Религия как тип мировоззрения и социальный институт
Религия – одно из сложных понятий, имеющее множество интерпретаций. Происхождение термина «религия» связано с латинским словом «religio», бытовавшим в древнеримской культуре и имевшим значение «благочестие», «святость», «предмет культа, почитания». Этимологически слово «religio» объясняется как производное от латинского глагола «religare», означающего cвязывать, соединять.
В научной литературе имеется множество определений религии. Так, в Оксфордском словаре данное понятие определяется следующим образом: «Религия есть признание человеком некоей высшей силы, управляющей его судьбой и требующей послушания, почитания и поклонения». В Словаре русского языка В.И. Даля дается следующее истолкование анализируемого понятия: «Религия – вера, духовная вера, исповедание, богопочитание или основные духовные убеждения».
Видный французский социолог Э. Дюркгейм интерпретировал религию так: «Религия есть единая система веры и деятельности в отношении к священным предметам, то есть вещам обособленным и запретным, веры и действий, которые объединяют людей в единую социальную, культурную и духовную общность». Российский духовный деятель А. Мень в работе «История религий» пишет, что «религия – это связь человека с самим источником Бытия, которая делает его жизнь полной смысла, вдохновляет его на служение, пронизывает светом все его существование, определяет его нравственный облик».
Религия – особая форма сознания, особый социальный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость. Религия представляет верующему обобщенную систему взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. Она вырабатывает специфические ответы на коренные вопросы всякого мировоззрения: о происхождении мира и человека, общественного устройства, о тайне рождения и смерти. В содержании различных религий имеется ряд общих фундаментальных идей: творение мира богом «из ничего» (креационизм), предопределение происходящих в мире событий богом (провиденциализм), целесообразность устроенного богом мирового порядка (телеология), бессмертие души как особой сущности в человеке, связь человека и бога, воскрешение после телесной смерти, посмертное существование и др.
Специфика религиозного мировоззрения основывается на противопоставлении земного и потустороннего, телесного и духовного. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, теологии совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом.
Религия является и социальным институтом, способным организовать социальные субъекты, выполнять специфические функции в обществе. Как социальный институт религия обеспечивает единство человека с окружающим миром, способствует достижению гармонии с многообразными проявлениями реальности на основе усвоения определенной системы представлений и ценностей.
Через церковь, как особый институт общества, религия осуществляет свою деятельность в рамках особых, религиозных отношений. Церковь возникает в процессе развития определенного вероучения, имеет стабильные связи с основными сферами общественной жизни и ведущими социальными институтами – политикой, идеологией, философией, культурой и т.п.
Так, например, религия представляет одно из важных измерений культуры. Многие культурные процессы протекают под существенным влиянием религии. Религиозная традиция формирует ценностную систему, духовно ориентирует человека. Религия является одной из сфер культуры, имеющая самостоятельную ценность наряду с такими ее формами, как искусство, мораль, философия.
Кроме того, религия интерпретируется как основание всей действительной культуры, которая вырастает из стремления к абсолютным ценностям. В концепции русского философа Павла Флоренского вся культура ведет свое происхождение из культа. Под ее воздействием человеческое существование приобретает высший смысл и абсолютное измерение.
Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 1394;