ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)


Философия Средних веков - это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии.

Основной частью феодальной культуры была религия.Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви:

- в Китае учение о дао приспособили к потребностям религии: дао предстало не как естественный закон, а как божественная предопределенность;

- буддистская философия стала разрабатывать проблемы иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания;

- конфуцианство обратилось к идеалистическим и мистическим идеям буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои "злые" помыслы;

- в Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей.

Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм -обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира.

Схоластика (от греч. schole - школа) - это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики - обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем.

Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский(1225-1274).

Основные труды Фомы Аквинского:

- "Сумма теологии";

- "Сумма философии";

- "Сумма против язычников".

В работах Фомы Аквинского вводятся термины:

- бытие возможное;

- бытие действительное;

- категории материи как возможность бытия;

- категории формы как действительности бытия. Интересны социально-философские воззрения Фомы Аквинского, он считал, что личность - это "самое благородное во всей разумной природе" явление. Она обладает интеллектом, чувствами и волей. Основные темы средневековой философии:

1) теоцентризм -принцип, исходя из которого Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений;

2) монотеизм - Бог един и уникален, в отличие от античных богов;

3) креационизм - учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего и дается ответ на еще в Античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное;

4) символизм - принцип понимания земного как инобытия, мира Бога;

5) средневековый антропоцентризм - согласно ему человек - созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья, - не Космос, а человек. Величайшая добродетель - не интеллект, не разум, а добрая воля,повиновение заповедям Бога. Чтобы быть человеком, надо надеяться, верить, любить и жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди;

6) средневековая герменевтика -искусство истолкования текстов.

 



Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 537;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.