Раннехристианское и позднеантичное искусство. Скульптурный портрет 3-4 вв. Живопись катакомб, рельефы саркофагов.
Хронологические рамки “периода раннехристианого искусства”: 2-3вв - период до принятия христианства Константином, 4-5вв – раннехристианское искусство или протовизантийское. Истоки византийского искусства – античное и позднеантичное искусство (новые тенденции в скульптурном портрете), фаюмский портрет (восточные эллинистические традиции), римские мозаки. А также – раннехристианское искусство: роспись катакомб и пластика саркофагов.
Кризис античной культуры и Позднеантичное искусство
История поздне-римской империи с ее тяжелыми социальными кризисами, экономическим обнищанием и политическими потрясениями способствовала появлению новых настроений в обществе , формированию новых духовных понятий и идеалов. Религиозные искания становятся в данных условиях центральной проблемой, вокруг которой вращаются почти все интересы общества.
Искусство классической античности отличалось строгим монизмом (идеализмом). Оно не знало противоречия между телом и духом. Тело гармонично выражало жизнь духа, образуя с ним нерасторжимое единство. Поэтому физическая красота рассматривалась как проявление красоты духовной.
В позднеантичном искусстве это монистическое взаимоотношение между телом и духом уступает место совершенно новому пониманию. Тело и дух вступают в конфликт, они сознательно противопоставляются, эта идеальная гармония сменяется ярко выраженным дуализмом. Дух как бы стремится вырваться из телесной оболочки, которую он либо в себе растворяет, либо влачит за собой как неизбежный, отягощающий его груз. Этот новый взгляд на человека, теснейшим образом связанный с дуалистическим мировоззрением, получившим наиболее полное выражение в неоплатонизме, можно проследить на эволюции скульптурного портрета.
Скульп
Портреты I–II веков еще дышат чисто античной чувственностью.
В III веке, примерно с 220–230 годов, наступает перелом: пристально смотрящие на зрителя глаза как бы разрывают материальную ткань, нарушая античное равновесие между духом и телом.
В IV–V веках эта дуалистическая тенденция окончательно побеждает в искусстве. Расширенные зрачки смотрят куда-то вдаль, отражая глубокую внутреннюю борьбу. На усталых лицах лежит печать болезненной нервности, залегающие на лбу и около носа морщины свидетельствуют об остроте душевных кризисов.
В этих вещах нарушены связи с римским реалистическим искусством, изображение превращено в отвлеченную схему, символ. Художника не привлекает задача передать сходство с оригиналом — задача, долгое время бывшая краеугольным камнем развития римского скульптурного портрета. Он стремится выразить ощущение душевной взволнованности, мистической экзальтации, владевшее людьми этой эпохи. Несомненно, они оказали воздействие на искусство Рима. В дальнейшем этот путь станет общим для всего позднеримского портрета.
Примеры:
Добрый пастырь
Ватиканская статуя изображает юного пастуха в короткой античной тунике с овцой на плечах. Это – один из наиболее распространенных образов раннехристианского искусства. Он имел сложное символическое значение: античное толкование пастыря как аллегории человеколюбия слилось в нем с христианской идеей спасительной жертвы Христа. «Я есмь пастырь добрый; – говорится в Евангелии от Иоанна (10,11), – пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Агнец на плечах пастыря – символ жертвенности Христа и спасенной души. В среде ранних христиан образ Доброго пастыря ассоциировался также с мыслью о райском блаженстве.
Саркофаг Юния Басса — мраморный раннехристианский саркофаг, в котором в 359 г. в базилике Святого Петра похоронили видного чиновника Юния Басса. весь саркофаг ряд за рядом покрывают библейские сцены, разделённые колоннами. В отличие от барельефов арки Константина, лица персонажей несхожи друг с другом; головы непропорционально велики. Портрет покойного отсутствует, но на крышке саркофага высечена надпись, восхваляющая его доблести.
Христос представлен на саркофаге в соответствии с преобладавшей в то время иконографией в виде безбородого, коротко остриженного юноши. Сцены из Ветхого Завета (напр., жертвоприношение Авраама) подобраны таким образом, чтобы предвещать совершённую Христом жертву. Кульминационных в повествовательном смысле сцен (как, напр., распятие Христа) раннехристианские художники избегали.
Рельефы саркофага Юния Басса запечатлели симбиоз древнеримской иконографии с зарождающимся христианским искусством.
Дата добавления: 2016-07-05; просмотров: 3133;