ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.


В Европе философия XVIII в. продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшая разработка философской мыслью достижений науки и общественной практики.

Философские сочинения пишутся и издаются на языке народа, который знакомится с сочинениями мыслителя.

Основные мысли философии XVIII в.:

- исходный пункт философствования - человек разумный;

- законы природы и разума не отличаются, потому что законы природы переходят в законы разума;

- философия в первую очередь - это искусство жить в соответствии с законами разума;

- философия - основание всех наук;

- понятие теории познания определяется как теоретико-познавательный сенсуализм;

- главная причина неудач человека - в недостатке морального сознания;

- человек не свободен в своих действиях, потому что он включен в систему необходимых связей;

- религия и мораль не совместимы, совместимы только атеизм и мораль.

Онтологические проблемырассматриваются философами XVIII в.:

- в материалистическом аспекте;

- в атеистическом аспекте.

В философии XVIII в. большое развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, потому что он:

- выступал против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма Средневековья;

- обосновывал свое миропонимание и человеческие интересы.

Самым ярким выразителем философских взглядов французского материализма был Поль Генрих Дитрих Гольбах(1723-1789). Он написал поучительные атеистические памфлеты: "Система природы", "Разоблаченное христианство", "Религия и здравый смысл", "Карманный богословский словарь" и др. Его произведение "Система природы, или О законах мира физического и мира духовного", появившееся в печати в 1770 г., содержало изложение важнейших онтологических проблем: материи; природы; движения; пространства; времени; причинности; случайности; необходимости и др.

Дени Дидро(1713-1784) дает свое понимание важнейших онтологических проблем в работах: "Философские принципы материи и движения", "Мысли об объяснении природы", "Письмо о слепых в назидание зрячим", "Сон Д'Аламбера". Дидро ввел диалектику в рассмотрение проблем бытия. По мнению Дидро, чувствует вся материя (это точка зрения гилозоизма),но различают:

- "чувствительность инертную";

- "чувствительность деятельную". Французский материализм попытался преодолеть разрыв между природой (растительным, животным миром) и человеком.

Проблемы гносеологиинаряду с онтологическими являются важнейшими в философии XVIII в. Источником знаний философы XVII в. называют внешний и внутренний мир человека.

Материалисты видели роль как чувственного, так и рационального моментов в познании: разум не может отрываться от чувств, но он и не должен чрезмерно доверять им.

Методами познания являются:

- наблюдение;

- эксперимент.

Переход от мышления чувственного к абстрактному, по мнению философов-материалистов, происходит как непрерывный процесс: вслед за желанием, памятью возникает сравнение и суждение.



Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 386;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.