Нефтеперерабатывающая промышленность в ранние годы ее развития
В России в 1823 г. в Моздоке по проекту братьев Дубининых и в 1837 г. в селе Балаханы (Азербайджан) по проекту П. Воскобойникова были построены небольшие нефтеперегонные заводы, на которых в железных кубах осуществлялась перегонка нефти с целью получения осветительного керосина. В 60-х годах 19-го века в районах Грозного и Баку были построены первые нефтеперегонные кубы для промышленного производства керосина. В конце 70-х годов в Баку уже эксплуатировалось более 200 заводов, принадлежащих отдельным лицам и фирмам. В 19-м веке в России нефть была открыта только в районе Баку на Апшеронском полуострове и на Кавказе, и именно развитие этих двух районов положило начало российской нефтяной промышленности. Нефтяная промышленность США была заложена в 1846 г., когда канадский геолог А. Геснер открыл процесс перегонки из пород, пропитанных нефтью, и получил керосин, который стали применять для освещения. Так как полученный керосин стоил намного дешевле, чем осветительные масла и газ, а также не давал копоти, то это и дало толчек интенсивному его использованию.
Полученный способ нашел свое подтверждение в работах профессора Б. Силимана по болотным водам и взвесям, которые он проводил для Пенсильванской нефтяной компании. Это позволило резко увеличить производство осветительного керосина. К концу 50-х годов 19-го века в США было уже 34 компании с общим производством 8 млн. баррелей керосина в год.
В 1859 г. 39-летний бывший железнодорожный кондуктор Э. Дрейк пробурил первую нефтяную скважину. Этот способ получил быстрое распространение из-за своей простоты и высокой эффективности, что позволило многим компаниям в Пенсильвании получать большое количество нефти с минимальными затратами.
К началу 60-х годов количество нефтяных компаний сильно возросло, появилось много перегонных заводов в добывающих районах США, которые осуществляли простейшую перегонку с целью получения керосина. Например в, маленьком городке Кливленде (штат Огайо) работало около 15 таких заводов. Именно в таком городке двадцатитрехлетний Д Рокфеллер в 1865 г. купил небольшой перегонный завод. С этой покупки началось богатство семьи Рокфеллеров. Дела фирмы Рокфеллера пошли настолько хорошо, что в 1866 г. был построен второй завод, а в 1870 г. под контролем этой фирмы было уже 10% нефтяного бизнеса США. Фирма получила название Стандард Ойл. Братья Рокфеллеры – Джон и Уильям вели очень жесткую политику покупки малых компаний. Джон был главой быстроразвивающегося концерна. К 1873 г. Стандард Ойл уже практически доминировала в США. Если кто-то не хотел вступать в переговоры с Д. Рокфеллером, то в тех штатах, где работали их соперники, они сильно занижали цены на нефтепродукты и тем самым разоряли конкурентов. К 1879 г. компания Стандард Ойл стала признанной королевой нефтяного бизнеса и имела прочные позиции в большинстве штатов США.
Почему стал возможен такой огромный успех компании Рокфеллера? Как случилось, что за короткий срок так быстро выросло промышленное производство небольшой по началу компании?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо обратиться к 70-м годам прошлого века – времени возможных спекуляций вокруг начавшегося нефтяного бума и резкого колебания цен на нефтепродукты. Компания Стандард Ойл имела блестящее руководство, отличную экономическую структуру, использовала современные по тем временам методы бухгалтерского учета. Технический директорат компании уделял большое внимание вопросам новейших технологий, что в конечном итоге позволяло получать наибольший выход керосина из нефти по сравнению с другими нефтяными компаниями. Кроме того компания активно покупала лицензии в различных шахтах, что позволило ей к 1879 г. стать полностью интегрированным конгломератом, т.е. в ее руках имелись все необходимые элементы успеха в нефтяном бизнесе – добыча, переработка, транспорт и маркетинг. Имея эти компоненты производства, Стандард Ойл перестала зависеть от сопутствующих компаний и быстро вытеснила конкурентов из нефтяного бизнеса.
В 1879 г. компания Стандард Ойл была преобразована в трест – огромный конгломерат, объединяющий весь нефтяной бизнес в 38 самых крупных штатах. Практически вся нефтяная промышленность США находилась под властью одной монополии. Капитал треста составлял 70 млн. $, из них более 25% принадлежало Д. Рокфеллеру. Хозяева треста – Д. Рокфеллер, Г Флагер, Д. Арчеболд и пятеро других – контролировали практически весь нефтяной бизнес США, что приводило к угасанию свободной торговли в нефтяной сфере.
В 80-е годы 19-го века Стандард Ойл начинает завоевывать нефтяной рынок по всему миру, и к 1885 г. 70% нефтяного бизнеса было уже вне США. Эта компания стала по-настоящему глобальной, мировой и вышла из-под контроля правительства. В то время промышленное нефтяное производство, кроме США, существовало в основном только в России. В 1879 г. в России появилось нефтяное предприятия братьев Нобелей, которое сыграло исключительную роль в развитии нефтяной промышленности России, примерно такую же, как Стандард Ойл в США. К 1883 г. компания братьев Нобелей уже имела 49,1% общероссийского керосина. С 1879 по 1917 г. доля продажи керосина этой компанией в России никогда не опускалась ниже 50,1%, а в отдельные годы доходило до 89,3%. Начиная с 1887 г. братья Нобели – Людвиг, Роберт и Альфред, имея – небольшой нефтеперерабатывающий завод в Баку, стали вывозить керосин морским путем через Каспийское море в главные промышленные центры России и на экспорт. Вместе с ними в Баку активно работали компании семьи Ротшильдов (фирма Ротшильдов была основана в 1886 г.) и Манташева. Можно отметить, что уже в 1888 г. добыча нефти в России была сравнима с добычей нефти в США; через 10 лет количество добываемой нефти в России превысило аналогичные показатели в США, а экспорт нефтепродуктов составлял треть от экспорта США. Российский керосин стал составлять конкуренцию продукции компании Стандард Ойл в Европе. Тогда, чтобы вытеснить компанию Нобелей, Стандард Ойл стал применять свою обычную тактику – резко снижать цены на керосин для полного контроля за европейским рынком, но успеха это не принесло.
В 1893 г. в России под эгидой царского министра финансов был создан синдикат – Союз бакинских керосинозаводчиков, объединивший компании Нобелей, Ротшильдов и Манташева. Союз был призван сыграть роль российского аналога Стандард Ойл, но оказался непрочным и гораздо сабее американского собрата.
В 1895 г. Д. Рокфеллер предложил, учитывая сильную конкуренцию со стороны России, поделить мировой рынок продажи керосина, чтобы иметь 75% продажи, а остальное отдать российским компаниям, - но сделка не состоялась из-за отказа российского правительства. И в дальнейшем руководство Стандард Ойл не смогло договориться с правительством России, а революция 1905 г., затем первая мировая война и революции 1917 г. окончательно подорвали экономику Российской империи.
В 1911 г. компания братьев Нобелей вынудила фирму Ротшильдов уйти из российского нефтяного бизнеса в результате искусственного снижения цен на нефть и нефтепродукты, т.е. используя те же приемы, что и Стандард Ойл в США. Практически в том же году компания Роял Датч Шелл вступает вместо Ротшильдов в российское нефтяное дело. К этому времени компания Шелл была очень сильным конкурентом американским нефтяным фирмам даже в США, а не только в Европе. Положение в нефтяной промышленности России продолжает ухудшаться, экспорт керосина практически сходит на нет. Однако очень выгодной становится продажа высококачественных бакинских смазочных масел, которые пользуются большим успехом в Европе, чем пенсильванские масла (пенсильванская нефть содержала намного меньше масляных фракций, чем бакинская, и была хуже по качеству для производства масел).
С открытием двигателя внутреннего сгорания Р. Дизелем началась новая эра применения светлых нефтепродуктов в промышленности. Широкое использование двигателей Р. Дизеля на нефтеналивных и военных судах резко увеличивает потребность промышленности в нефтяном топливе. Л. Нобель одним из первых поддержал Р. Дизеля в его изобретении и способствовал быстрому распространению дизельных двигателей.
Кроме того, компания Нобель нашла эффективное применение тяжелых фракций нефти в качестве дешевого топлива в паровых котлах после изобретения распылительной форсунки для сжигания мазута. Это позволило резко увеличить прибыльность нефтяного бизнеса. В целом же годы, предшествовавшие революциям 1917 г., можно охарактеризовать как годы спада в промышленности России. Последующая гражданская война 1918-1920 гг. основательно разрушила нефтяное хозяйство и надолго исключила Россию из числа ведущих нефтяных держав мира.
В США в 90-х годах 19-го столетия стали нарастать протесты общественности против засилия треста Стандард Ойл в нефтяной сфере, в прессе появилась целая серия статей о деятельности треста. В 1890 г. в конгрессе прошел антимонопольный закон Шормена, и президент Харрисон утвердил его. С 1892 г. начались многочисленные суды в связи с нарушениями Стандард Ойл антимонопольного закона и настоятельными рекомендациями правительству разделить трест на более мелкие компании.
Надо отметить, что образование треста Стандард Ойл дало большие преимущества развитию нефтяной промышленности США. Были закрыты многие небольшие и не очень эффективные нефтеперегонные заводы и построены крупные с новейшей технологией в других шахтах. Это позволило резко увеличить количество керосина, получаемого из нефти. Заводы строились в местах, удобных для вывоза керосина, вместе с парками резервуаров и трубопроводами. Такое стало возможным только в условиях полной интеграции, которая была в тресте, имеющем капитал, нефтеперерабатывающие скважины, транспортные коммуникации, заводы с современной технологией, собственный маркетинг. Благодаря этому цена очищенного нефтепродукта за период с 1880 по 1897 г. снизилась почти в 2 раза. Цена снизилась также потому, что производство стало превышать потребление в результате роста числа скважин, заводов и повышения их эффективности. Именно в этот период полного контроля трестом нефтяного бизнеса США цены на нефтепродукты были самыми низкими. При этом, пользуясь бесконтрольностью, своим монопольным правом и благодаря высокой эффективности производства трест Стандард Ойл сумел увеличить цены на керосин, смазочные масла и парафины по отношению к затратам на 75-84%. Это прошло практически незамеченным, так как трест сумел в этот период организовать хороший маркетинг своих продуктов.
Как мы уже отмечали, в начале 20-го века в нефтяной промышленности наступили большие перемены. В США и Европе осветительный керосин широко заменялся на более дешевые газ и электричество (благодаря изобретению ламп Эдисона). Началось бурное развитие автомобильной промышленности. Хотя Эдисон изобрел также и автомобили работающие на электричестве от батарей, электромобили не могли соперничать с машинами, имеющими бензиновый двигатель внутреннего сгорания. С нескольких тысяч автомашин в 1900 г. производство поднялось до полутора миллионов в 1914 г. и если в конце 19-го века бензин рассматривался как побочный и ненужный продукт при переработке нефти, то к началу первой мировой войны он уже оценивался как важное топливо, необходимое для автомобильного транспорта. С 1899 по 1914 г. доля продажи керосина в общем объеме нефтепродуктов снизилась с 58 до 25%. Век керосина кончился. В штатах окрепли подразделения треста Стандард Ойл, также выросли нефтяные компании в штатах Канзас, Оклахома, Техас и Калифорния, которые начали активно сопротивляться монопольному диктату треста Стандард Ойл, штаб-квартира которого находилась в Нью-Джерси. И хотя объем переработанной нефти с 1892 по 1911г. в тресте увеличился в 2,5 раза, доля производимых им для США уменьшилась в 3 раза. Все это указывало на то, что период монопольного хозяйствования Стандард Ойл в нефтяном бизнесе подходит к концу.
Приход к власти президента Т. Рузвельта означал усиление антимонопольных настроений в стране. В начале 20-го века тресту были посвящены серьезные статьи в прессе о многочисленных нарушениях его хозяевами законов бизнеса и о нелегальных сделках, что восстановило большинство населения против треста. А в мае 1911 г. состоялось историческое решение Верховного суда США о разделении в течении шести месяцев треста Стандард Ойл на более мелкие нефтяные компании. В это время трест имел свои подразделения в 38 штатах, которые образовали независимые компании. В результате разделения самой большой оказалась компания Стандард Ойл штата Нью-Джерси, получившая впоследствии название Эксон. В штате Нью-Йорк на базе Стандард Ойл появилась нефтяная фирма, получившая позднее название Мобил, в Пенсильвании – Тексако, в штате Индиана – СО Ко, которая в 1985 г. была преобразована в Амоко, в штате Калифорния – Соккал, которая с 1984 г. носит название Шеврон. Мы привели здесь только названия наиболее крупных нефтяных компаний, ныне корпораций, которые отпочковались от треста при разделении. В 1911 г. каждая из отделившихся частей Стандард Ойл имела не только свое месторождение нефти, но и заводы по переработке нефти, свою систему распределения нефтепродуктов, включающую нефтеналивные танкеры, трубопроводы по сырью и нефтепродуктам, автозаправочные станции. К началу первой мировой войны многие из штатных подразделений Стандард Ойл значительно выросли, что позволило им оказывать существенное влияние на политику США в нефтяном вопросе в течение последующих восьми десятилетий и делает их наиболее весомыми в настоящее время.
Итак, с распадом треста Стандард Ойл закончилась история монопольной организации нефтяной промышленности США. Больше таких случаев в истории развития нефтяной индустрии Америки не было. Трест Стандард Ойл был частным, а не государственным предприятием. Существование треста Стандард Ойл имело свои преимущества и недостатки. К преимуществам следует отнести интегрирование всех составляющих нефтяного бизнеса: собственные месторождения нефти, добыча, собственный транспорт, нефтеперерабатывающие заводы, средства доставки нефтепродуктов до потребителя, маркетинг. Кроме того, концентрирование капитала привело к вложению денег в строительство более рентабельных больших нефтеперерабатывающих заводов с новейшей технологией, что позволило проводить снижение цен на нефтепродукты при увеличивающейся прибыли.
В то же время монополия в нефтяной промышленности весьма негативно отразилась на ее развитии, особенно в последние годы существования треста. Отсутствие конкуренции и контроля за деятельностью Стандард Ойл привело к снижению требований к качеству продаваемых нефтепродуктов и сервисному обслуживанию. Кроме того, пользуясь положением наднациональной компании, то есть компании, над которой практически не имело власти правительства США, трест не занимался надлежащим образом вопросами безопасности своих работников на производстве, не участвовал в экологических мероприятиях по восстановлению своей нефтяной территории, загрязнял окружающую среду, проводил нелегальные, противозаконные сделки, не обращая при этом никакого внимания на мнение населения штатов и страны в целом.
Все это послужило началом широких выступлений в прессе и в органах власти против монопольных привилегий треста, а затем распада Стандард Ойл.
События первой мировой войны привели к высокой государственной централизации нефтяного бизнеса как в США, так и в России. В США во время войны существовал Национальный военный нефтяной комитет, занимавшийся распределением нефтепродуктов. В России распределением нефтепродуктов тоже занимались правительственные органы. Изменилось и соотношение поставляемых продуктов. Так например, американская армия в 1918 г. на свои нужды использовала 6 млн.бар. дизельного топлива. Таким образом, годы зарождения и развития нефтяной промышленности конца прошлого и начала 20-го века можно охарактеризовать как годы зарождения, роста и распада крупных монополий. Это было и в России, и в США. Но если опасный рост монопольного могущества Стандард Ойл американцы осознали спустя 20 лет после его образования и больше уже не допустили такого повторения, то в России только сейчас начинают понимать, какие печальные последствия имеет монопольное развитие нефтяного хозяйства. И поэтому новым, только зарождающимся российским нефтяным компаниям будет полезно воспользоваться более чем восьмидесятилетним опытом свободной торговли американских компаний в мировом нефтяном бизнесе.
Дата добавления: 2016-06-29; просмотров: 2377;