Этнический состав населения Китая.


 

НАРОДЫ ТЫС.ЧЕЛ. НАРОДЫ ТЫС.ЧЕЛ.
Сино-тибетская семья   993 965 Алтайская семья 15 840
Китайская группа (в том числе): 977 900 Тюркская группа (в том числе): 7 264
Китайцы (хань) 970 500 Уйгуры 6 120
Хуэй 7 400 Казахи
Центральная группа (в том числе): 16 065 Киргизы
Ицзу 5 600 Салары
Тибетцы 3 970 Узбеки
Туцзя 2 900 Юйгу (сарыг-югур)
Бай 1 160 Татары
Хани 1 090 Тунгусо-маньчжурская группа: 4 521
Лису Маньчжуры 4 410
Лаху Сибо
Наси Эвенки
Цян Орочоны
Цзинпо (качин) Хачжэ (нанайцы)  
Пуми Монгольская группа (в том числе):
Ну Монголы КНР 3 500
Ачан Дупсян
Цзино Ту (монгоры)
Мэньба Дауры
Дулун Баоань
Лоба Австро-азиатская семья
Паратайская семья 19 552 Группа мяо-яо (в том числе): 6 980
Тайская группа в том числе: 16 902 Мяо 5 160
Чжуан 13 730 Яо 1 140
Бун 2 180 Шэ
Тай Группа палаунг-ва (в том числе):
Мулао Ва (кава)
Маонань Булан (пумапь)
Кам-суйская (дун-шуйская) группа (в том числе): 1 755 Бэнлун (палаунг)
Дун 1 460 Вьет-мыонгская группа:
Шуй Вьеты (цзин)
Группа ли: Корейцы 1 910
Ли Гаошань
Группа гэлао Памирские народы
Гэлао Русские
Другие неизвестные: Всего 1 039 677

 

Список литературы:

1. Расы и народы. Ежегодник.

2. Очерк общей этнографии. Зарубежная Азия. М., 1959.

3. Артюнов В.А. Проблемы классификации языков народов Восточной Азии в свете их этнической истории. М., 1964.

4. Крюков М.В., Малявин В.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987.

5. Крюков М.В., Малявин В.В. Этническая история китайцев в XIX – начале XX вв. М., 1993.

6. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

7. Крюков М.В. и др. Древние китайцы. Проблемы этногенеза. М., 1978.

8. Крюков М.В., Малявин В.В. и др. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте ХКТ периода неолита.

2. Основное число ханьского населения проживает в каких районах Китая?

 

ЭТНОГЕНЕЗ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ

План

1. Теории происхождения китайского этноса.

2. Древние люди на территории Китая, время и места их обитания

3. Неолитические культуры нижнего течения Янцзы - Яншао, Лушань.

4. Чжоуское завоевание иньского государства в XI в. до н.э. и завершение сложения древнекитайской этнической общности хуася.

1.Возникновение, развитие, трансформация этнических общностей – это единый общеисторический процесс, оставляющий один из важнейших аспектов истории человеческого общества. Этот процесс, начавшийся в глубокой древности, продолжается и в наши дни. Непрерывность этнической истории народов мира отнюдь не исключает, а, напротив, предполагает необходимость различать в развитии каждого отдельно взятого этноса ряд критических точек, «перерывов постепенности», составляющих основу для типологической периодизации этнической истории

Одной из наиболее важных критических точек в истории этноса является завершение самого процесса его формирования. Это – конечный момент этногенеза, достигнув его, этнос считается сложившимся. В конкретных этногенетических исследованиях этнографы чаще всего исходят из необходимости разделить этническую историю народа на период этногенеза, когда народ как таковой еще не сложился, и последующую этническую историю, когда уже сформировавшийся народ развивается под влиянием разнообразных внутренних и внешних факторов Не менее важен вопрос и о другой критической точке этногенеза – его начальном моменте. Признание этноса социальным, а не биологическим феноменом определенно указывает на то, что «этническое» возникает лишь на определенном этапе развития человеческого общества. Здесь же встает проблема поиска предков того или иного этноса, причем в трех плоскостях – физических, языковых и этнических.

В отношении древних китайцев существует две основные теории их происхождения – автохтонная и миграционная. Традиционная китайская историография исходила из того, что китайцы и их предки всегда существовали на той территории которую они занимали в последующие периоды своей истории. Одним из первых китайских историков, попытавшихся преодолеть схоластику традиционных воззрений на китайский этнос, был Лян Ци Чао, останавливающийся на трех узловых проблемах: являются ли китайцы аборигенами, или они пришли на занимаемые ими территории извне; возникли китайский этнос из одного корня, или он представлял собой результат смешения разнородных элементов; где первоначально сложилось ядро этнической общности китайцев?

Первая проблема рассматривалась в китайской историографии, как уже говорилось, однозначно и под сомнение её поставили европейские миссионеры. В XVII в. они высказывали мысль о том, что сходство некоторых китайских и древнеегипетских иероглифов указывает на происхождение китайцев из Египта. Затем за «египетской теорией» последовали южноазиатская, японская и даже североамериканская.

Находки Ю. Андерсона в начале ХХ в. в бассейне Хуанхэ крашеной керамики, напоминающие аналогичные неолитические памятники запада Евразии, вновь возбудили интерес к в поиску прародины китайцев далеко за пределами Китая. Лян Ци-чао пришел к выводу, что это все не верно – китайцы автохтонные племена.

Что касается вопроса о «моногенезе» этнической общности китайцев, то традиционной версии о происхождении всех древнекитайских династий от мифического императора Хуанди Лян Ци-Чао противопоставил исторические свидетельства. Явно не укладывающиеся в данную схему. Основа китайского этноса по его мнению. Возникла в результате смешения различных племенных групп. Реминисценцией этого он считает первоначальное самоназвание древних китайцев – «чжуся», что буквально означает «все ся», т.е. указывает на множественность этнических предков китайцев.

2. Наконец, рассматривая вопрос о первоначальной территории формирования китайского этноса и основываясь исключительно на данных письменных источников, Лян Ци Чао склоняется к мысли о том, что колыбелью китайской цивилизации была обширная территория среднекитайской равнины Хуанхэ на западе до Шаньдуна на востоке.

Исследования Лян Ци Чао внесли большой вклад в развитие этнологии китайцев. В 30-е гг. ХХ в его основные идеи получили дальнейшее развитие в ряде специальных работ. Так, в 1928 г. Ван Тун Лин «История китайской нации», в которой предложена периодизация этнической истории китайцев. Первый этап – формирование китайской нации, с глубокой древности до середины I тыс до н.э. Всю последующую этническую историю Ван Тун Лин делит на семь периодов, три из которых он считает временем «укрепления и развития», четыре – временем «перерождения и изменения», причем периоды того и другого типа чередовались друг с другом. Первый период «Перерождения и изменения» соответствует времени Чуньцю-Чжаньго (VIII-III вв. до н.э.), второй - Троецарствию и Династиям Юга и Севера ( III-VI вв. ) третий – пяти династиям и Сунн и Юань ( X-XIV вв.), четвертый – Цинн (XVII-Xx вв.). Соответственно первый период «укрепления и развития» - период царствования династий Цинь и Хань (III в. до н.э.-III в. н.э.), второй Суй и Тан (VI-X вв.) и Мин (XIV-XVII вв.).

Вопрос о формировании китайского этноса Ван Тун Лин решает на основе письменной китайской традиции, По его мнению родиной человечества является район Памира. Откуда предки современных людей расселились по ойкумене. Часть из них двинулась на запад и заселила Среднюю Азию, Афганистан, Персию, Мессопотамию. Другая же часть – на восток и заселила Синьцзян, Цинхай, Тибет, Монголию, Корею – монголоидная раса.

Что касается предков китайцев, то Ван Тун Лин выделяет в этнической истории китайцев четыре волны. Первая из них достигла территории Китая во времена первых из пяти мифических императоров – Фуси и Шэньдуна. После того, как последний представитель это ветки предков китайцев – Янь Ди был разгромлен предками мяо, из района современной Внутренней Монголии на территорию Китая проникла вторая волна предков китайцев во главе с Хуан Ди. Третья волна пришла на среднекитайскую равнину с запада – это были чжоусцы, четвертая – население царства Цинь. Взаимодействие между этими волнами и привело к возникновению собственно китайцев.

Иначе рисует картину этногенеза Вэй Цзюй сянь. В 1937 г. Он полагает, что здесь всегда господствовало дуалистическое начало. Наличие двух основных компонентов в генезисе исследователь аргументирует данными мифологии ( род Яньди и род Хуанди), орнамента (геометрический и произвольные фигуры), языка (Односложная и многосложная лексика), письменности (иероглифы, написанные тонкими и толстыми линиями). Одни из компонентов – иньцы – южного происхождения, сформировались в Сычуани, а затем продвинулись на север и по берегу моря. Второй компонент – ся, сформировались на северо-западе Китая, по своему типу относились к кавказской расе, чжоусцы были потомками ся.

Все эти авторы рассматривали данную проблемы привлекая только лингвистические данные. Последующая историография не принесла существенного прорыва, но нужны были исследования с привлечением широкого и разнообразного круга источников.

Западноевропейская и американская историография стоит на позициях теории происхождения китайцев и их цивилизации, исходящей из примата диффузии и миграций (диффузионизм) в процессе этно и культурогенеза. Посвятивший проблемам происхождения древнекитайской цивилизации специальную монографию. («Проблемы генезиса китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и. этноса»). Все важнейшие изменения этноса объясняет внешними импульсами, миграцией и культурной диффузией.

Другая часть отечественных китаеведов (Крюков, Малявин, Сафронов, считают. Что археологические данные свидетельствуют о непрерывности культурного развития предков древних китайцев по крайней мере с эпохи неолита (что не противоречит фактам многочисленных и интенсивных контактов населения среднекитайской равнины эпохи неолита бронзы с его непосредственными этническими соседями). Данные древнейшей истории китайского языка говорят о том, что древнекитайский язык сформировался в бассейне Хуанхэ в результате смешения языков, относящихся к южно-азиатскому и северо-азиатскому типам. Его древнейшие контакты с индоевропейскими языками представляются маловероятными. Таким образом, эти авторы считают, что древнекитайский этнос – автохтонный, по крайней мере, в бассейне р. Хуанхэ. Однако подчеркивают, что это не исключает участия в их этногенезе расового полиморфизма восточноазиатских популяций на всех этапах их развития и участия в формировании расового состава китайцев различных монголоидных, австралоидных, а в более позднее время и европеоидных компонентов.

Формированию древнекитайской этнической общности предшествовали сложные и длительные процессы антропо-, расо-, и глоттогенеза. Палеоантропологические данные свидетельствуют, что в период позднего палеолита на территории Северного Китая обитали преимущественно различные популяции тихоокеанских монголоидов. «Люди из Шаньдиндуна» уже обнаруживают некоторые черты, свойственные восточной ветви тихоокеанских монголоидов (восточноазиатской расы). Но они не могут рассматриваться в качестве предков только древнекитайского этноса, т.к. древнейшие этнолингвистические общности, находящиеся у истоков современных языковых семей Восточной Азии, складывались, по-видимому, лишь в эпоху мезолита (10-7 тыс. до н.э.).

 

3. Анализ археологических, лингвистических и антропологических материалов позволяет сформировать гипотезу о том, что истоки северокитайских неолитических культур следует искать в более южных районах. Можно предполагать, что одна из групп ранненеолитического населения на юге Китая, занимавшая маргинальное положение по отношению к территориальному центру культур позднехоабиньского круга, мигрировала в 5 тыс. до н.э. вдоль рек Цзямин Цзян и, найдя проходы через хребет Циньмин, проникла в бассейн Вэйхэ. Малочисленность населения, с которым столкнулись мигранты, было большей частью ассимилировано.

Благоприятные природные условия долины Вэйхэ обусловили сложение быстро прогрессировавшего очага пойменного земледелия. Неолитические популяции, создавшие в конце 5 – начале 4 тыс. до н.э. развитую средненеолитическую культуру яншао в ее локальном варианте – банько, могут, по всей вероятности, рассматриваться как одно из ответвлений племен, говоривших на сино-тибетских языках.

В 4 тыс. до н.э. происходит значительное расширение ареала культуры яншао. На базе ее хронологически более позднего варианта – мяодигоу возникают две группы населения, одна из которых перемещается в восточном, другая – в западном направлениях.

Первая группа, двигаясь по долине Хуанхэ на восток, столкнулась в западной части современной провинции Хэнань с насельниками стоянок типа циньванчжай, по своему происхождению связанными с бассейном р. Ханьшуй. Взаимодействие этих племен, различных по облику культуры и языку, послужило основой формирования культуры Хэнаньского луншаня, на базе которого позднее, во 2 тыс. до н.э., возникла раннеиньская (шанская) общность.

Вторая группа яншаоских, продвигавшаяся в 4 тыс. до н.э. в западном направлении, впоследствии претерпела дальнейшую дифференциацию. Одна ее ветвь, достигшая в 3 тыс. до н.э. верховьев Хуанхэ и создавшая там кульуру мацзя яо, позднее стала именоваться «цянами» (или «жунами»); другая ее ветвь составила основу чжоусцев. Чжоусская династия – основоположница китайской цивилизации – сложились основные государственные институты и архитектурные ценности, определившие лицо китайской империи и культуры.

Во второй половине 2 тыс. до н.э. иньцы, переместившиеся в нижнее течение Хуанхэ, создали там раннегосударственное образование с центром близ современного Аньяна. Здесь им пришлось столкнуться с аустронезийскими племенами «восточных и», частично вошедших в состав иньцев и оказавших на них культурное влияние, а также с северными племенами, обитавшими в лесостепной зоне.

Чжоуское завоевание к 11 в до н.э. не привело к сколько-нибудь значительным социально-экономическим сдвигам в развитии древнекитайского общества, однако имело важные этнополитические последствия. На базе раннегосударственных образований, возникших в результате чжоуского завоевания и осуществления системы, «наследственных пожалований», в 7 - 6 вв. до н.э. на Среднекитайской равнине завершается длительный процесс складывания этнической общности «хуася», которая может быть названа «древнекитайской». Формирование этой общности происходило в процессе интенсивных контактов с соседними племенами, говорившими на сино-тибетских, протоалтайских, аустроазиатских и аустронезийских языках. Существенным эпизодом в формировании общности «хуася» было вторжение на Среднекитайскую равнину племен ди, принадлежавших к «скифскому миру».

Таким образом, 2 – 1 тыс. до н.э. – одна из важнейших переломных эпох в истории Китая. Это было время разложения родового строя, возникновения социального неравенства, классов и государства. Именно в эту эпоху на территории Северного Китая возникают сменяющие друг друга раннегосударственные общности Ся, Шан (Инь), Чжоу, объединяемые в традиционной историографии под названием «трех династий». Интенсивные этногенетические процессы, происходившие в недрах древнекитайского общества одновременно с трансформацией социально-экономических отношений, привели к середине 1 тыс. до н.э. к возникновению этнической общности древних китайцев.

Результаты археологического изучения территории бассейна Хуанхэ свидетельствуют, что в этом районе практически повсеместно наблюдается следующая последовательность археологических культур:

поздненеолитическая культура Луншань;

культура Эрлитоу

культура Чжэнчжоу – Эрлиган

культура позднего Инь.

По своему облику раннеиньская культура (памятники типа Эрлитоу) еще во многом близка к луншаню в его хэнаньском варианте. В раннем Инь продолжили применяться те же земледельческие орудия, что и в луншане. До нас дошли иньские пиктограммы, изображающие процесс вскапывания земли: человек держит в руках двузубое орудие с перекладиной и движением ноги вонзает его в почву.

О преемственности Луншань – Инь свидетельствует и керамика. Комплекс гончарной посуды, близок как по форме сосудов, так и по техническим параметрам их изготовления.

Вместе с тем, раннеиньская культура принципиально отличается от всех предшествующих тем, что она уже бесспорно относится к культурам эпохи бронзы. В Эрлитоу найдены бронзовые наконечники стрел, а также ножи, шилья и другие мелкие орудия ремесла. Другое существенно новшество раннего Инь - техника возведения больших общественных зданий на приподнятой глинобитной платформе.

В среднем Инь (чжэнчжоу-эрлиган) ареал распространения иньской культуры значительно расширился – среднее течение Хуанхе, включительно на западную часть бассейна Вэйхэ, на юге – вплоть до Янцзы. Наивысшего расцвета достигло бронзолитейное производство, из бронзы – ритуальные сосуды различного назначения и форм, украшенные рельефным орнаментом; в городских застройках – специализация по кварталам (бронзолит., керамич., косторезные).

Позднеиньское время - наиболее яркий памятник – столица Инь, основанная близ современного Аньяна: здесь раскопаны остатки огромных дворцов и храмов, усыпальницы иньских правителей (грандиозные подземные сооружения с богатым инвентарем и сотнями сопогребенных людей); боевая колесника, совершенства достигает каменная скульптура, начало письменности.

4. В 1027 г. до н.э. правитель чжоуских племен У – ван предпринял дальний поход на восток, разграбил войска иньского Ди Синя и захватил его столицу. Ди Синь покончил с собой, и иньская династия перестала существовать. У Ван объявил себя правителем Поднебесной.

Стремясь закрепить результаты своей победы над иньцами, У Ван осуществил ряд мероприятий: «система наследственных пожалований». Своим ближайшим родственникам или наиболее заслуженным соратникам ван жаловал земли вместе с их населением. Наследственные владетели – чжухоу, - получали ранг – гунн, хоу, бо, цзы, нань, в зависимости от размеров своего владения ( всего 55 родственникам).

Вторая категория наследственных пожалований – потомки древних (иньских) правителей. Речь идет о тех племенных объединениях, которые существовали еще до начала борьбы чжоусцев за верховное главенство на Среднекитайской равнине, а затем были признаны или в качестве подчиненных вану территорий чжухоу (их насчитывалось около 200).

Вопрос о социальных и этнических последствиях чжоуского завоевания сложен. По всей вероятности, чжоусцы находились на более низкой ступени общественного и культурного развития, чем иньцы. Они заимствовали письменность иньцев (хотя имели свою), все другие крупные культурные достижения, включая технику изготовления бронзовых предметов, боевые колесницы, умение возводить городские стены.

Политическая ситуация после чжоуского завоевания претерпела существенные изменения лишь в 8 в. до н.э. Столица была перенесена на восток в г. Лои в среднем течении Хуанхэ, при впадении в нее р. Лошуй. Начался период Восточного Чжоу. Теперь столица располагалась не на исконных землях Сына неба – тенденция ослабления власти ванна. Он по-прежнему считался верховным правителем Поднебесной, но практически все реже вмешивался во взаимоотношения между подчиненными ему чжухоу.

В политической жизни эпохи Чуньцю возникла принципиально новая ситуация, не имевшая прецендентов в 10 – 8 вв. до н .э.: один из наиболее крупных чжухоу добился главенствующего положения среди соседних владений и стал «гегемоном», заняв, таким образом, позицию связующего звена между ванном и наследственными владениями, которые к тому времени стали фактически полусамостоятельными царствами.

Борьба за «гегемонию», в которую включились все наиболее значительные царства и прежде всего Ци, Цзинь и Чу, шла непрерывно на протяжении 7-5 вв. до н.э. Основным аргументом в этом споре сильнейших была военная сила: дипломатические акции лишь предваряли или завершали столкновения на поле брани. Только в 544 г. до н.э. по инициативе царства Сун между чжухоу состоялся съезд и подписание «договора о замирении». Но вооруженная борьба за власть после его заключения приобрела еще более жестокие формы.

В социальном плане иньское и раннечжоуское общества характеризуются как раннеклассовые: существование социального неравенства и имущественная дифференциация, но отсутствие частной собственности на землю. Все земли в Поднебесной принадлежали вану. Он их жаловал представителям высшего ранга знатности, те в свою очередь жаловали землей обладателей следующего ранга и т.д. Поэтому земля, обрабатывавшаяся простолюдинами, не принадлежала кому бы то ни было; права на нее имели представители различных социальных групп – условное землевладение.

Принадлежность человека к определенной социальной группе проявлялась в совокупности материальных благ, которыми он пользовался. Эти различия касались материальной культуры и находили отражение даже в языке: для обозначения одного и того же понятия существовали различные слова, употреблявшиеся в зависимости от того, к какой социальной группе принадлежал говоривший. Социальный статус передавался по наследству. Ранг своего отца наследовал только старший сын, остальные спускались на ступеньку ниже.

Важные сдвиги в системе социально-экономических отношений происходят в древнем Китае в период Чуньцю – Чжаньго (Борющиеся царства). Предпосылки – появление железных орудий труда, поливное земледелие и пахоты с использованием тяглового скота – развитие торговли и ремесла - товарно-денежных отношений. Бурное развитие производительных сил в 6 – 4 вв. до н.э. привело к появлению частной собственности на землю, рабовладельческим отношениям.

В 4 в. до н.э. по всем крупным царствам прокатилась волна реформ, целью которых была ликвидация препятствий на пути новых социальных отношений – отменяли привилегии старой аристократии и тем самым ломали традиционную структуру социальных групп в обществе. Эти реформы открывали путь нетитулованной знати – разбогатевшим купцам, ремесленникам, крупным землевладельцам.

Итогом этого процесса в целом явилось сокращение общего числа чжухоу и увеличение размеров царств, сохранивших свою независимость. Кроме того, более настойчиво начинает проявляться тенденция к созданию культурно-хозяйственных регионов, выходящих за рамки одного царства. Свидетельством этого процесса явилась унификация монеты.

Процесс социально-экономических преобразований был важнейшим фактором преодоления обособленности и разобщенности отдельных древнекитайских царств. Складывание экономических и культурных общностей населения различных районов Среднекитайской равнины и сопредельных территорий создавало условия для консолидации этнической общности древних китайцев.

 

Список литературы:

1. М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза.

2. Л.Н. Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. М. 1995,

3. Л.С. Васильев. Проблемы генезиса китайского государства: формирование основ социальной структуры и политической администрации. М.,1978.

4. Л.С. Васильев. Проблемы генезиса китайскоймысли: формирование основ мировоззрения и менталитета. М. 1989.

5. С. Кучера. Древнейшая и древняя история Китая: древнекаменный век. М., 1996,

6. Китай в эпоху древности. Новосибирск, 1990.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Тероия этногенеза китайцев по Ли Цы Чао.

2. Назовите первоначальную территорию формирования китайского этноса: по Ван Ту Лину и Ли Цы Чао.

3. Неолитическая культура Яншао представлена:

А)цветной керамикой;

Б)черно-серой керамикой;

В)надписями на гадательных костях;

Г)изделиями из бронзы;

Д)надписями на папирусе;

4. Неолитическая культура Луньшань

А) хронологически предшествовала Яншао;

Б)сформировалась позже культуры Яншао

Г)появилась на западе Китая одновременно с культурой Яншао;

5. Согласно генеалогической классификации, китайский язык относится к________________языковой семье.

А) сино-тибетская;

Б)аустроазиатская;

В) индоевропейская;

 

КОНТАКТЫ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ С СОСЕДНИМИ

ЭТНИЧЕСКИМИ ОБЩНОСТЯМИ

План

1. Взаимоотношение древних китайцев с соседними этносами.

2. Рассовый состав населения Китая в I-IIтыс. До н.э.

3. Происхождение китайской письменности.

 

Формирование древнекитайского этноса происходило в процессе непрерывных контактов населения Среднекитайской равнины с соседними этническими общностями. Они были различны по своему происхождению, уровню этнической консолидации, ХКТ. Поэтому по-разному складывалось их этновзаимодействие с другими китайцами.



Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 790;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.034 сек.