Этнические стереотипы.
Известно, что этническое самосознание имеет ярко выраженный условно-избирательный характер, Выделяя среди огромного многообразия черт культуры некоторые признаки, которым начинает придаваться исключительное значение и которые превращаются в своего рода символ этноса. Какие именно черты приобретают подобное этносимволическое значение – зависит от конкретных исторических условий. Данная особенность этнического самосознания наглядно проявлялась и в представлениях китайцев о себе, и о «других» в 13-19-м веках. Но особенно остро эта проблема встала в процессе завоевания Китая маньчжурами.
Исследователями конкретных событий, связанных с историей сопротивления китайцев маньчжурскому вторжению, единодушно отмечают, что одним из главных поводов массового выступления против захватчиков стали предпринятые завоевателями меры по насильственному распространению среди китайского населения чуждых ему особенностей одежды и прически.
Как известно, китайцы издавна следовали обычаю, согласно которому мужчина отпускал длинные волосы и скручивал их пучком, закреплявшимся на затылке. Маньчжуры выбривали часть волос на голове, а оставшуюся часть заплетали в косу, что с конфуцианской точки зрения было одним из ярких признаков «варварства». Маньчжуры в этом смысле действовали последовательно и непреклонно. Исключений не делали никому.
Одежда: в предшествующие столетия китайцы в высшей степени болезненно реагировали на стремление их северных соседей навязать им ношение одежды, запахивающейся налево: но маньчжуры пришли в Китай в распашной одежде, запахивающейся, как и у китайцев, направо, Абсолютизация манеры ношения халаты в этих условиях утратила всякий смысл. И в силу избирательности данной функции этнического самосознания в новой ситуации на первый план выдвинулся иной признак, до этого времени никогда рассматривавшийся как главное основание для противопоставления «своих» и «чужих». Речь идет о покрое рукава халата.
Традиционно для одежды древних китайцев был характерен свободный широкий рукав. Древнетюркская мода, распространенная в 6-7-м веках, принесла в Китай верхний халат с узкими рукавами, плотно охватывавшими запястья руки. В сунское время наблюдается возрождение широких рукавов. После вторжения в Китай, маньчжуры не менее решительно стали внедрять в быт китайцев свою традиционную одежду. Ношение одежды минского образца каралось смертью. Но широкий рукав не исчез. Именно эта черта и в 19-м веке воспринималась китайцами как проявление старых традиций своей культуры.
Древнейшей этнически значимой чертой традиционной китайской культуры в 18-19-м веках оказывается бинтование ног женщинам. Этот обычай, распространившийся в 12-13-м веках, был запрещен маньчжурами. Однако эпоха Цинн стала апогеем распространения в Китае обычая бинтования ног. По свидетельству современника, ценитель женской красоты обращал свой взор, прежде всего не на прочие прелести предмета обожания, а на крохотные ножки в красных вышитых туфельках. Более того, к 19-му веку обычай стал отличительной особенностью всей женской половины китайского этноса (а не только аристократии).
Китайцам удалось в этот период также сохранить свой язык.
4.Этническое самосознание и этническая эндогамия
Одним из важнейших компонентов этнического самосознания китайцев в древности и средневековье являлось представление о превосходстве собственного этноса над соседями. Подобная идея никогда не имела под собой какого-либо объективного основания. Однако представление о том, что «наш этнос» лучше других, становилось психологическим механизмом функционирования этнической эндогамии – даже в условиях смешанного проживания различных народов, китайцы создавали семьи внутри своего этноса. Позже это стали делать и маньчжуры – относясь сначала терпимо к смешанным бракам с китаянками. Начиная с 18 века, маньчжурские власти перешли к строгому запрету нарушений этнической эндогамии.
Подразделение этноса
Противопоставление северян и южан, реально существовавшее в сунское время, было воспринято монголами в период их завоевания Китая и узаконено ими. Северные китайцы – ханьжэнь занимали не равноправное положение по отношению к монголам, но южные китайцы – наньжэнь занимали на лестнице политической иерархии еще более низкое положение.
После воцарения Мин предпринимались попытки уравновесить шансы северян и южан на госэкзаменах. Тем не менее, сам факт свидетельствовал о сохраняющемся противопоставлении этих двух групп.
Рассуждали о причинах противопоставления южан и северян:
Цю Цзюн – протяженность Китая
с севера на юг превышает расстояние от его восточных границ до западных и это затрудняет контакты южан и северян. Кроме того, на способности людей и характер их деятельности накладывает отпечаток расположение гор и рек.
Другие авторы обращали внимание на то, что распространение китайцев и их традиционной культуры в южном направлении представляло собой постепенный процесс, который можно сравнить с периодами жизни человека. Так, Чжан Хуан утверждал, что до эпох Цинь и Хань северо-запад страны уже достиг зрелости, а юго-восток был в состоянии младенчества; после Вэй и Цзинь зрелость начала стареть, а младенец тем временем рос, при Сунн «взрослый уже одряхлел, а юный возмужал».
Противопоставление южных и северных китайцев отразилось в этническом самосознании. В источниках того времени появляется новый термин – тан. Японцы в 17-18-м веках называли китайцев тажэнь – люди тан, а морские суда с китайской командой – «танскими кораблями». Под людьми тан понимались южане, которые противопоставлялись северянам бэйжэнь. Поэтому вполне обосновано мнение о том, что термин танжэнь в 13-15-м веках являлся этническим самоназванием, отражавшим внутреннее деление этнической общности китайцев. Позднее, однако, оно изменяет свое значение и закрепляется исключительно за китайцами, проживающими за пределами своей страны. Отсюда выражение танжэнь цзе – улица людей тан, как наименование китайских кварталов в Сан-Франциско, Нью-Йорке. Нагасаки и других городах.
Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 588;