О НЕОБХОДИМОСТИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Начнем с фиксации очевидных обстоятельств. Современная Россия - одна из самых конфликтных стран мира. Социальные конфликты пронизывают все "поры" нашего больного общества, определяют характер деятельности всех социальных институтов и групп, придают социальным отношениями принципиально новые качества. Сама необходимость социальной работы как общественной и профессиональ
ной деятельности, а следовательно, и науки, осмысливающей проблематику этой деятельности, вызвана, если не прежде всего, то во многом, ростом социальной конфликтности, потребностью снижения социальной напряженности. Социальные работники имеют дело с остро конфлитными категориями населения (инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т.п.) и призваны содействовать ослаблению социальных противоречий. Все это говорит о том, что содержание науки социальной работы, ее объект, предмет, категории и другие атрибуты не могут осмысливаться без конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен ее отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация ее функций и предназначения.
Игнорирование конфликтологического рассмотрения теоретико-методологических проблем науки социальной работы ведет к односторонности их трактовок. Например, в форме часто встречающегося отождествления социальной работы с благотворительностью и милосердием, социальной медициной или другими ее проявлениями. Характерно, что в большей части публикаций российских авторов в долгожданном сборнике "Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт" [Т. 1. Москва -Тула, 1993] - социальная работа сводится к социальной педагогике.
При этом под последней понимается:
"реально существующий объективный фактор процесса формирования личности через ее взаимосвязи, взаимоотношения с обществом, с отдаленным и ближайшим окружением (социумом и микросоциумом)" [1. С. 59];
"педагогика, нацеленная на преобразование социума... на компенсацию негативного влияния среды путем создания альтернативных институтов" [2. С. 72].
Подобного рода дефинициями едва ли можно удовлетвориться вполне. Определение одного неизвестного (социальной работы) через другое неизвестное (социальная педагогика) не проясняет, а запутывает проблему. Поэтому "общепризнанность определяющей роли психологопедагогической обеспеченности социальной работы как профессии в целом и конкретного социального работника в частности ..." [3. С. 18] и иных постулатов, выводимых из отождествления социальной работы с социальной педагогикой, вызывает, мягко говоря, сомнение.
Сказанное не следует понимать таким образом, что науку социальной работы нужно строить на базе только конфликтологической социологии, без учета ее взаимодействия с педагогикой, психологией, этикой, медициной и другими отраслями знания. Мы ратуем за конфликтологическое рассмотрение социальной работы прежде всего потому, что оно - возможный и целесообразный аспект анализа ее теоретико-методологических проблем, не исключающий, а предполагающий другие.
Чем больше будет рассмотренных с позиций разных наук сторон социальной работы, тем полнее и системнее будут наши представления о ней, тем четче будет определено ее место и роль в единой
общественной науке. 'Парадигма "целостной науки" могла бы стать научным обоснованием, которое поможет социальной работе вырваться из паутины механических воззрений и войти в XXI в. в качестве "наукипрофессии", занимающейся не линейным исследованием динамических систем, а исследованием и деятельностью с сосуществующими и совместно эволюционизирующими людьми и окружающей их средой' [4. С. 95-96].
Через призмы каких конкретных отраслей знания следует анализировать социальную работу? Определенный ответ на этот вопрос дал И. Нойфельд, теоретически обобщивший многолетний опыт социальной работы в Германии. Суть этой работы он видит в практическом решении социальных проблем [5. С. 136], "крайне разнообразных проблемных ситуаций" различных целевых социальных групп [5. С. 141], в силу чего "основу для этой формы социальной деятельности составляют междисциплинарные исследования малых групп, в которые свою лепту вносят социология, психология, социальная психология, теория поведения, антропология, педагогика, андрогогика, коммуникативное учение, а также теория ролей и конфликтов" [5. С. 141].
Характеризуя формы социальной работы, цитируемый автор настойчиво подчеркивает их конфликтологическую значимость. Он говорит о перспективности для социальной работы обоснования 'программ "радикальных" конфликтных стратегий' [5. С, 142], о том, что "исходный пункт" социальной работы в общине - "главным образом социальные конфликты и их предупреждение" [5. С. 143, 144].
Конфликтологически насыщенными, в его изложении, оказываются и методы социальной работы, даже такие, как "социодрама" и "психодрама", ибо они есть не что иное, как "проигрывание в ролях конфликтных ситуаций в стихийно организованных сценах" [5. С. 145]. Конфликтологическая ориентация свойственна и американским социальным работникам. Б. Вул, например, полагает, что "конфликт и борьба" должны быть "в центре решения проблемы созидания общности культуры и труда", социальной помощи в американской общине. "Конфликт - состояние, в котором существует оппозиция, альтернатива. Он не показатель упадка нашего общества. Он существует. Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать конфликтов. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим. Конфликт не может быть решен без борьбы. Но мы можем использовать конфликт, чтобы создать условия для движения изменений" [6. С. 195].
Как видим, в странах, гораздо более благополучных в социальном отношении, чем наша, недвусмысленно признается важность конфликтологического содержания социальной работы. Нам это следует делать тем паче по причине повышенной социальной конфликтности нашего общества и всех составляющих его систем, структур и элементов. Социальная конфликтность достигла таких качественных и количественных параметров, при которых вполне вероятен социальный взрыв и разрушение нашего общества. Поэтому конфликтологический анализ
проблематики социальной работы выступает для нас не только одним из возможных, целесообразных и эвристически необходимых для выработки системного представления о ней, но и социально актуальным и чрезвычайно важным.
Дата добавления: 2016-05-26; просмотров: 1524;