Стратегия и тактика концертного выступления
Концертная программа - это своеобразное «послание» от исполнителей к публике. Оно всегда должно быть содержательным, понятным, внутренне логичным.
Концерт является заключительным звеном интерпретации. На концерт выносится результат репетиционной работы. Идеи, найденные в репетиционный период, должны получить на концерте полноценную реализацию.
Концертное вдохновение по своей природе не отличается от репетиционного, но оно глубже, шире, возвышеннее и многограннее. Это обусловлено тем, что в действие вступают два новых фактора: направленность программы на реального слушателя и встречное слушательское внимание к звучащему произведению, дирижеру и артистам хора.
Основные вопросыируя предложить концертную программу слушателям, дирижер обязательно задаст себе ряд вопросов:
1. Что ожидает публика от дирижера и исполнителей?
2. Будут ли слушатели довольны программой?
3. Правильно ли она составлена с точки зрения драматургии?
Ответы на эти вопросы будут получены во время и после концерта на основании реакции публики. До самого концерта успех программы всегда в той или иной степени является предположительным, хотя всегда желательным. Это не означает, что тщательное обдумывание программы не имеет смысла, поскольку невозможно предугадать ход концерта и реакцию на него публики. Нельзя составлять программу только интуитивно. Наоборот, чем программа тщательней обдумана, тем выше шансы на ее успех.
При составлении программы желательно избегать двух крайностей: не считаться ни с кем и ни с чем, приспосабливаться ко всему и всем. Но какими же принципами тогда следует руководствоваться?
Прежде всего, необходимо стремиться к единству эстетического и этического. Это означает, что произведения, вошедшие в программу, не только красиво звучат, но и несут в себе нравственное начало. Это важно особенно сейчас, когда нашествие шоу-бизнеса привело к снижению культурного уровня массового слушателя, особенно молодежи. Определить нравственный потенциал хорового произведения можно прежде всего по тем поэтическим текстам, которые положены в основу хоровых произведений их авторами. Выдающиеся дирижеры всегда были очень требовательны к своему репертуару именно в данном отношении. Например, А. Юрлов прямо заявлял: «Я хочу иметь дело только с высокой поэзией» (Юрлов, 1983, с. 51). Конечно, не следует доводить это положение до абсурда. Все высокое и серьезное не исключает рядом с собой легкости, шутливости, развлекательности. В легком жанре тоже есть серьезные достижения.
О роли этического начала в музыке хорошо сказала В. Холопова: «Этическое содержание музыки - важнейший вопрос, в целом обойденный теорией музыки. Недостаточно занималась проблемой этики в искусстве и современная эстетика, взявшая на себя роль обобщающего учения об искусстве. Напомню, что понятие, которое в эстетике с периода ее формирования у Баумгартена было центральным - „прекрасное" - имеет двухосновную природу, соединяя в себе этическое понятие добра, блага и эстетическое понятие красоты».
При составлении концертной программы нельзя упускать из вида категорию преображения, уже рассмотренную выше. Преображение, выступая как средство на репетиции и как цель на концерте, является по своей глубинной сути одной из важнейших функций исполнительского искусства. Категория катарсиса (от греч. «очищение») не может по своей важности конкурировать с преображением. Нечто «очищенное» не меняет своей природы в результате акта очищения, но «преображенное» изменяет именно свою природу. Между очищением и преображением существует стройный иерархический ряд восхождения, начинающийся очищением. Перечислим составляющие этого ряда и соответствующую им функцию, обозначенную здесь согласно церковной традиции с помощью греческой терминологии.
Итак, эти ступени и соответствующие им функции следующие:
· страстная (пафотическая - το παθοζ /страдание/),
· смягчающая (елейная - η ελεοζ /сострадание, сочувствие/),
· очищающая (катарсическая - η καθαρσιζ /очищение/),
· утешающая (параклитическая - παρακλητοζ /утешитель/),
· умиротворяющая (ириническая - η ειρηνη /мир/),
· успокаивающая (галиническая - η γαληνη /покой/),
· безмолвная (исихическая - η ησυχια /безмолвие/),
· таинственная (мистическая - μυστηρτον /тайна/),
· ласкающая (сторгическая - η στοργη /нежность/),
· радующая (евфросиническая - η ευφροσυνη /радость/),
· восторгающая (экстатическая - εκστατικοσ /восторг/),
· возносящая (аналитическая - η αναληψιζ /вознесение, восхищение/),
· возвышающая, возводящая (апагогическая - η αναγογη /возведение/),
· облагораживающая (евгеническая - ευγενηζ /благородный/),
· преображающая (метаморфическая - η μεαμορφοσιζ /преображение/).
Возникает длительный путь восхождения, увенчивающийся «преображением». Преображение находится на вершине, но оно не становится главным мотивом исполнительской деятельности автоматически. Это возможно только в результате сознательной позиции и серьезных усилий дирижера. Дирижер, прошедший самостоятельно весь путь этического возвышения, получает возможность и право на соприкосновение с самым высоким искусством. Только дирижер, преображенный искусством, способен в свою очередь сам преображать все, к чему прикасается. Он способен убедить артистов в своей художественной правоте, повести их за собой к вершинам вдохновения и затем увлечь уже проторенной дорогой слушателя в те же выси. Дирижер - это первопроходец, идущий за «сокровищем», спрятанным «на вершине горы» композитором. Слушатели - «путешественники», идущие за исполнителями.
Эту функцию исполнителя-интерпретатора как проводника для своих слушателей очень хорошо осознавала М. Юдина, писавшая в одном из своих писем: «Вызвать слушателя следовать за собою по „коридору" понятий, образов, целых пластов культуры и мира - вот об этом я мечтаю».
Таким образом, в концертной программе фокусируется очень много исполнительских намерений и функций исполнительского искусства, среди которых две важнейшие функции - эстетическая и этическая - должны идти рука об руку и находиться в центре внимания составителя концертной программы, которым обычно является дирижер хора.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 626;