Репетиционная работа дирижера


В работе дирижера над хоровым произведением выделяются три основных последовательных этапа:

-подготовительная работа дирижера над партитурой (становление исполнительского замысла);

-репетиционная работа (реализация исполнительского замысла);

-концертное исполнение (воспроизведение исполнительского замысла).

Второй этап – репетиционная работа над партитурой, условно делится

на фазы:

- знакомство коллектива с произведением;

- процесс его технического освоения;

- работа над произведением в художественном плане.

Основные вопросые.

Как видим, три фазы — они же условно разграниченные этапы репетиционной работы — имеют последовательные уровни. Если две начальные фазы признаки технологического овладения материалом, то заключительная фаза связана с художественным совершенством исполняемого произведения.

Очень ответственным моментом является представление хору данного сочинения. Яркая, выразительная игра партитуры должна вызвать интересхористов к разучиванию произведения. Для этой цели можно использовать разные методы ознакомления хора с произведением: проигрывание на фортепиано с одновременным пропеванием основного тематического материала со словами; рассказ о произведении, его авторах; передача содержания; показ основных особенностей; использование звукозаписи.

Следующая фаза - техническое освоение произведения - разучивание нотного и литературного текста. Здесь можно использовать различные методы: сольфеджирование, вокализацию, пение «про себя», внутренним слухом, пение на слог, транспонирование, мелодекламация при работе над литературным текстом и др.

Организация процесса разучивания произведения включает разные подходы: пение по партиям, хоровыми группами, всем хором и т. д. и разные вспомогательные приемы: тактирование, показ собственным голосом, при поддержке фортепиано, устное объяснение и др. Во время этого периода возможно применение так называемого «репетиционного» жеста (тактирования), который отличается большей активностью, упругостью, показывающего внутридолевую пульсацию (отстукивание ритма).

Работа над основными элементами вокально-хоровой техники (интонацией, ритмом, дикцией, характером звука, ансамблем и др.) - составляют основное содержание этой фазы освоения произведения. На II этапе техническая сторона преобладает над художественной. Художественная сторона помогает технической.

Художественная отделка произведения. Необходима тесная взаимосвязь технической и художественной работы над произведением. Особое внимание надо уделять выразительности исполнения: фразировке, дикции, нюансировке, агогике, артикуляции и др. В работе над фразировкой дирижеру помогает не только знание правил музыкальной речи, но и логика музыкально-поэтического текста, знание литературного текста. Выявление содержания, смысла и характера литературного сочинения - основная задача музыканта.

Выделяя главные слова с помощью штриха или динамики, одновременно с фразировкой, продумывается подход к кульминации произведения и способы ее подготовки - изменение темпа, смена штриха, усиление или ослабление динамики.

Важнейшей стороной работы над произведением является работа над звуком. Выбор звука, его различных тембровых красок соответственно художественному образу произведения - трудная задача и для этого нужен творческий подход дирижера, его слуховой опыт, музыкальная интуиция, художественный вкус, фантазия. Необходимо умение словесно объяснить хору свое требование. Здесь поможет ассоциативное мышление. Певцам нужна доступность формулировок, образные сравнения.

Заключительная стадия выучивания хорового сочинения является важным моментом его художественного совершенствования.

Процесс «впевания» помогает певцам осознать артистическую свободу, готовность к выступлению. А. Егоров отмечал, что обычно впевание хорового произведения продолжается довольно долго. Но это зависит от сложности произведения и уровня подготовки хора. Для того чтобы хористы не потеряли интерес к произведению, хормейстеры используют различные методические приемы, чтобы «освежить» звучание сочинения. Так, М. Климов с хором Ленинградской академической капеллы им. М. Глинки использовал прием транспонирования, предлагая спеть на 1/2 тона или даже на 1 тон выше или ниже, исходя из самочувствия певцов.

В момент «впевания» происходит корректировка средств музыкальной выразительности, работа над логикой формообразования, драматургического развития произведения, определения кульминации, вопросы трактовки и главное, исполнительские особенности стиля.

Последние репетиции перед выступлением, так называемые «прогоны», проходят в обстановке близкой к концертной, без остановок, стоя.

На генеральных репетициях, которые лучше проводить в концертном помещении и в костюмах, уточняется трактовка произведения, темп, динамика и определяются моменты организационного порядка - выход и уход коллектива на сцену, расположение солистов, концертмейстера в связи с акустикой зала.

 



Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 619;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.