а) Краткая характеристика культурного развития.
В XVII веке после разгрома польской и шведской интервенции Россия вступила в новый период своего развития, в русской культуре произошли значительные сдвиги, основа которых – развитие просвещения. Грамоте обучались по азбуковникам (букварь Василия Бурцева (1634), «Букварь» Кариона Истомина, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого).
Бурцов-Протопопов Василий Федорович (?-после 1648 года), российский издатель, работал на Московском печатном дворе, первым в России стал издавать «массовые» книги светского содержания, первые русские печатные учебники (азбуки, святцы, календари).
Иеромонах Карион (Истомин; конец. 1640-х - 1722) - иеромонах московского Чудова монастыря, писатель, придворный поэт, глава Московского печатного двора (1698-1701).
Мелетий (Максим Герасимович)Смотрицкий (1577-1579 или 1572), архиепископ Полоцкий; писатель, деятель просвещения.
С распространением грамотности возник спрос на книги, всё больше необходимы были светские книги о технике, ремесле, искусстве, торговле, различные руководства по измерению земель, устройству технических сооружений, изготовлению красок и пр. Начали составлять первую рукописную газету под названием «Куранты».
Большую роль в развитии просвещения сыграло увеличение числа библиотек. Ранее библиотеки были только при монастырях, а в XVII в. появились библиотека Посольского приказа, московской типографии, царская, отдельных представителей знати, где, кроме русских книг, находились книги на латинском, греческом, польском, немецком и др. языках.
Появился спрос на образованных людей, поэтому с середины XVII века начали создаваться правительственные и частные школы при монастырях (Чудовом в Кремле, Спасском и др.), Славяно-греко-латинская академия (1687), дававшая высокое для того времени образование.
Предтечей Спасских школ была основанная в 1681 году иеромонахом Тимофеем «Типографская школа», при казённых типографских палатах.
Обобщение материалов исследований И.Е. Забелина, Л.Н. Майского, И.И. Татарского, позволяет утверждать, что во второй половине XVII века в Москве функционировали следующие учебные заведения:
ü греко-латинская школа, основанная известным справщиком книг Арсением Греком;
ü школа в Чудовом монастыре под началом Епифания Славинецкого;
ü училище в Андреевском монастыре;
ü типографская школа Фёдора Поликарпова;
ü школа Богоявленского монастыря братьев Лихудов;
ü школа при Спасском монастыре за Иконным рядом, которой руководил Симеон Полоцкий (1665г.);
ü школа при печатном дворе иеромонаха Тимофея.
В 1685 в Богоявленском монастыре братьями Лихудами основана школа, переехавшая в собственное здание при Заиконоспасском монастыре, где была объединена с существовавшей там школой Сильвестра Медведева (1682). С 1687 по 1701 г. академия называлась Эллино-греческой, с 1701 по 1775 г. - Славяно-латинской, а с 1775 по 1814 г. - Славяно-греко-латинской академией. Сейчас переведена в Троице-Сергиеву лавру и преобразована в Московскую духовную академию.
б) Общая характеристика рукописных изданий.
Краткие сведения о русских математических рукописях даны в различных каталогах и описаниях рукописей и в исследованиях В.В. Бобынина и Т.И. Райнова.
Все рукописи можно разделить на 3 группы (математические, содержащие разделы по математике и не математические):
1. Рукописи математического содержания (44 рукописи) озаглавлены примерно одинаково: «Сия книга, глаголемая по-гречески арифметика, а по-немецки алгоризма, а по-русски цифирная счётная мудрость».
· Они предназначены для торговцев, чиновников, управителей, ремесленников и пр. Материал разделён на части (статьи), а те – на параграфы (строки) по возрастанию трудности.
· В содержание входят традиционные вопросы: нумерология, способы счёта, метрология, действия с именованными числами и дробями, рецептурные правила (тройное, пропорциональное деление, фальшивое) для решения задач и задачи (иногда с решениями) для развлечения и развития смекалки.
· Как правило, в рукописях употребляется славянская нумерация, много реже – арабская.
· Интересна терминология: число – перечень, нуль – оный или оник, дроби: - пятина, - седьмина, - двенадцать тринадцатин или двенадцать тринадцатых жеребьёв (частей), сумма – исподний или нижний, или большой перечень (сумма подписывалась под слагаемым – перечнями), уменьшаемое и вычитаемое – заёмный (заём) и платёжный(платёж) перечень, разность – остаток, числитель – верхнее, знаменатель – нижнеечисло.
Арифметические рукописи – оригинальные произведения, их авторы хорошо знакомы с современной им учебной литературой Западной Европы. От западных учебных пособий их отличает большое число задач с решениями и иногда более подробные пояснения. Даже компилированный материал использован ими творчески, созданы свои методы решения задач.
2. Сборники с разделами математического содержания.
· Рукопись «Синодальная 42» - представляет собой единственный сохранившийся до наших дней учебник по теоретической геометрии начала XVII века, в котором геометрия изложена в элементарной форме.
· Указан и составитель – Ивашко, князь Елизарьев.
· В рукописи 2 предисловия и 2 книги по планиметрии, каждая из 2 частей. Изложение сопровождается большим количеством чертежей, а также – гравюрами, вырезанными из какой-то латинской книги.
· Первая часть книги I (47 глав) содержит планиметрические определения (линии, поверхности, тела, угла и их видов, окружности, круга), многие сведения взяты из «Начал» Евклида.
· Во второй части помещены планиметрические теоремы для измерения площадей, некоторые материалы из трудов Архимеда (например, «Об измерении круга») и Паппа.
· Упомянуты первоисточники (Евклид, Пифагор, Архимед, Рамус и др.), причём утверждения изложены или по Евклиду, или по неизвестному автору, или по греческим авторам (из сочинения Архимеда «О круге»).
· Книга II посвящена построениям на плоскости, но есть и задачи вычислительного характера, в первой её части помещено 99 теорем, во второй – 33.
Рукопись Елизарьева составлена по типу учебников и включает в себя почти весь известный в то время материал по элементарной геометрии. Отличием от западноевропейских пособий является то, что задачи на построение выделены в отдельный раздел, есть и самостоятельно отобранные вычислительные задачи с оригинальными решениями. Более того, эта рукопись превосходит по содержанию и изложению более поздние руководства начала XVIII века.
3. Не математические рукописи, содержащие сведения по математике (Уставы для землемеров, Устав ратных дел и пр.) тоже дают представление о практической геометрии в России, являются своеобразными как по содержанию, так и по изложению, и находятся на уровне западных образцов XV-XVII вв.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1959;