Китай под властью цинской династии.
После занятия Пекина в 1644 г. (Пекин – столица с 1421 года) маньчжуры в течение года овладели всей Восточнокитайской равниной. К концу 40-х годов 17-го века под их властью находился весь юго-запад и часть центрального Китая. Победа маньчжуров объяснялись главным образом тем, что новые завоеватели были в высшей степени терпимы к китайской цивилизации и тем, кто представлял ее в своем лице: конфуциански образованным верхам китайского общества. Еще до завоевания Китая, маньчжуры испытали глубокое воздействие китайской культуры. Разумеется, как завоеватели маньчжуры пользовались определенными привилегиями. Китайцы в знак покорности должны были носить кошчку; маньчжурские воина наделялись землей и освобождались от податей, в высших правительственных кругах доминировали маньчжуры. Но маньчжурские правители отлично понимали, что они не смогут обойтись без традиционной государственной машины Китая.
Заслуга консолидации цинского режима принадлежит второму цинскому императору – Канси (1662-1722 гг.), который почти без изменений воспринял административное строение минской династии. Исключительное положение в системе занимал император, центральное правительство – 6 ведомств – чинопроизводства, финансы, церемоний, наказаний, общ. рабство и военный контроль над бюрократией, цензора. Империя делилась на 18 провинций. Губернаторы назначались императором и обладали значительными полномочиями на местах.
Канси прекрасно осознавал первостепенное значение конфуцианской идеологии для создания унифицированного и эффективного политического режима. Он не жалел сил и средств для того, чтобы завоевать авторитет и доверие конфуцианских ученых и привлечь их во дворец. В полном объеме были восстановлены экзаменационная система и сеть конфуцианских школ.
Преемник Канси – Юнчжэн (1722-1735 гг.) еще больше увеличил власть монарха: титул императора по его воле, отказался от института советников правителя, курс на сотрудничество с китайской элитой продолжал так, что к 19-му веку китайцы преобладали в государственной администрации.
Цинь Лун (1736-1795 гг.) – зенит славы и могущества китайской империи. Правил 60 лет, затем отрекся от престола, чтобы не показаться непочтительным к своему деду Канси.
В его годы - «литературная цензура». Запрещено 2,5 тыс. крамольных произведений, цель - изгнать из литературы напоминания о «варварском» происхождении царствующей династии.
Таким образом, цинская династия в 19-й век вступила могущественным и крупным государством Восточной Азии. Но за ее внешним блеском скрывались старые пороки аграрной цивилизации: слабость армии, ограниченность производственного базиса, отсутствие хозяйственного единства, коррупция властей. Эти минусы проявились во время восстания тайпинов и в столкновениях с Западом. Распад империи знаменовал распад традиционного императорского порядка в Китае.
б) Социальные факторы этнического развития:
С древности в Китае бытовало представление о том, что общество складывается из «четырех групп народа»: служилых людей, крестьян, ремесленников и торговцев. Эта традиционная схема лежала в основе общественной теории и в эпоху позднего средневековья, хотя социальная действительность того времени была, конечно, намного сложнее. За пределами строго централизованного политического режима позднесредневековое китайское общество являло такое разнообразие социальных групп, укладов и ценностей, что едва ли можно говорить о существовании в Китае единого и целостного социума в рамках имперского государства.
Чиновники и шэньши – традиционная политическая доктрина императоров Китая – проводила четкую грань между «управляющими» и «управляемыми».
Отбор и классификация подданных, способных выполнить миссию чиновника, всегда была главной проблемой политической теории и практики в старом Китае. В эпоху позднего средневековья для ее решения имелись вполне строгие формальные критерии: главным образом требовалось знание унифицированных приемов комментирования конфуцианских книг.
С воцарением династии Мин система государственных экзаменов, доведенная до совершенства во всех ее аспектах, начиная с многоступенчатой иерархии титулов и кончая тщательно разработанной процедурой экзаменационных испытаний, стала основным фактором формирования правящей элиты Китая.
Категории:
- шэньши – ученые верхи местного общества, не состоящие на службе;
- сянгуань – отставные чиновники;
- цзиньши – выдержавшие столичные экзамены, назначенные на высокие должности;
- цзюйжэнь – победители экзаменов провинциального уровня;
- цзяньшен – учащиеся императорской школы, будущие чиновники;
- шэнъюань – выдержавшие экзамен на уровне уезда.
В начале ХХ века в цинской империи насчитывалось 2.5 тыс. цзиньши, 18 тысяч цзюйжэнь, 27 тысяч гуншэн, 310 тысяч цзюньшэн, 460 тысяч шэнъюань.
Численность гражданских чиновников составляла около 20 тысяч, а военные -7 тысяч. Чиновником мог стать любой – даже простолюдин. Правительство также следило за равномерным распределением ученой элиты по регионам в общегосударственном масштабе: с 15-го века были установлены квоты на столичных экзаменах: 40 % вакансий отводилось северянам, 60 % - южане.
Простолюдины.
Все слои свободного податного населения в позднесредневековый период Китая считались простолюдинами, относившимися к категории лянминь – доброго люда:
-крестьяне – 80%. Труд земледельцев в Китае ценился особенно высоко, однако подавляющее большинство едва сводило концы с концами. В 13-м веке 80 % крестьянских семей имели надел 2,5-2,8 акра – грань полного разорения и голодной смерти. Поэтому большинство попадало в кабалу или шли на аренду к крупным феодалам, которой придавался статус «усыновления» и которая была наследственной. В 19-м веке формы личной зависимости исчезли.
Категория «подлого люда».
Несвободные или неполноправные социальные группы – цзянь минь – подлый люд. Самой бесправной среди них была архаичная правовая категория – рабы – нужу или нубэй.
В Китае три источника рабства: захват военнопленных, наказание преступников, добровольная продажа в рабство.
Положение раба традиционно осмыслялись в Китае в категориях патриархально-семейных отношений. С одной стороны, власть хозяина над рабом была полной: малейшее неповиновение хозяину грозило смертью. С другой – в Китае законодательно признавалось право раба на жизнь наравне со свободными и ставился акцент скорее на взаимных обязанностях раба и хозяина в рамках семейного уклада. Преступление рабовладельца против раба не должно было оставаться безнаказанным. Хотя наказание мягкое: за убийство раба, например, 60 ударов палками и годичная ссылка.
Рабство было распространено неравномерно по всей территории Китая. Они не составляли единой профессиональной группы и не могли оказать серьезного влияния на формирование китайского этноса в ту эпоху.
К подлому люду относились также актеры, проститутки, «муз. дворы», нищие, падшие (ленивые) люди – ½ от общей численности населения Китая. Им запрещалось участвовать в экзаменах, заключать браки со свободными людьми, учиться грамоте, заниматься земледелием и торговлей, женщинам – бинтовать ноги.
Положение и состав «подлого люда» в минском и цинском Китае проливают свет на социальные условия эволюции китайского этноса в позднее средневековье. Тенденция к уравнению «подлого люда» с «добрым народом», равно как и тенденция к размыванию границ между простолюдинами и жэньши, свидетельствует о возросшей степени консолидации этнической общности китайцев. Вместе с тем, сохранение в Китае вплоть до ХХ века многих архаичных социальных институтов и перегородок, а также большое разнообразие локальных особенностей социального уклада ставили китайский этнос в положение, типичное для этнической ситуации в эпоху феодализма, препятствовали вызреванию национального единства.
Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 613;