Вопрос 7.5. Принцип единства системы государственной власти
Принцип разделения властей в Конституции РФ гласит, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Но наряду с этим в основах конституционного строя подчеркивается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).
Единство государственной власти в России обеспечивается следующим:
1. Деятельность всех органов государственной власти в Российской Федерации осуществляется на основе ее Конституции, имеющей верховенство на всей территории России. К ведению Российской Федерации и ее субъектов относится в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 и ст. 77 Конституции РФ определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
2. Конституция предусматривает организационные условия, обеспечивающие единство системы государственной власти. Ч. 2 ст. 77 Конституции РФ закрепляет положение, по которому в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения России и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).
4. Целям укрепления единства государственной власти и единообразного принятия федеральных законов служит положение ч. 1 ст. 129 Конституции РФ, устанавливающее, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
5. В обеспечении единства и согласованности в функционировании органов государственной власти в Российской Федерации важная роль отводится Президенту Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
6. Конституция России особое значение придает обеспечению единства действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
7. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.
8. В целях обеспечения единства власти Президент РФ наделен Конституцией РФ (ч. 2 ст. 85) правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
9. В отличие от прежних Конституций России, Конституция РФ 1993 года не предусматривает единой системы представительных органов государственной власти. Кроме этого, представительные органы в административно-территориальных единицах не входят в систему органов государственной власти, а выступают как органы местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ).
В вертикальном срезе единство системы государственной власти проявляется в определенной структурной схожести органов государственной власти субъектов Федерации и федеральных органов государственной власти. Оно требует, чтобы субъекты Федерации в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти, ориентировались на общие принципы и формы деятельности.
Расширение численности субъектов Федерации до 89 после подписания федеративного договора от 31 марта 1992 года создало определенные сложности в управляемости Российским государством. В этот период возникли массовые прецеденты нарушения федерального законодательства, в том числе Конституции РФ со стороны субъектов Федерации. Актуализировался вопрос о единстве государственной власти и единстве правового пространства. Слабая координация взаимодействия между федеральными органами государственной власти субъектов РФ обнаружила проблемы несоответствия законодательства; несогласованной политики по линии исполнительной власти; неэффективного взаимодействия между территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
Это явилось одной из причин предпринятого укрупнения субъектов Российской Федерации в 2005-2008 годах, когда в результате объединения граничащих между собой субъектов субъектный состав Российской Федерации снизился с 89 до 83 субъектов.
Реализуя свои конституционные полномочия по повышению эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствованию системы контроля за исполнением их решений, Президент РФ Указом от 13 мая 2000 г. № 849 преобразовал институт полномочных представителей Президента РФ в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и утвердил соответствующее положение о них. Данным Указом были определены перечень и структура семи федеральных округов, охватывающих все пространство России.
Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А. Медведева 19 января 2010.
Таким образом, сегодня территориально Российская Федерация поделена на восемь федеральных округов: 1) Северо-Западный, 2) Центральный, 3) Приволжский, 4) Южный, 5) Северо-Кавказский, 6) Уральский, 7) Сибирский и 8) Дальневосточный федеральные округа.
В каждом округе определены города-центры, в которых размещаются их руководство.
Вопрос 7.6. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Как и во всякой федерации, в Российской Федерации разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Мировая практика федерализма показывает: от того, как разграничены по своему существу предметы ведения между федерацией и ее субъектами, зависит роль, которую играет федеративное государственное устройство в жизни народа данного государства, то есть федеративное устройство или будет служить объективным экономическим, политическим, социальным и иным потребностям общественного развития, или будет тормозить это развитие, играть отрицательную роль в общественно-политической жизни страны.
В Российской Федерации 31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор – Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга». Этот договор был подписан представителями всех субъектов Федерации, кроме Татарстана и Чечено-Ингушской Республики (она потом преобразовалась в Ингушскую Республику в составе Российской Федерации и Чеченскую Республику в составе Российской Федерации).
В настоящее время между органами государственной власти Республики Татарстана и органами государственной власти Российской Федерации заключен договор о разграничении предметов ведения и полномочий (Москва, 26 июня 2007 год). На сегодняшний момент ни с одним субъектом Российской Федерации больше подобные договоры подписаны не были.
В данный момент Федеративный договор действует в той мере, в какой соответствует нынешней Конституции РФ. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов рассматривается в ряде статей Конституции РФ. Часть 3 статьи 11 Конституции РФ устанавливает, что разграничение указанных предметов ведения и полномочий осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Данной норме не противоречит идея развития конституционных и договорных отношений между федеральными органами власти и субъектами Федерации в части разделения предметов ведения и полномочий, которая получила в свое время признание и заинтересовала некоторые республики, края и области.
По какому же принципу проведено разделение предметов ведения в Конституции РФ? К ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) отнесено лишь то, что необходимо и, вместе с тем, достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации, распространяемого на всю ее территорию, и для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал и где бы ни находился. Надо отметить, что содержащийся в ст. 71 Конституции РФ перечень вопросов, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, является исчерпывающим. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ) отнесено то, что исходя из объективных условий существования нашего Российского государства, не может решаться только Федерацией без участия государственных органов ее субъектов. Перечень вопросов, установленный ст. 72 Конституции РФ, также является исчерпывающим.
Все то, что не указано в перечнях, содержащихся в ст. 71 и 72 Конституции РФ, а также не отнесено договорами между Федерацией и ее субъектами к ведению Российской Федерации, отнесено Конституцией к ведению субъектов Федерации. Это четко определено ст. 73 Конституции РФ. Данная статья имеет принципиальное значение и не содержит перечень предметов ведения исключительно субъектов Федерации.
Конституция Российской Федерации предусматривает также возможность перераспределения сфер ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами с помощью отдельных соглашений. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ такие соглашения возможны между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
По вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов не исключается возможность возникновения споров. В принципе, эти споры должны разрешаться при помощи согласительных процедур, наличие которых предусмотрено ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В случае же недостижения согласованного решения Президент РФ может передать рассмотрение спора на рассмотрение соответствующего суда. Кроме того, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ споры о компетенции между органами государственной власти ее субъектов вправе решать и Конституционный Суд России.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 487;