Очерк 7. Иммиграционная политика Великобритании
Великобритания- крупнейшая колониальная держава мира и являвшаяся долгое время эталоном демократии для стран Европы, в последние два столетия имела репутацию страны, доброжелательно встречавшей иммигрантов. Более того эта страна в XIX в. была страной массовой эмиграции (идет ли речь об Англии, Шотландии или Ирландии), и оставалась таковой до середины XX в.(т.е. больше людей покидали , чем прибывали в нее)[66].
Тем не менее и в этих относительно комфортных социально-политических условиях власти в начале XX в. принимают первые ограничительные иммиграционные меры. Так в 1905 г.был принят Закон об иностранцах (Aliens Act 1905). Основной целью его было недопущение определённых категорий индивидов, которые считались нежелательными для пребывания в Королевстве. Этим же законом учреждалась и специальная иммиграционная служба: Инспекция Иностранцев (Aliens Inspectorate), сотрудники которой наделялись довольно широкими полномочиями в вопросе решения «желательности» нахождения того или иного иностранца на территории Великобритании.
Первая мировая война породила ужесточение контроля за иностранцами: в 1914 г. принимается Акт об ограничении прав иностранцев (Aliens Restriction Act 1914), который затруднил условия въезда и ограничил области проживания. Был определён порядок и условия депортации нежелательных приезжих. В 1919 г. были внесены поправки в Акт 1905 г. и установлены наказания за мятеж и беспорядки, учинённые иностранцами. И паспортная система контроля иностранцев, и система разрешения на работу, выросшие из чрезвычайных военных мер, так и остались в британской иммиграционной практике. Но законы эти, строго говоря, не имели цель количественно ограничить иммиграцию и можно говорить о противодействии въезду нежелательных лиц, представлявших угрозу для британского общества – в общем- то понятные меры в условиях неспокойного довоенного, военного и поствоенного времени.
Кардинальные изменения в иммиграционном законодательстве и бурное его развитие приходится на вторую половину ХХ в. С одной стороны в середине XX в. происходит демонтаж колониальной системы, с другой наблюдается экономический рост. Одновременно имеет место спад эмиграции из Великобритании.
Юридически жители колоний были подданными Британской Короны. Следовательно они имели право беспрепятственно перемещаться по территории Империи. Этот же факт и предопределил географию будущих стран-доноров. Закон о британском гражданстве 1948 г. дал гражданам стран Содружества специальный иммиграционный статус, что позволяло им свободно «въезжать, работать и проживать совместно с семьями». Этот закон создал возможность для более 800 млн. подданных приезжать в Великобританию без необходимости получения визы. Они быстро заполняли вакуум неквалифицированной рабочей силы на фоне растущей послевоенной экономики. Основными донорами стали страны Карибского бассейна, Индия, Пакистан, государства Африки и Дальнего Востока.
Но британскому правительству очень скоро пришлось отказаться от политики нерегулируемой иммиграции. Возросшие нагрузки на ресурсы общества в конечном итоге привели к нарастанию враждебности белого населения по отношению к цветным иммигрантам, что вылилось в 1958 г. в беспорядки в Ноттинг Хилл на западе Лондона. В 1962 г. был принят «Закон об иммиграции внутри стран Содружества» (Commonwealth Immigrants Act), согласно которому от иммигранта-гражданина прежде, чем покинуть родную страну и переехать в Великобританию, требовалось получить ваучер, дающий разрешение на въезд (что фактически означало получения визы). Существовало три категории ваучеров – А, В, и С, которые подразделялись по предпочтительности (наличие трудового контракта, наличие специальных навыков, отсутствие квалификации). Таким образом, Британия сделала шаг по пути ограничительно–селективной политики в отношении иммигрантов.
В 1968 г. британские власти и предприниматели перестали выдавать свидетельства о занятости неквалифицированным рабочим. Это лишало граждан Соединенного Королевства, которые в нем не родились либо не имели там родственников, права свободного въезда в страну. Ранее иммигранты из стран Южной Азии видели свое пребывание в Англии временным. Так же их воспринимали коренные жители и политики. Иммигранты оставляли на родине семью, совершали туда регулярные поездки раз в несколько лет и предполагали в старости вернуться в родные места. Теперь они отказались от практики посещения родственников и стали вызывать в Альбион свои семьи. В результате этого вместо сокращения числа иммигрантов закон спровоцировал увеличение их числа, что впоследствии привело к формированию новых крупных этнических и конфессиональных меньшинств в Соединенном Королевстве[67].
В 1971 г. был принят Акт об иммиграции (Immigrants Act) который продолжил ограничительную политику. Он касался не только выходцев из стран Содружества, но и любых иммигрантов. Закон ограничили почти всю первичную иммиграцию из «новых», цветных стран Содружества. И основной причиной переезда иммигрантов на постоянное жительство в Британию из этих стран стало воссоединение семей. Закон о британском гражданстве 1981 г. так же был, по сути, направлен на ограничение доступа граждан бывших колоний к возможности обосноваться в Великобритании.
В 1990-х гг. иммиграционное законодательство Соединенного Королевства было подвергнуто определенной либерализации, видимо, как результат некоей идеологичнеской моды, продиктованной усилением глобализационных процессов. Великобритания стала участницей Дублинской конвенции о предоставлении права убежища. В 1993 г. был принят Акт об иммигрантах и убежище, предоставляющий права убежища и облегчающий беженцам получение вида на жительство[68]. Но в 1996 г. Актом о беженцах и иммигрантах был установлен окончательный запрет на доступ к жилью и пособиям для многих категорий иностранцев, и особенно для нелегалов, а также введено уголовное наказание в отношении работодателей, принимающих на работу нелегалов.
В начале нового тысячелетия иммиграционная политика стала более избирательной-адресной. В частности в новом Законе об иммиграции (Immigration, Asylum and Nationality Act 2006) была введена система баллов при отборе иммигрантов. Кроме того, применялся и программно-целевой подход. Например, был дан старт программам для высококвалифицированных рабочих и инвесторов (Highly Skilled Migrant Programme). Для этих категорий иностранцев въезд в страну, а также процедура получения гражданства существенно упрощены. Функционирует и программа HOPS для временных сельскохозяйственных рабочих, по которой на сезонные работы рекрутируются иностранные студенты.
Однако решение о том, что политика отбора иммигрантов должна быть более жёсткой и продуманной, имело догоняющий характер и должно было быть принято гораздо раньше. К началу XXI в. уже сложились устойчивые инокультурные сообщества. Слабая интегрированность иммигрантов в социальную ткань британского общества заставили Великобританию следовать общеевропейской тенденции и обратить внимание на интеграционные аспекты пребывания иммигрантов. Так, получение гражданства, как в Германии и во Франции, поставлено в зависимость от факта сдачи экзамена на знание английского языка и истории страны. Такой порядок утвержден в 2004 г. Парламентом поправками к иммиграционному законодательству (Asylum and Immigration Act), а с 2007 г. сдача такого экзамена стала обязательной и для подающих заявление на получение постоянного места жительства[69].
Симптоматично, что в августе 2011 г. по Лондону и другим крупным городам прокатилась волна беспорядков с участием иммигрантской молодежи. Многие британские издания предпочитали замалчивать этно-расовый фактор данных погромов, но газета Telegraph высказалась предельно откровенно. В статье под заголовком «Вот что происходит, когда сторонники мультикультуризма закрывают глаза на культуру гангстеров» говорилось: «Причин этих ужасающих событий много, они сложны и запутаны, но давайте обратим внимание на то, что британский образованный истэблишмент пресмыкается перед культурой уличных банд, которая отвергает все нормы и принципы свободного общества. Эта культура прославляет насилие, пренебрежение к женщинам, гомофобию и расизм». И в самом деле масштабы вандализма были ужасающи, так что пришлось задействовать 16 тыс. полицейских, задержать не менее 2 тыс. человек[70]. В этом плане Лондон повторил судьбу Парижа, что свидетельствует о том, что несмотря на реформирование, иммиграционная политика нуждается в существенной корректировке.
Собственно это и пытается сделать коалиционное правительство во главе с Д.Камероном. «В феврале 2011 г. на Мюнхенской конференции британский лидер призвал своих коллег отказаться от «пассивной терпимости» и перейти к «мускулистому либерализму». «Европе пора проснуться и увидеть, что происходит вокруг,-заявил он.-Под угрозой не только наши жизни, но и сам наш жизненный уклад». Разрушить этот уклад, по словам премьера, помогают «доморощенные террористы»- исламские радикалы, многие из которых получают деньги из государственной казны и фактически действуют под прикрытием властей, зараженных вирусом «мульти-культи».
По сути дела к этой позиции близки и лейборитсы, которые своей критикой премьер-министра боятся вызвать неудовольствие британских рабочих, помня лозунг своего предшествующего лидера, премьера-министра Г.Брауна «Британские рабочие места для британских рабочих![71]»
Рекомендованная литература:
1. Арсеньева, Е.В. Современные тенденции развития иммиграционного законодательства в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 5. С. 36-40
2. Арсеньева, Е. В. Реформа иммиграционного законодательства Соединенного Королевства : система подсчета баллов // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 10. С. 34-40.
3. Антонова К.В. Великобритания обречена на мультикультурализм или мультикультурализм в Великобритании обречен?// Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1. №2.
4. Великобритания: Эпоха реформ/Под ред. Ал.А.Громыко.М,2007
5. Датт Р. П. Кризис Британии и Британской империи. пер. с англ., М.: Издательство иностранной литературы, 1959. - 738с.
6. Котин И.Ю. Процессы миграции населения. Ислам в Южной Азии и Великобритании. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008
7. Лемин И. М., Обострение кризиса Британской империи после второй мировой войны. М.: Изд-во АН СССР, 1951.
8. Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю.Новейшая история Великобритании:XX-начало XXI века:Учебн.пособие.М,2012
9. Остапенко Г.С.Бунт молодежи в августе 2011 года: Характер и состав участников//Британия в кризисе: тактические меры и стратегические цели. Доклады Института Европы №280.М,2012
10. Современная Великобритания: проблемы и перспективы.М,2001
11. Терентьев А.Британия Дэвида Камерона//Мировая экономика и международные отношения.2012,№1
12. Mason D. Race and Ethnicity in Modern Britain. Oxford: Oxford University Press, 2000.
Дата добавления: 2018-11-26; просмотров: 613;