семьи, в которых не заинтересовано общество, но заинтересован человек, например, незарегистрированные браки (сожительства), однополые браки и другие.
Когда в современном обществе растет уровень жизни, потребления, комфорта, семья перестает быть условием выживания человека; в кризисных условиях, напротив, именно семья позволяет пережить трудности.
Усиливается взаимовлияние социальных институтов. К примеру, образование становится непрерывным, люди под его влиянием в течение супружеской жизни меняются, и это нередко приводит к межличностной несовместимости.
Как показали социологические исследования, в России контрацепция и новые технологии рождения детей (первые дети «из пробирки» уже повзрослели и сами стали родителями) существенно трансформируют сексуальное и репродуктивное поведение современного человека.
Низкая культура межличностных отношений превратила современную семью в своеобразный полигон для всех видов насилия – от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического, когда убить можно и не «распуская рук». Российская статистика преступлений весьма несовершенна, но и на основании ее можно утверждать, что российская семья конца ХХ - начала ХХI в. – самая агрессивная в истории России. Дети, престарелые родители, инвалиды, женщины, не способные защитить себя, составляют ежегодно более одной трети всех убитых на почве конфликтов в семейных отношениях. Только согласно официальным данным, каждый четвертый мужчина в семье избивает жену. В то же время возросло число самосудов – расправ женщин и стариков с семейными тиранами. Семья, как ни печально, стала очагом безнадзорности, распространения наркомании и пьянства, проституции и сексуальных извращений. Главная социальная причина роста насилия в российской семье – бедность и нищета. Статистика выделяет около 20% населения, живущего ниже уровня бедности. Россия значительно отстает от развитых стран по наличию и разнообразию сил, влияющих на ослабление семейных конфликтов.
Проблема абортов стала не только медицинской, но и социальной. По числу абортов Россия занимает первое место в мире: на каждого родившегося ребенка приходится три аборта (больше, чем в странах с миллиардным населением). Низкая общая и сексуальная культура общества сформировала «наплевательское» отношение к здоровью женщин.
Обострилась проблема устойчивости семейно-брачных отношений. Развод – это способ прекращения брака при жизни супругов. Свобода развода налагает на супругов величайшую ответственность за судьбу семьи. Еще Монтескье заметил, что ничто так не содействует взаимной привязанности, как возможность развода: мужчина и женщина легко переносят тяготы семейной жизни, ибо знают, что могут покончить с ними. Право развода на то и дается, чтобы им не пользоваться. А если и пользоваться, то только в самом крайнем случае, когда исчерпаны все и всякие возможности сохранить семью.
Предпосылками для поддержания высокого уровня разводимости являются:
· свобода расторжения брака, зафиксированная в правовых нормах;
· относительная экономическая независимость женщин;
· существование брачного рынка и возможностей создать другую семью;
· увеличение продолжительности брака, которая за сто лет, в среднем, удвоилась, а это увеличивает вероятность возникновения более частых и качественно иных конфликтов;
· сокращение браков, заключенных по религиозному обряду;
· рост урбанизации, региональной мобильности;
· перемены в роли женщин;
· дальнейшая «индивидуализация» жизненной концепции.
В качестве выводов акцентируем главную мысль: развитие брака и семьи имеет социальный характер. Переход общества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному трансформировал социальные институты брака и семьи. То, что происходящие изменения оцениваются учеными в понятиях «крах», «кризис» семьи, нуждается в пояснении. Есть две теории. Первая считает, что под влиянием эволюции общества семья переживает дезорганизацию, но она не означает гибель семьи. На обломках традиционалистской семьи возникают новые альтернативные семейные структуры, которые будут освобождены от старых проблем. Новые потребности семьи должны поддерживаться и учитываться государственной семейной политикой.
Вторая теория говорит не о кризисе, а о крахе института семьи, который исчерпал себя и не выполняет свои функции: дети не рождаются, беспрецедентны отказы от детей и даже их убийство, рост семейной девиации в самых разных формах. Ученые считают, что термин «семья» в сложившейся ситуации следует заменить термином «домохозяйство» (который, кстати, употреблялся в дореволюционной России в последних переписях населения).
Все точки зрения имеют право на существование, но они все-таки не объясняют проблему до конца. Очевидно, это связано со сложной системой отношений между человеком и обществом. Человек в семейной сфере стремится к тому, чего ему хочется, а не к тому, что является общественно-полезным, или не имеет отрицательных последствий глобального характера.
Институт семьи существует не только потому, что выполняет жизненно важные для общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечает каким-то глубоко личным потребностям людей. По-видимому, именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института.
Чтобы определить семейную политику, нужно осмыслить, проанализировать современную семейно-брачную ситуацию. В России нет семейной политики, а есть лишь разрозненные меры материально-денежной помощи семье, которые служат целям популизма и сохранения власти. Примером тому служит бесславно закончившийся год семьи, на материнский капитал претендует лишь половина из планировавшегося государством числа семей и пр. Речь должна идти о разработке семейной государственной политики как основы преодоления институционального кризиса семьи.
Вопросы для самоконтроля.
1. Почему усилился интерес к проблемам брака и семьи?
2. Брак и семья – это одно и то же? Какие типы семьи и брака Вам известны?
3. Какова сегодняшняя оценка идеи научного коммунизма: «семьи не будет»?
4. Как Вы относитесь к перспективе гибели семьи? Обоснуйте свою точку зрения.
5. Какие исследования по социологии семьи вам известны?
ЛИТЕРАТУРА
1. Балабанов С.С. Типология мотивов иметь или не иметь детей // Социс. – 2009. №3.
2. Бурова С.Н. Тенденции исследования семьи в советский и постсоветский периоды // Социс. 2008. №12.
3. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социс. 2006.№11.
4. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социс. 2008. №9.
5. Егорова Н.Ю. Современная российская семья: основные тенденции // СГЗ. 2008. №4.
6. Захаров С.В. Новейшие тенденции формирования семьи в России // Мир России. 2007. №4.
7. Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях // Социс. 2009. №12.
8. Современная студенческая семья. Отчет по результатам социологического исследования. Екатеринбург, 2010.
9. Сорокина Е.С. Жизненные стратегии молодой семьи в современном обществе // Социальная политика и социология. 2007. №2.
10. Хайруллин Р.З. Готовность современной молодежи к семейной жизни // Социальная политика и социология. 2009. №3.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 650;