Б) Этнический состав населения
В период позднего средневековья в основном завершается формирование всех основных групп народов, представленных на современной этнической карте Китая. Некоторые их них сложились на периферии этнической территории китайцев; другие – за пределами Китая, «создав в разное время свои собственные государства. И те, и другие затем оказались полностью или частично в составе «Срединной империи» и вступали в непосредственные контакты с китайским населением.
Монгольские народы
Начиная с 4-го – 5-го веков в китайской истории встречаются упоминания о племенах шивэй, обитавших в северо-восточной части современной Маньчжурии. В Танское время их было «более 20», в «Суйшу» утверждается, что шивэй были родственны киданям.
По-видимому, шивэй было экзоэтнонимом близких по происхождению племен, общим самоназванием которых было наименование «татар».
В памятниках 11-го – 13-го веков татары выступают как дада или дадань и делятся на «белых», «черных». Черными татарами сунские авторы называют монголов.
Собственно монголы первоначально обитали в долине р. Онон. На востоке их соседями были джалаиры, в 11-м веке подчинявшиеся киданям и жившие к востоку от Онона. Южнее, в восточной части Гоби, кочевали кереиты, создавшие крупное государственное объединение с ханом. На северо-западе кереиты граничили с меркитами, занимавшими район р. Селенги. Самой северной монголоидной группой были буряты Прибайкалья, а у истоков Енисея селились ойраты. Южнее всего у хребта Таннуола находилась территория найманов.
Китай 12-го века отмечен процессом консолидации монгольских племен, во главе которых стал Темучин. В 1206 г. он был провозглашен Чингиз-ханом и стал фактически хозяином огромной территории в центре Азии. Крах империи Юань заставил ее последнего правителя Тогон-Темура покинуть столицу Даду и бежать на север. Но у него не было авторитета, чтобы объединить всех монголов. Поэтому, начиная с последних десятилетий 14-го века в степях Монголии возникают две враждующие между собой группировки – восточные монголы (татары), и западные монголы – ойроты. Причем, в летописи «Алтан Тобчи» ойроты не только нигде не называются монголами, но и противопоставляются им.
В середине 15-говека Тогону удалось объединить четыре группы ойратских племен – хошоутов, джун, дэрбэтов, тороутов, а его сын Эссен нанес поражение восточным монголам и фактически объединил под своей властью всю Монголию.
После смерти Эссена чаша весов в соперничестве западных и восточных монголов склоняется на сторону последних. В 1470-х годах восточных монголов Даян-хану удалось подчинить себе ойратов, которые вынуждены были переместиться на северо-запад современной Монголии; ставка всемонгольского хана была перенесена в Чахар.
Дробление уделов, которые получили сыновья Даян-хана, а также рост численности стад послужили главной причиной продвижения монголов в начале 16-го века на Запад. Крупные в Восточной Монголии владение Алтан-хана, включая земли Ордоса, Куку-Нора и Амдо. Ойраты в тот период занимали сравнительно небольшую территорию от Карашара до Хангая. На севере соседями ойратов были казахи, с которыми они воевали за кочевья и среднеазиатские рынки.
В начале 17-го века ойратский союз распался: в 1637 г. предводители торгоутов откочевали на запад, в низовья Волги, а хошоуты – в район Куку-Нора. Одновременно возникает Джунгарское ханство, просуществовавшее до середины 18-го века.
На востоке Монголии под ударами маньчжуров пало Чахарское ханство, территория и население которого были вкючены в созданную в 1636 г. империю Цинн на правах «внешних вассалов». Распавшаяся на несколько владений Халха после ойрато-хахской войны в последней четверти 17-го века ускорила вхождение Халхи в состав империи.
В 1755 г. было разгромлено Джунгарское ханство. На обезлюдившие пастбища Джунгарии в 1771 г. вернулась с Волги часть торгоутов. Примерно в то же время в долину р. Или была переселена часть монголоязычных сибо.
Тунгусо-маньчжурские народы
Чжурчжэни – создатели государства Цзинь, бывшего главной политической силой Центральной Азии в 12-м веке – ко времени монгольского завоевания оказались разделенными на несколько территориальных групп. Значительная часть их, переселившаяся в Срединную равнину, в немалой степени изменила свой первоначальный этнический облик в результате длительных контактов с китайским населением. Поэтому в монгольское время их уже не называли чжурчжэнями.
Под этим названием фигурировала та часть чжурчжэньского этноса, которая оставалась на местах своего исконного проживания – на территории современной Маньчжурии. Она была расселена там в 13-м-14-м веках на землях, простиравшихся от Ляодуна на юге, до среднего течения Сунгари на севере, и от Ялуцзяна на востоке до долины Ляохэ на западе.
На северо-востоке соседями чжурчжэней были близкородственные им «поречные татары» - шуй дада, расселившиеся в среднем и нижнем течении р. Сунгари.
Источники Юаньского времени сообщают также о племенах цилеми или цзилими, обитавших в низовьях Амура.
В 14-м веке происходили перемещения отдельных групп коренного населения Восточной Маньчжурии, в результате которых в начале эпохи Мин чжурчжэни оказываются разделенными на три группы:
-цзиньчжоуские чжурчжэни
- хулуньские чжурчжэни
- дикие чжурчжэни.
В 80-е годы 16-го века предводитель одного из племен цзиньчжоуских чжурчжэней Нурхаци предпринял попытку преодолеть междоусобную рознь этих племен. В 1586-1591 гг. вся эта группа племен оказывается под его властью и принимают самоназвание «маньчжоу», то есть маньчжуры.
В 1616 г. Нурхаци объявил себя правителем маньчжурской династии Цзинь со столицей в Хэтуала (современный Синьбинь). В 1634 г. власть маньчжуров признал предводитель дахуров, а с 1636 г. за ними последовали эвенки. Затем последовало переименование династии на Цин. Этноним «маньчжур» был в законодательном порядке распространен на все чжурчжэньское население государства.
Маньчжурское вторжение в Китай в 1644 г. имело значение поворотного пункта политической истории этой страны на грани средневековья и нового времени. Оно оказало немаловажное воздействие на этнические процессы, протекавшие в то время в Китае. Особенностью этого процесса было то, что до начала второй половины 14-го века в этнокультуре взаимодействие китайцев и маньчжуров происходило лишь на территории собственно Китая, тогда как в Маньчжурии численность китайцев была незначительной. В конечном итоге захватчики почти полностью растворились в среде численно преобладающего китайского населения.
Тюркские народы
Известно, что под ударами енисейских кыргызов кочевники-уйгуры начали в 840 г. перемещаться на юго-запад: в Гаочан, Ганьчжоу, Сучжоу. Здесь в 10-м-12-м веках они создали несколько самостоятельных государств, земледельческих по своему экономическому потенциалу. Этническое взаимодействие с местными племенами не исследовано.
После переселения уйгуры некоторое время пользовались древнетюркским руническим письмом, а затем создали свой собственный алфавит, взяв за основу согдианскую систему письменности. С 11-го века в связи с распространением ислама уйгуры стали использовать арабское письмо.
Лексика, заимствованная уйгурами из монгольского и китайского языков – зримый результат непосредственных этнических контактов этих народов. В начале 13-го века Чанчунь неоднократно встречал китайцев, живших среди уйгуров, которые называли их табгачами – традиция, идущая еще от древнетюркских рунических текстов. Показательно, что в уйгурско-китайском словаре начала 15-го века можно обнаружить немало монгольских и китайских заимствований, но слов арабского происхождения в нем совершенно нет.
В 1204 г. монголы подчинили Гаочан в начале 14-го века. Гаочан оказался под властью чагатайского хана. Вслед за падением династии Юань китайцы приняли меры к тому, чтобы подчинить себе восточную часть Уйгуристана, и в 1406 г. им удалось установить свой контроль над Хами. Середина 15-го века была отмечена возвышением Турфана. Противоборство Турфанских султанов и империи Мин закончилось в начале 16-го века отказом китайцев от надежды вернуть себе Хами.
Хотя верхушка турфанского общества принадлежала к монгольской знати, основную массу его населения составляли уйгуры, к этому времени уже заметно обособившиеся от жителей других оазисов – Камгара, Хотана. Еще более заметными были отличия собственно уйгуров от «желтых уйгуров» - сары-уйгуров.
Эта группа переселилась на юг в конце 9-го века в район Ганьчжоу. Развивались самобытно, в итоге в отличие от гаочанских уйгуров в 14-м веке сары-уйгуры по-прежнему вели кочевой образ жизни.
Изучение родоплеменного состава современных юйгу (этот этноним был закреплен за сары-уйгурами после создания КНР) показывает его этническую неоднородность. 1/3 – монгольского происхождения (арлат, конрат, ойрот, калка и другие), около 1/5 имеет соответствия у хакасов, шорцев, тувинцев, алтайцев. Некоторая часть сары-уйгуров связана с другими кыргызами.
Тибето –бирманские народы
Самым северным из всех тибето-бирманских народов в эпоху средневековья были тангуты, создавшие в 11-м веке государство Си Ся.
В 1227 г. оно было уничтожено войсками Чингизхана. К середине 14-го века они почти растворились в китайской этнической среде. Некоторая часть тангутов переселилась в Сычуань после падения государства Си Ся (на Тибете), где языком домашнего общения у них не тибетский, а родственный ему тангутский.
Собственно тибетцы упоминаются в средневековых китайских источниках под названием тубо или туботэ. В начале эпохи Цин тибетцев называли также тангутами. Маньчжуры не различали тангутов и тибетцев и использовали для обозначения и тех, и других один и тот же этноним. Кроме того, в 17-м – 18-м веках появился еще один термин «сицзян», вторая часть которого представляла собой транскрипцию тибетского наименования внутреннего Тибета, а первая обозначала по-китайски «западный».
Еще один этноним, употребляемый для обозначения тибетцев Юньнани и юго-западной Сычуани в это время – Сифань. Но как показали современные этнографические исследования, полностью отождествлять сифань с тибетцами. Так называли близкородственных тибетцам народ пуми. Все это свидетельствует о сложности этнического состава тибето-бирманских народов юго-западного Китая, каждый из которых, как правило, представлен многочисленными этнографическими группами: хани, лоло, мосе (современ. наси), бай. У многих из них в названную эпоху происходили этнические процессы дифференциации, сопровождавшиеся как консолидацией, так и возникновением различий в языке отдельных групп и подгрупп.
Тайские народы
Во второй половине первого тысячелетия до н.э. территорию Гуанси, Гуйчжоу, сычуани, Юньнани населяли племена ляо (лао). В Сычуань ляо проникли в 4-м веке, и к 6-му – 7-му векам их значительная часть была ассимилирована китайским населением. Тем не менее, те ляо, которые обосновались в бассейне р. Миньцзян, упоминались в источниках вплоть до 11-го – 12-го веков. Лишь к 13-му веку они утратили свою этническую специфику – левозастежную распашную одежду и свайные дома.
С 11-го -12-го веков на юге Сычуани обособившаяся ветвь лао стала именоваться в источниках гэлао или цилао, переживающая процесс превращения в самостоятельный этнос. Его контакты с мяо наложили свой отпечаток на материальную культуру и язык гэлао, что в прошлом послужило основанием для отнесения гэлао к народам группы мяо-яо.
Первоначально близки к гэлао были тулао или тулаомань, населявшие крайний северо-восток Юньнани. В 14-м веке источники зафиксировали: «К 14-15-ти годам юноши и девушки выбивают себе справа и слева два зуба, после чего могут вступать в брак… Когда у них умирает кто-нибудь, его кладут в деревянный гроб, который ставят на высоченной скале».
Примерно одновременно с формированием этнической общности гэлао происходил процесс обособления близкородственных гэлао народов шуй и дун.
К 13-му веку термин «лао» вышел из употребления ина основной территории расселения этой общности – в Гуанси. Здесь появляется новый этноним, во всей видимости, представляющий собой самоназвание – чжуан (бучжуан). Несколько сдвинут в западном направлении, вплоть до Наньданя на севере и Машаня на юге.
На юго-западе Гуанси с 15-го века отмечено присутствие этнической группы нун (также потомки лао). В 16-м – 17-м веках нун продвинулись на запад и достигли района Юаньцзяна, а также на юго-запад и достигли пределов современного Вьетнама, где они известны под этническим названием нунг. Подразделения нунгов (фансинь, инь, тяо и другие) в настоящее время сохраняют память о местах своего первоначального пребывания в различных уездах юго-западной части Гуанси.
В юго-восточной Юньнани на землях государства Дали селились предки современных тай – байи. Этнографический признак – позолоченные зубы – слепки. В 15-м веке их территория на востоке до Цзиндуна, на севере до расселения сифань, на северо-востоке до Юнчана, на юго-западе до границы с Бирмой. В начале 17-го века восточная часть этого района перешла к Бирме.
Процесс этнической диссимиляции ранней средневекой общности лао может быть прослежен на системе родства. Термины, для обозначеия родственных отношений, существующих как в собственно тайских, так и в «паратайских» языках шуй, дун, мулао и др., обнаруживают определенное сходство, указывающее на общее происхождение.
Народы мяо-яо.
Аналогичные процессы дифференциации в среде более других этнических общностей, обитавших на территории Южного Китая, происходили и на востоке этого региона. В 13-м – 17-м веках здесь произошло формирование народов, относимых в этнолингвистических классификациях к группе мяо-ляо – шэ, яо, и мяо. Генетическая общность этих народов в настоящее время не оспаривается никем из специалистов: язык, легенда о происхождении – миф о первопредке – пятицветной собаке Паньху.
В настоящее время их этнические территории не составляют сплошного массива: мяо расселены преимущественно в Гуйчжоу, яо - в Гуанси, шэ – в Фуцзяне и Чжецзяне.
Но и внутри этих трех групп нет единства. Например, яо–современные не имеют единого языка: часть их утратила свой собственный язык и говорит на китайском; лаккья, населяющие горы Даяошань в Гуанси, пользуются языком, близким к дун и шуй, большая часть яо говорит на различных диалектах языка мйэнь; около трети – язык ну, обнаруживающий сходство не с диалектами мйэнь, а с одной из групп диалектов мяо.
Все это говорит о чрезвычайно сложной этнической истории народа яо, процесс формирования которого сопровождался миграциями и неизбежным обособлением отдельных территориально разобщенных групп. В результате к 19-му не только язык, но и культура различных подразделений яо не были однородными. Не существовало и единого самоназвания. Яа – факт, в высшей степени существенный для суждения о том, представляли ли в это время все яо один и тотже этнос.
Среди мяо по источникам («Мяоские альбомы» - рукописные комментарии 18-го – 19-го веков к рисункам на темы повседневной жизни некитайских народов юго-западной перефирии империи, в основном Гуйчжоу) можно выделить пять основных подразделений: белые, цветастые, синие, черные, красные.
Список литературы:
1. Колтаков К.Г. Китай: народонаселение. Бийск, 2000, Вып. 2.
2. Крюков М.В., Малявин В.В. и др. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979.
3.Крюков М.В., Малявин В.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987
4.Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000
5.Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1987.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные причины падения династии Юань.
2. Из каких «четырех групп народа» складывается общество.
3. Перечислите основные группы народа, которые уже сложились в период позднего средневековья.
План
1. Отношение к «варварам»: идеология и практика
2. Расширение этнографического кругозора
3. Этнические стереотипы
4. .Этническое самосознание и этническая эндогамия
5.
1. Отношение к «варварам»: идеология и практика
В 13 – 19-м веках, когда на протяжении нескольких столетий Китай дважды оказывался под властью иноземных завоевателей, особую остроту приобрела проблема отношения к китаецентристской модели мира, сложившейся в предшествующее время как своеобразное проявление этнического самосознания китайцев. Возникнув в лоне конфуцианской идеологии, эта концепция затем превратилась во внешнеполитическую доктрину.
В международных отношениях государств Восточной Азии в конце первого – начале второго тысячелетия нашли свое конкретное воплощение две различные модели взаимоотношений. В основе одной из них лежала концепция имманентного сюзеренитета Сына Неба над «варварами», исходящая из идеи: подобно тому, как на Небе не может быть двух солнц, на Земле существует лишь один государь.
Вторая модель признавала допустимость такого положения, когда Китай был одним из «противостоящих друг другу государств» (диго), сопоставимых по своему статусу и связанных между собой узами родства. В соответствии с этим в реальной истории связей Китая с соседями в 11 -13-м веках китайский Сын Неба оказывался попеременно занимающим одну из четырех различных позиций по отношению к правителям киданей, тангутов и чжурчжэней: сюзерен, старший родственник, младший родственник, вассал.
Столкновение Китая с монголами привело в 13 веке к возникновению ситуации, при которой в Поднебесной распространилась власть варваров-завоевателей. Что привело к возникновению концепции «передачи Небесного мандата».
После падения варварской династии Юань ортодоксальная идея имманентного сюзеренитета Сына Неба от отношению к «варварам четырех стран света» вновь становится господствующей.
Вместе с тем, абсолютный приоритет ортодоксального китаецентристского подхода не означал неизменности основных внешнеполитических доктрин.
В конце 14-го века детально разрабатываются конкретные правила, регламентирующие взаимоотношения Китая с соседями: определенные формы обращения к императору: присылка один раз в три года дани и личное прибытие иноземных владетелей один раз в 30 лет в Китай; соблюдение церемониала; принятие китайского летоисчисления; право Китая утверждать местных правителей; отправка от императора послов и указов.
Но на практике всем было гораздо сложнее. Например, в 1469 – 1475 гг. страна Южных морей Тямпа, соблюдавшая ритуал вассала по отношению к Китаю, постепенно сдавала свои позиции в борьбе с Дайвьетом. Правитель Тямпы запросил у Китая помощи. Вскоре положение Тямпы еще более ухудшилось, и Дайвьет потребовал от последнего признания вассалитета. Минский двор послал в Тямпу указ, предписывающий ей прислать дань и Китаю, и Дайвьету. Таким образом, Китай признавал права Дайвьета в качестве второго сюзерена. Так при Минах в новой форме возродилась отвергнутая ими внешнеполитическая концепция, признававшая возможность существования «двух Солнц на Небе»!
Династия Цинн восприняла ту доктрину имманентного сюзеренитета, которую китайцы проповедовали в 14-м веке и от которой они должны были отказаться позднее в своей внешнеполитической практике. Завоеватели – маньчжуры оказались также самыми последовательными адептами традиционной китайской концепции отношения к «варварам». Тщательно соблюдали церемониал.
Система «косвенного управления» периферийными территориями сложилась в Китае в 7-12-м веках. Эта практика сводилась к управлению через племенных вождей, считавшихся состоящими на государственной службе, но обладавших правом наследования должности.
Монголы восприняли эту систему и усовершенствовали ее, создав систему тусы – «местных чиновников». Разработана «Табель о рангах» тусы, установлены их права и обязанности. Строго регламентировались размеры и сроки дани; выставлять войско для походов на соседние государства, строить дороги, ямскую повинность и т.д.
Почти без изменений система тусы заимствована династией Мин. Использование системы косвенного управления некитайскими народами соответствовало духу концепции «китайцы и варвары», доминировавшей в политике Минов на протяжении 14-15-го веков: «Обращение с варварами как с равными означало бы легкомысленное перенимание чужих обычаев».
Однако с 15-го века из-за борьбы между тусы этот институт постепенно заменяется должностью люгуань – чиновник назначался из столицы. «Замена тусы на чиновников, назначаемых из столицы» - Гай ту гуй люю Тусы отменена окончательно к 18-му веку.
Переход на систему непосредственного управления окраинными районами империи объективно способствовал процессу ассимиляции и взаимообогащению культур между китайцами и варварами и усвоение китайцами «чуждых обычаев».
Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 633;