Китайский фольклор.
План.
1. Мифы о сотворении мира.
2. Пантеон китайских мифических богов о героях-предках, о первопредках. Народные легенды и сказания.
1.Внимательное знакомство с древнекитайской литературой позволяет выделить в ней несколько категорий мифологических сюжетов.
Примечательной особенностью литературных памятников древнего Китая является почти полное отсутствие в них мифов о сотворении мира. Правда, в источниках позднего времени (не ранее III в. до н. э.) встречается рассказ о первочеловеке Паньгу, который сотворил мир из первозданного яйца, но этот миф древние китайцы, по всей видимости, переняли от своих южных соседей – народов мяо-яо. В другом сказании, также зафиксированном лишь в поздних текстах, происхождение мира и человечества связано с именем Фуси и его сестры Нюйва, которые изображались с головами людей и змеиными телами. Нюйва приписывается сотворение первых людей, которые были слеплены из глины. Существовали также представления о том, что мир покоиться на огромной черепахе, а небо стоит на восьми каменных опорах (горах), из которой была центральной Куньлунь – Мировая гора в древней китайской мифологии.
Сотворение мира в позднейшей традиции трактовались как процесс последовательного деления первозданного хаоса. Но в древних сочинениях сохранились и следы другого вида мифов, в котором образование мира происходит в следствии превращения мифических существ. В «Книге гор и морей» есть рассказ о божестве Чжу Инь, которое имеет тысячу ли в длину, голову человека и тело змеи. Там говориться, что день наступает, когда Чжу Инь открывает глаза, а ночь – когда закрывает, тяжелое дыхание рождает зиму, а легкое – лето.
В некоторых текстах эпоху Хань происхождение мира описывается как следствие перерождение богини Нюйва. Но в позднейшей традиции закрепилась легенда о том, что природный мир произошел из тела первочеловека Паньгу.
В эпоху Инь существовал обширный пантеон богов небесных светил и природных стихий, возглавляемый небесным божеством Шаньди. Иньские цари через посредничество своих предков молили этих богов о помощи и защите. Однако мифы о богах не сохранились в их подлинном виде. Сохранилось лишь несколько упоминаний о двух супругах верховного бога богине Сихэ – родившей 10 солнц и богине Чэнси – матери 12 лун. Последний персонаж позднее преобразился в Мать Правительницу Запада (Сиванму) – хозяйку мировой горы Кукньлунь. В эпоху Хань Мать-Прородительница пользовалась особой популярностью, как владычица небесных чертогов. Нередко ее представляют как умную и образованную женщину, но со звериными чертами: клыками тигра и хвостом леопарда.
2.В первобытную эпоху существовало представление о том, что мир богов вполне доступен для людей. Иньский царь мог регулярно принимать у себя своих усопших предков, а те, в свою очередь, принимали у себя богов. Сохранились рассказы о встречах идеальных царей древности с божествами четырех сторон света.
В древнем сочинении «Жизнеописание Сына Неба Му» рассказывается о путешествии чжоуского царя Му в обитель Матери-Покровительницы Запада. Есть упоминание о древнем царе Кае, который трижды попадал на небеса и принес оттуда знания ритуальных песен и плясок.
Другим преломлением архаического мотива мира богов был мир глубокой древности, мир счастливой простоты, отделенный от современного мира непреодолимой пропастью времен.
С течением времени мир богов и мир людей предстают все более чуждыми и даже враждебными друг другу. В «Книге гор и морей» и других произведениях встречаются рассказы о людях, пытавшихся соперничать с богами. Таков некто Куафу, который попытался бежать наперегонки с солнцем, но умер от жажды. Таков Син Тянь, который вступил в поединок с Шанди, был обезглавлен им, но не потерял стойкости духа и сделал своими глазами соски грудей, а ртом — пупок. Сохранился рассказ о некоем царе Ун, который пускал стрелы в мешок с кровью, говоря, что «стреляет в Небо». Множество рассказов повествует о природных бедствиях и героях, спасших мир. Когда однажды на небе появилось сразу десять солнц (в виде «солнечных птиц») и мир стал погибать от жары, стрелок И сразил своими стрелами девять солнц. Некто Гунгун фигурирует в качестве виновника мирового потопа, ибо он выступил против Шанди, потерпел поражение и в ярости сломал одну из опор, поддерживавших небо, так что земля накренилась и вода разлилась по всей суше. Человек по имени Гунь попытался укротить потоп и с этой целью даже выкрал у богов волшебную землю, способную преградить путь водам. Когда Шанди узнал об этой краже, он казнил Гуня. Дело последнего довершил его преемник (и, по некоторым версиям, сын) Юй, чье имя стало в Китае синонимом альтруистического служения человечеству. Наконец, есть предание о том, что Нюйва залатала брешь в небосводе, сплавив воедино «камни пяти цветов».
Самую же многочисленную категорию древнекитайских мифов составляют сказания о героях-предках. Среди них мы встречаем, например, предания об основоположниках династий Инь и Чжоу. Так, родоначальник клана иньских царей, по преданию, был зачат его матерью по имени Цзяньди после того, как та проглотила яйцо некоей «темной птицы». (Имя Цзянь-ди встречается на гадательных костях иньской эпохи.) Матерь же прародителя чжоуского клана Хо-уцзи зачала, «наступив на след божества в полях». Когда Хоуцзи появился на свет, его бросили сначала на дороге, потом в лесу и на льду, но он выжил благодаря заботе овец и птиц. В древнейших мифах животные несут в себе черты тотемного предка: они выступают покровителями героев или посредниками между людьми и духами. По преданию, первые цари мира обладали парой драконов, на которых они могли возноситься на небо. Впоследствии эти драконы издохли — событие, которое можно считать китайской версией человеческого грехопадения, то есть изгнания человека из небесных чертогов. Изображения и предания последних столетий чжоуской эпохи нередко повествуют уже о борьбе людей против мифических животных, превратившихся в чудовищ.
С середины I тыс. до н. э. благодаря распространению письменности резко возрастает число записанных преданий о первопредках знатных кланов, многие из которых имели своих прототипов среди первобытных божеств природного мира. Новые генеалогии были средством включения в орбиту чжоуской цивилизации различных окраинных племен. Образ Желтого Владыки (Хуан-ди), отчасти предстающего историзированной версией первобытного Шанди, стал служить фокусом обширного генеалогического древа, охватывавшего многих героев и легендарных предков того времени. В итоге архаическая мифология послужила по большей части материалом для клановых преданий, имевших псевдоисторическую природу. В этих преданиях отразились моральные ценности классической традиции. Процесс историзации мифа завершился в первые столетия н. э., когда древняя мифология была окончательно вытеснена назидательно-исторической традицией буддизма и даосизма.
В фольклоре средневекового Китая мифология существовала уже в виде исторических сказаний, легенд, сказок, притч и т.п. Многие из них представляли собой устные изложения сюжетов классической литературы — например, рассказов из жизни мудрых царей древности. Бессмертные небожители выступают в них в роли волшебных помощников, которые дарят герою сказки чудесное оружие, а чаще премудрую книгу, с помощью которой он может совершить нечто необыкновенное: укротить потоп, дать отпор нечистой силе или сделать головокружительную карьеру. Различные типы сказаний отражали разные традиции в культуре. Например, народные божества могли иметь сразу несколько легенд об их происхождении, и различия между этими легендами отражали разрыв между официальной моралью и жизненными ценностями простого народа. В народных легендах прототипами богов часто выступают антисоциальные элементы — чужаки, бездетные люди, погибшие насильственной смертью, и даже преступники. В официальных легендах на передний план выдвигаются общепризнанные добродетели: преданность старшим, ученость и в меньшей степени воинская удаль. Как показывают этнографические исследования, многие сюжеты архаических мифов сохранились в китайском фольклоре вплоть до наших дней.
В народных преданиях и сказках часто говорится о превращении камней, растений пли животных в людей. Иными словами, мир природы и человеческое общество связаны в них нерасторжимыми узами. Фольклорный мотив метаморфоз перешел в жанр литературных новелл. Фантастика в такого рода «рассказах о чудесах» чаще всего связана с проделками нечистой силы и носит откровенно иррациональный, даже зловещий характер. Мифологические мотивы и фантастика перешли в классические романы, где служат аллегориями человеческого самопознания. Есть и романы, представляющие собой литературные переложения легенд о богах. Элемент фантастики в них тоже приобретает нарочито утрированную, порой гротескную форму.
Список литературы:
7. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.
8. Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1987
9. Фицджеральд С.П. Китай: краткая история культуры. СПб., 1998
Вопросы для самоконтроля:
1.Назовите основной пантеон божеств. Повлиял ли буддизм на основной пантеон божеств?
2.Фольклорные представления о зарождении жизни повлияли ли на традиционные буддистские понятия в этом вопросе?
Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 976;