Брак и семья как социальные институты. Предмет социологии семьи.
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым является наиболее устойчивым и массовым. Социальный институт семьи играет ведущую роль в развитии человеческого общества, которое имеет семейно-родовую организацию с незапамятных времен. Для общества вопрос о функционировании этих социальных институтов и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от состояния их в значительной степени зависит воспроизводство населения, стабильность общества. Семья активно участвует в сохранении, накоплении и передаче новым поколениям навыков, т.е. является одним из факторов, обеспечивающих преемственность и, следовательно, прогресс в развитии общества.
Семья является барометром, который чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, любое неблагополучие в обществе отражается в семье, как в зеркале. Семья – результат социальных процессов и должна рассматриваться в широком социальном контексте. Большинство женщин в современном обществе занято в общественном производстве, они совмещают семейную и профессиональную деятельность, что приводит к изменению семейных ролей, системы семейных отношений, изменению функций семьи.
Наше время предъявляет повышенные требования к человеку, к его интеллекту, нравственным качествам, которые начинают формироваться в семье еще задолго до того, как он попадает в систему общественного воспитания. Семья не только передает, но и создает духовные ценности, такие как супружеская и родительская любовь, семейная солидарность, уважение и любовь детей к родителям. Педагоги считают, что от семьи на три четверти зависит, в какую группу попадет подросток – к нормальным людям, к людям с отклоняющимся поведением или к преступникам.
Семья и профессиональная работа - вещи взаимосвязанные. У человека, подавленного семейными неладами, падает интерес к работе, производительность труда и качество. Медики отмечают, что свыше 80% больных психиатрических клиник попадают туда из-за семейно-бытовых, семейно- брачных неурядиц. Лечение, больничные листы, недееспособность людей – большая нагрузка на бюджет страны.
Хорошая семья помогает гармонически сочетать общественную и личную жизнь человека, способствует достижению полноты человеческого счастья. Семья – это, пожалуй, главное месторождение горя или счастья в нашей жизни. У нее уникальная психологическая основа – союз трех любовей: супружеской, родительской и детской. Можно сделать блестящую профессиональную карьеру, устроить быт и без семьи, вырастить ребенка без мужа, но счастливым человек себя не чувствует. Семья в нашем сложном, динамичном современном мире является тем психологическим убежищем, где человек получает любовь, поддержку, эмоциональную подпитку, стабилизируется физически и духовно.
Большинство людей живет в семьях, и им важно понимать, что происходит в семье, в каком направлении она трансформируется, какова взаимосвязь общества и семьи, как она выполняет свои социальные функции.
Понятия «брак» и «семья» – не тождественны. Вступление в половые отношения – чисто физиологическое явление. Оно существует у большинства живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.
Брак – это юридически оформленный союз между двумя и более индивидами разного пола, определяющий права и обязанности супругов. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные.
Брак – санкционированный обществом сексуальный союз между индивидами. Брачные отношения регулируются двумя типами норм – юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Он определяет юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанные с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода. В отличие от писаных юридических законов, культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы создаются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования и культуры индивидов.
Кстати сказать, то, что в России с легкой руки журналистов называют гражданским браком, таковым в действительности не является. Гражданский брак– это зарегистрированный в органах ЗАГСа юридический брак. Незарегистрированный брак – это пробный брак, или на юридическом языке – сожительство, которое регулируется не юридическими нормами, а моральными. Естественно, такая форма отношений имеет свои преимущества и недостатки, о которых мы предлагаем вам поговорить на семинаре.
Все социальные нормы формируют некую целостную структуру, организацию жизни, которую социологи называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство людей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.
Брачных отношений на заре человеческой истории не было, они складывались постепенно, пройдя путь от промискуитета (неупорядоченной смены половых партнеров) до полигамии и моногамии. Типологию браков и их характеристику (материал дискуссионный и очень интересный) целесообразно рассмотреть на практическом занятии. ХХ век внес много нового в брачные отношения, породив альтернативные формы брака (гостевой, сепаратный, свингинг, открытый, однополый и др.).
Таким образом, брак можно определить как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. Семья формируется, как правило, через брак.
Если брак – это институт, регулирующий отношения между полами, то семья – институт, регулирующий отношения между супругами, родителями, детьми, родственниками. Одного исчерпывающего определения семьи нет, т.к. семья – настолько сложное образование, что нередко разные признаки и критерии берутся в основу дефиниции, например, кровное родство, совместное хозяйство и т.д. А как быть, если в семье нет детей или они усыновлены, т.е. кровного родства нет? Не вдаваясь в детали дискуссии, примем рабочее определение семьи.
Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная потребность в семье обусловлена необходимостью физического и духовного воспроизводства населения в любом обществе.
Основные признаки семьи: брачные или родственные отношения и связи между ее членами; совместное проживание; общее хозяйство и семейный бюджет.
Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Но для всех обществ характерно нечто общее. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей, в отличие от всех других видов животных, самое протяженное детство. Зависимость ребенка от родителей длится до 15-18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний (в этом процессе семью может заменить школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т.е. генеалогию. Никто и ничто помимо семьи не способно обеспечить молодому человеку признанную законом адресность – социальную «прописку» в данном обществе.
Семья является объектом изучения многих наук: философии, антропологии, демографии, этнографии, психологии, педагогики, каждая из которых имеет свой аспект, свой «угол зрения». Что изучает социология семьи, что интересует социолога в развитии брачно-семейных отношений?
Целью социологии семьи является формирование научных представлений о сфере брачно-семейных отношений на основе современного социологического знания. Предметом научного поиска является изучение семьи и брака как целостного социального явления.
В социологии существует два самых общих подхода к семье:
1. Семья как социальный институт изучается на макроуровне, т.е. как результат воздействия общества и как функциональная реализация задач по репродукции рабочей силы, общественных структур, по формированию стереотипов поведения полов, норм отношений родителей и детей, взрослых и стариков, по регулированию сексуального поведения в добрачный и брачный периоды.
Семья рассматривается как подсистема общества, связанная со всеми другими институтами (государством, церковью, армией, образованием и др.). Социальные институты выполняют регулятивные функции, организуют основную деятельность индивида в обществе, задают определенные образцы для упорядочения социальной жизни и удовлетворения основных и общественных потребностей.
2. Семья как малая группа изучается на микроуровне, т.е. как система межличностных отношений (муж – жена; родители – дети; зять – теща). Понимание любви, отношение к адюльтеру (супружеской измене), ролевая структура семьи рассматривается иначе, чем в первом подходе. При рассмотрении социальной роли в рамках социальных институтов акцент делается на ее взаимодействие с социальной нормой, с другими институтами, при анализе же малой группы на первый план выступает проблема взаимодействия самих ролей, соотношение между ролевым поведением и ролевыми ожиданиями.
Социальная роль в системе института четко задана, фиксирована, деперсонализирована (например, роль матери). В рамках группы она изменчива, персонализирована, трансформируется под влиянием группового взаимодействия и групповых отношений (например, женщина плохо заботиться о ребенке, не выполняет своих материнских функций).
Разумеется, и различие, и тем более противопоставление института и группы во многом относительны, т.к. в самой социальной жизни нет ни «чистых институтов», ни «чистых групп», а есть лишь явления, для которых характерно преобладание той или иной из тенденций. Современная семья постепенно перестает быть эффективно действующим институтом с жесткими нормами, деперсонализированными функциями и четко заданными образцами поведения и переходит к статусу группы взаимодействия с групповыми ценностями и нормами.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 648;