Взгляд древних греков на загробную жизнь
Греческая концепция загробной жизни включала в себя несколько ключевых компонентов. Во-первых, существовало представление о том, где обитают умершие. Во-вторых, о том, как люди прожили свою жизнь на Земле. И, наконец, о том, как поминали умерших. Все три компонента имели различные аспекты, которые менялись с течением времени.
Греки верили, что когда человек умирает, он или она попадает в подземный мир, куда отправляются все души умерших, если только человек не был объявлен богом. Названный Гадесом в честь своего правителя, Гадеса, брата Зевса, он противостоял стране живых и сияющих, которую можно было увидеть с горы Олимп.
Эта мрачность прослеживается в эпической поэме Гомера "Одиссея", где Одиссей отправляется в подземный мир и встречает дух Ахилла, великого воина, погибшего под Троей. Хотя Ахиллес был велик даже в подземном мире, он хотел бы быть всего лишь рабом в мире живых.
Рельефное изображение скорбящей Афины
В Гадес впадало несколько рек, которые текли из разных регионов. Границей между живыми и мертвыми была река Стикс, названная в честь богини Стикс. Река брала начало близ Фенеоса, на севере Пелопоннеса, впадала в подземный мир и сливалась с другими реками в великом болоте.
Река Ахерон, река скорби, берущая начало на северо-западе Греции, в Эпире, была той самой рекой, через которую перевозчик Харон перевозил новоприбывших в Аид. Река Лета, названная в честь духа забвения, протекала через пещеру Гипноса, бога сна, и мертвые пили ее воды, чтобы забыть свои предыдущие жизни.
Река Флегетон, о которой говорят, что это огненный поток, впадала в глубины Тартара, протекая параллельно реке Стикс. Река Коцит впадала в реку Ахерон напротив подземного мира и называлась “рекой плача”. В греческой мифологии Харон перевозил умерших через Ахерон, и обычно у них во рту была монета, чтобы расплатиться с ним.
Некоторым людям было отказано в транспортировке, например, тем, кто не был должным образом похоронен, как показано в "Антигоне" Софокла, где главная героиня хоронит одного из своих братьев вопреки воле царя Креонта, чтобы ему не разрешили переправиться. Когда-то у врат Аида вход охранял трехголовый пес Цербер. Важной частью загробной жизни было пребывание в Аиде.
Со временем греки изменили свои взгляды на этот счет. Первоначально, как видно из Гомера, подземный мир казался статичным. Все умершие жили там независимо от их прошлых жизней среди живых. Хотя даже в то время было известно о существовании Элизиума и Тартара, двух диаметрально противоположных солнечного и темного царств, они не были полностью развиты.
Во времена Платона ("Федон") считалось, что загробная жизнь имеет несколько уровней. Сократ здесь утверждал, что душа того, кто был добродетелен в настоящем, получит лучшую награду в загробной жизни, с более приятными переживаниями, чем душа того, кто прожил жизнь в удовольствиях и излишествах. В архаический и доклассический периоды греки начали развивать идею ценностей в современном мире, ведущую к такому же опыту в загробной жизни.
Худшим местом, куда можно было попасть, был Тартар, глубокие недра подземного мира, куда отправляли нечестивых для наказания после того, как их считали недостойными. Судьями подземного мира были Радамант, судья Азии, Эак, судья Европы, и Минос, судья греческих душ. Над этим регионом простирались Асфоделевые луга, куда отправлялось большинство людей. Они не совершили никаких серьезных преступлений, но и не добились ничего примечательного.
В этом регионе обычно не было солдат, которые защищали свою родину и которые могли бы отличиться, за что были вознаграждены Элизиумом, которым правил Радамант. Здесь души не имели никакой работы и характеризовались как праведные, что могло включать в себя воинскую славу или моральные и нравственно-этические достоинства. Обычно это были полубоги или герои, такие как Пелей и Ахилл. Как только индивидуальная душа прибывала в Элизиум, она могла либо остаться там, либо переродиться.
У греков даже существовало представление о том, что если человек переродится, а затем, умерев еще два раза, попадет в Элизиум, то его душа может быть отправлена на Острова Блаженных, в место вечного рая. Говорили, что эти острова лежат далеко на западе, в Атлантическом океане.
Здесь души, казалось, просто существовали, без силы и цели. Кроме того, они не могли влиять на мир живых. Как видно из предметов, предназначенных для сопровождения умерших, живые верили, что мертвые просто существуют и проводят время за такими простыми вещами, как игра в кости.
Одним из важнейших компонентов загробной жизни было то, как поминали умерших. Если бы о них не помнили, их души блуждали бы, были забыты и не смогли бы попасть в Элизиум. Чтобы этого не произошло, на живых возлагалась обязанность поминать усопшего. Часто это делалось путем принесения жертвы на могиле или проведения каких-либо мероприятий по поминовению и празднованию дня умершего. Невыполнение этого требования считалось нечестием. Если о них забывали, то у умерших не было надежды обрести вечное счастье.
Ежегодные торжества, возможно, были даже важнее самих похорон. В древности было важно, чтобы члены семьи не забывали поминать усопших. На самом деле, в обязанности сына входило устраивать торжества, и, возможно, это даже побудило некоторые семьи, не имевшие сыновей, усыновить сына, чтобы не только сохранить семейное имя, но и почтить память всех своих умерших. Существовали различные праздники в память об умерших. Многие из этих праздников известны только по названиям, поскольку большинство древних авторов не описывают их.
Но один из них, Генезис, упоминается Геродотом, и исседоны совершали его в память о своих умерших отцах. Геродот описывает его как нечто само собой разумеющееся, без каких-либо подробностей, что указывает на то, что те, кто читал его труд, должны были понимать его важность. Более поздние авторы указывали, что это было в пятый день Боэромиона. Термин произошел от gene (множественное число от genos, что означает “клан” или “семья”) и обычно использовался аристократическими семьями; должно быть, он был связан с могущественными кланами, и, хотя утратил свое политическое и военное происхождение, сохранил свое значение как праздник в честь умерших.
Генос по-прежнему был важен для решения религиозных и социальных вопросов, таких как усыновление в семью, похороны и ежегодные празднования в честь умерших. Похоже, что ежегодные празднования менялись в зависимости от времени и, конечно, от финансовых возможностей человека. Простым празднованием может быть возложение цветов и простое угощение (например, торт) для умерших.
В дополнение к празднованиям у могилы, в доме существовали семейные традиции. Платон, например, указывает, что номос регулировал установку предметов, принадлежащих предкам, которые увековечивали память об умерших, хотя и не дает их описания. Номос - это идея о том, что закон или конвенция определяют порядок вещей в соответствии с разумом.
Эти части ежегодных торжеств, вероятно, были разными для каждой семьи и передавались из поколения в поколение. Их важность заключалась в ценных семейных предметах, подаренных богами, - hiera patroa и theoi patrioi, которые служили напоминанием о прошлых деяниях семьи и хранились в семье, чтобы отпраздновать их. Последний аспект поминовения усопших был связан с памятниками или захоронениями на могилах.
Хотя они могли быть простыми, как холмик земли, или выразительными, как большой толос, для семьи было важно иметь какое-то физическое место, где можно было бы помянуть своих усопших. Наиболее распространенными были стелы, где надгробия представляли усопших, пусть и в идеализированном виде. Некоторые стелы представляли собой простые плиты с именами, в то время как другие были сложными и художественными.
Расцвет мистериальных религий, особенно тех, которые поклонялись Деметре и Персефоне, изменил представления многих греков о загробной жизни. В то время как традиционные религии имели статус человека, определяющий его положение в подземном мире, Мистериальные религии предлагали другим шанс достичь Элизиума.
Познав откровения богов через их мистерии, человек мог достичь более высокого уровня. Эти откровения были доступны только тем, кто прошел обряд посвящения. В то время как Элевсинские мистерии были известны и праздновались во всех Афинах, избранные мистериальные религии, особенно в позднюю классическую эпоху, были открыты лишь для небольшой группы, как правило, для тех, кто мог позволить себе плату за посвящение.
Представление о загробной жизни менялось на протяжении всей истории Греции: от мрачного, нежелательного места, где в конечном итоге окажутся все люди, до места, наполненного счастьем, доступного лишь немногим. В то же время, идея о том, что люди сделали для своего города и общества, имела решающее значение. Великих людей (то есть тех, кто помогал городу) чествовали и награждали вечными наградами. И, наконец, то, как отдельные семьи чествовали своих ушедших предков, считалось важной частью загробной жизни.
Несмотря на то, что тела может больше не быть, воспоминания сохраняются. В некотором смысле, человек продолжает “жить” до тех пор, пока его потомки продолжают праздновать это событие. Это празднование проходило не только на месте захоронения, где мог быть установлен надгробный камень, указывающий на то, кем был покойный и что он или она делали, но и дома, где семья проводила свои собственные торжества и вспоминала в уединении.
Дата добавления: 2024-07-18; просмотров: 102;