Программа концерта в Новом замке г. Гродно 16 апреля 2003 г.
•- Д. Бортнянский. Концерт № 24.
•- Н. Куликович. «Свете Тихий».
•- Р. Твардовский. «Хвалите Имя Господне».
•- С.Рахманинов. «Богородице Дево, радуйся».
•- Белорусская народная песня «Дауно, дауно тое было», обработка А. Бондаренко.
•- Белорусская народная песня «Ой ты, поле мае», обработка С. Мочалова.
•- Белорусская народная песня «Зорка Венера», слова М. Богдановича, обработка А. Колосова.
•- Белорусская народная песня «Закукуй, зязюлька», обработка Н. Сироты.
•- Белорусская народная песня «Iз далёкiх iз краёу«, обработка Е. Тикоцкого.
•- Д. Тухманов. «Как прекрасен мир!», слова В. Харитонова, обработка Я. Дубравина.
•- Г Свиридов. «Наташа» из хорового концерта «Пушкинский венок».
•- И. Лученок. «Спадчына», слова Я. Купалы.
•- А. Мачавариани. «Долури», слова И. Нонешвили.
•- Негритянский спиричуэл «Climbin'up the mountain».
•- Негритянский спиричуэл «Lord, if I got my ticket».
•- Негритянский спиричуэл «Swing low, sweet chariot».
Программа составлена для концерта в рамках фестиваля, она сочетает в себе и светский, и духовный жанры. В программе показаны разнообразные исполнительские возможности, «грани» коллектива. Программа концерта политематическая, смешанная. Цель программы явно просветительская. Очевидно, Основные вопросыируется создать у слушателей приподнято-возвышенное настроение. Ориентация программы - массовая. Составитель программы придерживался принципа жанрово-стилистического разнообразия.
Такой анализ программы можно назвать классификационным, он позволяет найти для нее место среди других типов программ.
Другую программу проанализируем в Основные вопросые ее внутренней драматургии.
Концерт, посвященный 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина.25 июня 1999 г., г. Цюдно.
•- С. Танеев. «Адели».
•- В. Шебалин. «Зимняя дорога».
•- Г. Свиридов. «Наташа» из хорового концерта «Пушкинский венок».
•- Г. Свиридов. «Стрекотунья белобока» из хорового концерта «Пушкинский венок».
•- В. Кикта. «Как за церковью, за немецкою».
•- В. Калинников. «Элегия».
•- А. Бондаренко. «Ангел».
•- А. Клиничев. «Уж небо осенью дышало».
•- Г. Свиридов. «Зимнее утро» из хорового концерта «Пушкинский венок».
•- А. Зиновьев. «Осень».
•- В. Шебалин. «Стрекотунья белобока».
Эта программа по формальному признаку - тематическая. Она связана с творчеством гениального русского поэта А. С. Пушкина, которому посвящена. Но кроме этой внешней классификационной «привязки», есть и другая, внутренняя, тоже не менее важная - это тема любви.
Конечно же, Пушкин - поэт любви. Поэтому составитель программы исходит из того, что концерт лучше всего начинать с произведения, в котором это чувство проявляется во всем его внутреннем многообразии. Первый хор воспевает возлюбленную.
Подобно тому, как композитор фуги подбирает в качестве исходной темы мелодию, хорошо звучащую и в контрапункте, и в стреттах, но вместе с тем поддающуюся разработке, составитель программы должен выстраивать несколько ее проекций. В первую очередь в таком случае его волнует вопрос, что поставить в качестве заключительного произведения. Очевидно, что составитель данной программы придерживается стандартного принципа окончания концерта техничным моторным номером. Таким номером является хор В. Шебалина «Стрекотунья белобока». Однако интерпретатор в данном случае не придерживается обязательной «ставки» на техничность и эффектность, иначе в конце прозвучал бы более техничный и эффектный хор Г. Свиридова с тем же названием.
В качестве принципа построения данной программы взят принцип арки, связующей первый и последний хоры. Эта арка построена так, что создает контраст. Первый и последний хоры являются тематическими антиподами. Это как бы два самых крайних полюса чувства любви.
Рельеф этой арки прихотлив во всех отношениях. Контраст крайних полюсов оттеняется контрастностью внутренних построений. Однако впечатления пестроты не создается. Единство программы обеспечивается уже самим феноменом стиля Пушкина. Конечно, если бы вся программа была контрастна, пестрота могла бы возникнуть. Для того чтобы этого не случилось, после середины программы вводится небольшой блок, состоящий из трех хоров, связанных между собой тематикой природы: «Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро», «Осень». Это «интермедия» программы. Здесь слушатель получает возможность отдохнуть перед «кодой» концерта.
Особенность драматургии данной программы состоит в том, что ее «интермедия» смещена к окончанию концерта. Конечно же, это обусловлено намерением сделать окончание коротким и неожиданным. Этот драматургический принцип вполне соответствует духу и стилю самого Пушкина, который очень искусно пользовался приемом внезапности, неожиданности. Программа имеет своеобразную «разработку с эпизодами». Хор «Ангел» является драматической кульминацией концерта. События, происходящие в нем, отличаются напряженностью и силой столкновения характеров, в результате чего добро и любовь побеждают (на этот раз без жертв) и наступает относительная идиллия.
Последовательность номеров программы создает незаметные «связующие нити». Например, «Дорога» приводит к «Наташе», печально-спокойные осенние журавли («Осень») перекликаются с гусями, и тут же сразу возникает образ беспокойной сороки («Стрекотунья белобока»). Случайна ли такая «орнитологическая» тенденция, тем более что сорока уже появлялась ранее в хоре Г. Свиридова? И да, и нет. Некоторые смысловые и композиционные особенности программы возникают как бы сами собой. Невозможно все «запрограммировать».
Пушкин достаточно драматичен, у него есть и «Буря», и «Бесы», и ряд других предельно экспрессивных стихотворений, которые положены на музыку. Поэтому трудно заподозрить составителя программы в том, что он бессознательно предлагает вниманию слушателя относительно безмятежный по содержанию произведений концерт. В этом есть сознательное намерение. Заметно, что составитель программы концерта ищет путь к самым сокровенным глубинам сердец слушателей.
В анализе данной программы хорового концерта можно было бы отметить и другие важные особенности ее построения: это чередование номеров с солистами и без них, звучание a cappella, преобладание «осенне-зимней» тематики, возможность принципиально иного расположения номеров. Однако и сказанного достаточно для того, чтобы подтвердить положение о важности драматургической организации для любой концертной программы хорового коллектива.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 561;