Возможности дианетической концепции личности в социальной работе
Дианетика - наука о разуме, душевном здоровье описана Л. Хаббардом [32]. Она основывается на специфических философских и психологических представлениях о человеке, его сущности, эмоциях и разуме. С позиций дианетики единственный принцип и общий знаменатель всей жизни - это стремление к выживанию как истинного значения "жизненной силы", которую Р. Хаббард назвал центром сознания "Я", или ТЭТАН, т.е. сам человек. Но имеется в виду не его тело или имя, не его разум, а то, что он осознает, самосознание. А это и есть личность.
Абсолютной целью выживания постулируется бессмертность или бесконечное выживание. Человек стремится выжить как организм, продолжить себя в детях, в группе, членом которой он является, во всем человечестве и других симбиотах. Наградой за действия, способствующие выживанию, является удовольствие, ощущение психологического комфорта. Наказанием за разрушительные действия становятся смерть и боль.
Центральное понятие дианетики "клир". Клир - это человек, личность в оптимальном состоянии: отсутствии любых заболеваний, с высоким уровнем интеллекта, живущий энергично и с удовольствием, с полнотой всех ощущений. Р. Хаббарт дает полную характеристику человека-клира: его восприятия, памяти, эмоций, мышления. Именно клир воспринимает, перерабатывает и интерпретирует окружающий
мир наиболее адекватно, а не аберрированно, т.е. искаженно. Для иллюстрации автор приводит пример: если попросить клиров и неклиров подумать о розе, то будут соответственно разные результаты. Неклиры обычно могут либо представлять, либо чувствовать запах, но не видеть цветок, затрудняются одновременно видеть различные цвета роз, оттенки... Клир же "видит" розу во всем многообразии се свойств и оттенков.
Подобные свойства клиров проявляются и в других психических процессах, что важно для разума, прогнозирования и планирования целей и будущей жизни. Исследования клиров и неклиров, проведенные основателем дианетики, показало, что основные цели разума, как и человеческой натуры, направлены на созидание и постоянное благо. Изменяются они лишь под влиянием того, что он видит и в зависимости от его образования и взглядов.
Р. Хаббарт доказывает, что клир является целью дианетической терапии. Той целью, которую можно достичь при помощи некоторого терпения, умения и труда. Любой человек может стать клиром, если он не потерял части мозга в результате операции или несчастного случая или не был рожден с дефектом нервной системы.
При неоднозначности отношений к дианетике различных ученых и практиков тем не менее можно признать, что ее идеи весьма полезны для психологии и социальной работы. Ведь одна из конечных целей и социальной работы, и психологии, и дианетики совпадает - помочь человеку жить в состоянии психологического комфорта, поднять его личные возможности и самосознание, освободить от трудностей, омрачающих его существование, помочь обрести средство, помогающее решать жизненные проблемы.
Дата добавления: 2016-05-26; просмотров: 1828;