Частный и общий ансамбль
Понятие «частный ансамбль» подразумевает не только слитность голосов по тембру и силе, но и единство восприятия певцами данной хоровой партии средствами вокально-исполнительской выразительности. При этом дирижеру следует иметь в виду, что слитность не означает одинаковости, однообразия тембровых красок и силы звучания голосов, составляющих хоровую партию.
Не следует пытаться достичь хорошего частного ансамбля путем выхолащивания тембровой природы и искусственного выравнивания громкости голоса каждого певца в партии. Такой метод неизбежно приведет к обеднению тембровой палитры хоровых партий и, как следствие этого, хора в целом.
Слитности голосов по тембру и силе следует достигать, вырабатывая единую певческую манеру, единые вокальные приёмы и навыки.
Наряду с тембровой и динамической слитностью, единством вокальных приёмов в формировании ансамбля большое значение имеет единство ощущений темпа, ритма, метра, динамики, слова.
Настоящий ансамбль возникает тогда, когда неразрывность контакта не только не обременяет партнеров, но и служит дополнительным источником силы и уверенности.
Общий ансамбль в хоре возникает на основе органического соединение частных ансамблей в единое целое. Если частный ансамбль предусматривает слитность голосов в унисонном звучании, то в общем ансамбле, возможны разнообразные варианты соотношения силы звука, тембровых красок, характера произношения текста.
Значение общего ансамбля широко. Он является одной из самых интересных, изменчивых и сложных категорий исполнительского искусства вообще и хорового исполнительства, как искусства коллективного частности.
Хороший ансамбль в хоре может быть создан лишь в том случае, если хор правильно скомплектован. Желательно, чтобы в хоре были певцы с хорошими сольными голосами, ибо их тембр влияет на качество звучания партии в целом, на тембр партии.
Недопустимо участие в хоре певцов «тремолирующими» и «качающимися» голосами, а также с резким «горловым», «зажатым» и «плоским» звуком. Они будут выделяться из ансамбля. К числу наиболее «опасных» для хорового ансамбля речевых недостатков относятся «картавость», «шепелявость» и другие дефекты речи. Все это необходимо учитывать в процессе комплектования хора.
Группы хора должны быть укомплектованы примерно равным количеством исполнителей.
В соответствии с фактурой хорового сочинения и со своим исполнительским замыслом дирижер может варьировать средствами ансамбля уровень взаимодействия отдельных партий и уровень их громкости, плотности, «приближенности», или «отдаленности», благодаря чему общий ансамбль становиться самостоятельным выразительным средством.
Составляющими общего и, отчасти частного ансамбля являются такие его разновидности, как динамический, метроритмический (агогический), дикционный, артикуляционный ансамбль.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 554;