Ника Самофракийская
К эллинистическому этапу относится и созданная в I в. до п. э. скульптурная группа Лаокоон (выполнена тремя родосскими ваятелями: Агесандром, Афанодором и Полидором). Остродинамический сюжет композиции заимствован из легенд троянского цикла. Преувеличенная патетика, использование авторами чисто внешних эффектов, не совсем удачное соблюдение пропорциональных отношений говорят об утрате гармонической простоты пластического искусства периода классики.
Лаокоонв греческой мифологии жрец бога Аполлона в городе Трое.
Прорицатель, во время Троянской войны предостерегавший сограждан не вводить Троянского коня в город. Аполлон послал двух змей, которые переплыли море и поглотили сыновей Лаокоонта Антифанта и Фимбрея, а затем задушили самого Лаокоонта. По другому рассказу, это произошло из-за гнева Афины, и змеи укрылись под щитом у ног статуи Афины (либо змеи приплыли с островов Калидны и превратились в людей). Троянцы решили, что это произошло, так как Лаокоон метнул копье в троянского коня. По Арктину, змеи убили Лаокоонта и одного из его сыновей. По одному из вариантов мифа, змеями были задушены только его дети. Сам он оставался в живых, чтобы вечно оплакивать свою судьбу.
Эпоха эллинизма связана с бурным развитием градостроительства. Сооружаются дворцы, здания совета, театры, рынки и т. д. Архитектурная пластика тяготеет к колоссальным масштабам, многофигурным композициям. Среди архитектурных сооружений выделяется "Алтарь Зевса", возведенный на акрополе в Пергаме. Высокого уровня достигло искусство мозаики и настенной живописи (мозаичное изображение Диониса на Делосе, помпейская живопись и другие).
Алтарь Зевса
В берлинском Пергамском музее, построенном специально для этой цели, экспонируется модель-реконструкция алтаря, на которой размещены сохранившиеся элементы скульптурного декора. однако закрытом для посещения в связи с реставрацией, которая продлится до 2023 года.
Углубляется интерес к человеку, что приводит к развитию жанра портрета (александрийские мастера). Создаются скульптуры бытового жанра: "Мальчик с гусем", "Мальчик-нубиец", "Старый рыбак" и другие. Изменяется сам дух искусства, мироощущение его героев. Человек погрузился в сферу личной, интимной жизни. Предметом изображения в литературе впервые становится отдельный человек с его частной жизнью. Эти тенденции находят выражение и в философии. Возникает ряд философских систем, из которых особое значение приобретает материалистическая философия Эпикура и стоическая философия Зенона. С проповедью преодоления страстей выступили киники, ярчайшим представителем этой школы явился Диоген; скептики объявили всякую истину относительной и всякое познание недостоверным. Религия в этот период становится делом личной совести.
«апория» в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное положение»
Общение со странами Востока, знакомство с естественными науками Египта, Вавилона обусловили в III веке до н. э. расцвет наук - точных (Эвклид, Архимед) и гуманитарных. Крупнейшим научным центром становится Александрия, где был основан "Музей" ("Храм муз"), была создана библиотека, где, по свидетельству древних, хранилось около полумиллиона книг (свитков). Библиотека сильно пострадала от пожара при захвате Цезарем Александрии в I веке до н. э.
Из литературных жанров в эллинистический период получает развитие новая аттическая комедия.
Выдающимся автором "новой комедии" был Менандр (342- 292), написавший более ста комедий. Сохранилась целиком только одна драма "Угрюмец", более или менее полно - трагедия "Третейский суд". Герои Менандра жизненны и человечны, автор достиг определенных высот в тщательной разработке персонажей. Мир личных чувств заменил общественные проблемы, стоявшие перед героями Эсхила и Софокла.
В III в. до п. э. получает развитие так называемая александрийская поэзия (поэты группируются вокруг александрийского Музея). Это Каллимах Киренский, его ученик Аполлоний Родосский и другие.
С середины II века до н. э. Греция попадает под власть Рима, который становится политическим и культурным центром. Римские правители покровительствовали архаистическим тенденциям в культурном развитии Греции, отразившимся и на литературе. К этому периоду относится творчество философа-моралиста и биографа Плутарха (46 г. н. э. - около 127 гг. и. э.). Среди его произведений - "Сравнительные жизнеописания" (параллельные биографии греческих и римских деятелей), имеющие большое историческое значение. Шекспир, Корнель, Расин заимствовали свои сюжеты из биографий Плутарха. Крупнейшее имя этого периода - Лукиан, который силой смеха, сарказма убивает античных богов, переводит миф в бытовую сферу. Он создает диалоги, памфлеты-пародии, высмеивает лженауку, софистическую декламацию ("Похвала мухе"), различные предрассудки. Творчество Лукиана оказало значительное влияние на просветительскую литературу Европы (Эразм Роттердамский, Рабле, Свифт).
Самый поздний жанр греческой литературы - роман. Произведения этого жанра писались прозой. Среди них - "Дафнис и Хлоя" Лонга(II или III в. н. э.). Сюжет греческого романа - это история влюбленных юноши и девушки, разлученных обстоятельствами, но сохраняющих верность друг другу. В греческом романе отразилось новое отношение к человеку.
Таков был итог развития великой культуры Древней Греции. Впоследствии на каждом из этапов расцвета гуманизма художники всего мира обращались к памятникам греческого искусства, так как в них нашли свое поэтическое, возвышенное воплощение дух гражданственности, утверждение ценности человека, представление об огромном воспитательном значении искусства. Поэтому произведения древнегреческого искусства - не только памятники далекого прошлого, но и живые образы, которые до сих пор доставляют нам глубокую радость.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 839;