Структура и социальные функции религии
Религия представляет собой сложную систему взаимодействующих элементов. Структура любой религиозной системы включает религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные организации, религиозный опыт. Ведущим компонентом выступает религиозное сознание. Его определяют как совокупность представлений, настроений, чувств, традиций, идей, концепций, основанных на вере в сверхъестественное. Религиозное сознание обладает многообразными внутренними связями, включает два уровня – религиозную психологию и религиозную идеологию.
Религиозная психология непосредственно, обыденно-эмпирически отражает условия бытия людей и представляет в виде стереотипов, иллюзий, чаяний, взглядов, чувств рядовых верующих. Она формируется стихийно, существует чаще всего в отрывочных, разрозненных, наглядно-образных формах чувственного восприятия трансцендентного.
Религиозная идеология создается сознательно, целенаправленно и концептуально фиксирует теоретические основы религиозного миропонимания. В современных религиях она вырабатывается теологией (богословием), религиозной философией. Теология состоит из ряда дисциплин, излагающих и обосновывающих различные аспекты вероучения. Религиозная деятельность проявляется в культовых и внекультовых видах. Культ – это совокупность определенных символических действий, с помощью которых человек общается с Богом. К видам культовой деятельности относятся ритуальные действия, богослужения, обряды, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества. К культовым средствам относят храмовую архитектуру, живопись, скульптуру, музыку, различные предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь и т.д.).
К внекультовой области относится теологическая разработка и систематизация религиозного учения, преподавание богословских дисциплин, участие в работе религиозных структур, миссионерство, пропаганда религиозных взглядов.
К основным типам религиозных организаций относятся следующие.
• Религиозная группа – небольшой коллектив людей, совместно отправляющих религиозные обряды.
· Религиозная община, для которой характерно добровольное членство, высокая степень регулярности культа, отсутствие централизованного руководства.
· Церковь – централизованное, иерархическое объединение, которое постоянно воссоздаёт и координирует обрядово-культовую деятельность религии.
· Секта – религиозное объединение с самобытным вероучением и культом и характеризуется замкнутостью, претензиями на исключительность и закреплением харизматического лидерства.
· Деноминация – религиозное объединение, находящееся в стадии становления, промежуточный тип религиозной организации между сектой и церковью, имеющий черты, как первой, так и второй.
Церковь – это объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Характеризуется открытым членством. Каждый человек может стать членом церкви. Во многих церквях члены делятся на духовенство и мирян. Духовенствомсчитаются лица, которые посвятили свою жизнь религиозному культу. Они имеют право организовывать и проводить его в церкви. Мирянами считаются простые верующие, которые не могут проводить религиозные обряды, однако имеют право и должны участвовать в них. Церковь является классической, универсальной организацией, так как в нее входят лица разных полов, возрастов и статусных групп. Она удовлетворяет большинство основных запросов ее участников.
Секта – религиозная организация, которая отвергает любые связи с обществом и церковью. Она, как правило, возникает как оппозиционное течение по отношению к официальной церкви. Секты зачастую характеризуются такими чертами, как:
- слепая вера последователей в идеалы секты;
- самоизоляция и обособленность от других общин;
- противопоставление собственного религиозного учения всем остальным, действующим в обществе;
- признание исключительности своей религиозной системы, избранности ее Богом;
- принцип вождизма, основанный на беспрекословном признании авторитета руководителей секты;
- отсутствие четкой разветвлённой внутренне организационной структуры;
- противодействие многим социальным нормам, действующим в обществе;
- строгая регламентированность внутри секты и исключительно строгая дисциплина.
Сектантство часто расшатывает устои не только религиозные, но и всей общественной жизни, поскольку оно отвергает социальные нормы. Это, преумноженное на слепую веру последователей и строгую дисциплину в выполнении решений руководителей секты, делает сектантство негативным явлением общественной жизни. Иногда секты ведут себя крайне агрессивно, угрожая общественному порядку. Типичным примером может служить деятельность таких сект, как «сатанисты», «Белое братство», «Аум Сенрике» (появилась в Японии). Они опасны тем, что глубоко проникают в психику и сознание индивида, заставляют его полностью подстроить собственное поведение под агрессивные идеалы секты, требуют слепого поклонения руководителям секты и безоговорочного выполнения их приказов.
В последние десятилетия используется термин неокульты для обозначения новых религиозных движений, появившихся, главным образом, на Западе (США) или Востоке (Индия, Япония). Некоторые из них, чтобы привлечь в свои ряды, облекаются в одежды «научных религий», таких как возникшие в США сайентология – «учение о знании» и дианетика – «современная наука душевного здоровья» («Общество Хаббарда») и др.
На рубеже 1980–1990-х гг. деструктивные культы начали стремиться распространить свою деятельность и на Беларусь. Они не имеют регистрации как религиозные организации, поскольку их вероучения и культовая практика признаны противоречащими законодательству. Действуют эти организации нелегально либо под видом различных общественных объединений. Многие из них предпринимают активные попытки распространять свои идеи в учреждениях системы образования.
Социальные функции религии–это характер и направления воздействия религии на общество.Их можно разделить на две основные группы: психологические и социальные (с вариантами их переплетения). К первым относят: мировоззренческую –религия предлагает систему взглядов на мир и человека; компенсаторную(утешительную) функции. Ко второй группе: интегративную –объединение верующих в религиозные организации; коммуникативную – общение на базе общих ценностей и убеждений; контрольную – отслеживание девиантного поведения; нормативную – навязывание образцов поведения и мышления; легитимирующую – обоснование и узаконивание существующего в обществе ценностно-нормативного порядка; культурно-просветительную.
Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 847;