ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ


Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния на философию.

В философии возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.

Крупными философами в Европе XVII в. являются:

- Ф. Бэкон (Англия);

- С. Гоббс (Англия);

- Дж. Локк (Англия);

- Р. Декарт (Франция);

- Б. Спиноза (Голландия);

- Г. Лейбниц (Германия).

В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции - онтологии,особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию "субстанция":

- онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник - Френсис Бэкон (1561-1626);

- гносеологическое осмысление понятия "субстанция", его необходимость для научного знания, основоположник - Джон Локк (1632-1704).

По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности,качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества).Запахи, звуки, цвета, вкус - это вторичные качества,они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.

Английский философ Дэвид Юм(1711-1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть "идея" субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.

Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:

- проблемы философского научного метода;

- методологии познания человеком внешнего мира;

- связи внешнего и внутреннего опыта;

- задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:

- эмпиризм(основоположник - Ф. Бэкон);

- рационализм(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:

- принцип автономно мыслящего субъекта;

- принцип методического сомнения;

- индуктивно-эмпирический метод;

- интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;

- гипотетико-дедуктивное построение научной теории;

- разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии,свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.



Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 416;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.