Моральное развитие человека
Моральное развитие можно описать, пользуясь понятиями психоанализа, а также понятиями теории обучения. Третьим вариантом может быть описание морального развития как параллельного когнитивному развитию.
Психоаналитическая концепция морального развития (Verhofstadt-Deneve, 1984):
(а) Ребенок в очень раннем возрасте полностью подвержен своим желаниям и ощущению дискомфорта и пытается немедленно достичь удовлетворения своей потребности («принцип желания»).
(б) По достижении возраста 2—2,5 лет он в большей степени осознает себя, и на первое место выступает «принцип реальности». Ребенок учится обращать внимание на поведение собственных родителей и обучается, например, откладывать на какое-либо время удовлетворение собственных потребностей. Совесть является «внешней» характеристикой, которая проявляется лишь когда родители находятся где-то рядом.
(в) В возрасте от 3 до 5 лет ребенок принимает моральные нормы своих родителей (что можно и что нельзя). Он приобретает «внутреннюю совесть», давление приходит изнутри (De Coster & Verhofstadt, 1983). Совесть на этой стадии, продолжающейся до младшего школьного возраста, — абсолютна; имеется очень мало места для понимания или симпатии к нарушителям норм.
(г) Младшие подростки обнаруживают в ходе когнитивного развития и в процессе расширения круга своей социальной активности существование многобразных норм и ценностей, о которых они ранее не имели представления. Они могут стать недоверчивыми или критичными в отношении норм своих родителей и могут безжалостно обличать лицемерие взрослых в случаях, когда они говорят об одном, а делают другое. В ходе этих открытий ребенок теряет уверенность и его идентификация теряет стабильность.
Важную роль могут играть два аномальных варианта:
- фиксация уровня морали родителей («детское» супер-эго). Это достаточно обычное явление для младших школьников, у младших подростков это мешает гибкой социальной адаптации;
- фиксация устойчиво-негативного отношения. Это проявляется в отсутствии детального интереса ко всем установленным нормам; в отсутствии развития высокого уровня социальных или политических притязаний. В таких случаях оценки подростков ориентированы на себя, на мысли о последствиях в отношении себя.
Иногда моральное развитие не проходит через фазу «внешней совести»: «разрешается делать все, пока меня не поймают». Обычно дети с негативным отношением происходят из семей, которые не могут дать ни благополучия, ни успешных примеров социально приемлемого поведения.
(д) В более старшем возрасте у подростков в оптимальном варианте развивается альтруистически ориентированная оценочная шкала. Он протестует против социальной несправедливости и хочет изменить мир. Он не повинуется автоматически, а требует логического объяснения возлагаемых на него обязанностей. Он может быть очень критичным к своим родителям, педагогам, авторитетам.
Иногда он не преступает свою собственную авторитарную мораль. Но обычно подросток более старшего возраста может лучше представить, каковы будут последствия определенных действий в отношении других лиц, и таким образом он приходит к социально приемлемым ценностным установкам. Одновременно более четкими становятся восприятие самого себя, а также «идеальное я» (будущее, профессия, выбор партнера).
Verhofstadt-Deneve (1984) цитировала Keniston (1975), который отмечал, что развитие этого идеального типа не всегда завершается к возрасту 19—21 года, особенно у неработающей учащейся молодежи. Я бы применил поговорку: «До 30 лет можно позволять себе все!»
Если посмотреть на моральное развитие с когнитивных позиций (Kohlberg & Turiel, 1973), то можно выделить шесть стадий. Первая и вторая стадии охватывают детский возраст и характеризуются эгоцентрической позицией: ребенок повинуется, потому что ожидает наказания или вознаграждения.
Для третьей и четвертой стадии характерен аспект условности: подросток (младшего или старшего возраста) основывается в своих моральных суждениях на социальных ценностях общества, к которому он относится, принимая во внимание ожидания и нормы не только своей семьи, но и группы сверстников в школе или на работе, и культуру в различных ее формах.
Подросток конформен к своему окружению, но может активно сопротивляться нормам своей семьи в случае конфликта. С их помощью можно обдумать и обсудить свои суждения или мысли; для этого существуют возможности внутри семьи, а также в школе, в церкви, в группе обсуждения и т. д.
De Wit & Van der Veer (1984) указывали, что моральное развитие получает новый толчок, когда подросток получает возможность исполнять в обществе различные социальные роли, научается смотреть на социальные ситуации и вопросы морали с различных точек зрения.
На пятой и шестой стадиях морального развития по Köhlberg & Turiel (1973), которые начинаются в старшем подростковом и раннем взрослом возрасте, моральные принципы принимают характер определенных критериев. Они находятся на более высоком иерархическом уровне ценностей, чем существующие законы и социальные нормы. Kohlberg (1979) уверяет, что эта шестая стадия (так называемых «универсальных этических принципов») не достигается ранее 30-ти лет. Но я боюсь, что многие никогда не достигают этой стадии.
Что касается, например, ситуации где-нибудь в Южной Африке, то отношение к ней будет построено на принципах добра и альтруизма. Что же касается отношения к своей собственной стране или конкретной ситуации, когда на карту поставлены собственные интересы, то индивидуум как бы возвращается на более ранние стадии морального развития. Наблюдателя не должны вводить в заблуждение дымовые завесы идеологического характера. Лично я считаю, что критерием шестой стадии морального развития является не то, что высказывается, а то, как человек поступает в конкретной ситуации.
Gilligan (1982) отмечает, что моральное развитие девочек имеет ряд отличий по сравнению с мальчиками. Она утверждает, что женщины в конце концов отдают предпочтение моральным категориям заботы и ответственности в отношениях, в то время как мужчины подходят больше с позиций прав и правил («закона и порядка»).
Дата добавления: 2024-08-17; просмотров: 97;