МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ.
План
1. Специфика материальной культуры древних китайцев.
2. Одежда и прическа
3. Пища
4. Жилище.
5. Средства передвижения.
1. Специфика материальной культуры – один из существенных признаков любого этноса. Материальная культура имеет этноразличительные и социально-различительные функции. Этноразличителтная функция направлена на подчеркивание некоторых общих черт, свойственных материальной культуре всего данного этноса в противопопложность другим этносам. Социально-различительная функция фиксирует различия в матриальной культуре отдельных социальных групп внутри данного этноса.
В реальных исторических условиях древнего Китая значение социально-разделительной функции материальной культуры было весьма велико. В особенностях материальной культуры находило свое выражение принадлежность человека к тому или иному социальному рангу чжоуского общества. «Одежда зависит от ранга, а потребление богатсв - от размера вознаграждения, соотвествующего рангу. Различны количество питья и еды, покрой одежды, размеры жилищ, численность скота и рабов, существуют запреты на употребление определенных форм лодок, колесниц и домашней утвари. При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе, одежде числе полей и размерах жилищ, после сметри – в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы. Как бы мудр и благороден ни был человек, он не осмелиться носить одежду, не соотвествующую его рангу, как бы ни был богат, он не решиться воспользоваться благами, не предусмотренными его вознаграждением».
2.Ожеджа и прическа.Нам ничего не известног об одежде яншаосцев и иньцев. Однако есть основания утверждать, что одежда древних китайцев на протяжении первого тыс. до н.э. претерпела значительные изменения. Один государственный деятель VIII в. до н.э. говорил: « Халат, шапка, передник, яшмовая табличка, которую держат в руках при аудиенции, пояс. Плахта, обмотки и туфли … все указывает на соблюдение установлений, соотвествующих рангу». В овноном теже элементы костюма постоянно упоминаются и в более ранних чжуосских надписях на бронзе. Таикм образом, основным компонентом традиционного чжоуского мужского костюма были: головной убор, халат, пояс, передник, туфли.
В письменных источниках, сохранились описания, позволяющие восстановить особенности покроя чжоуского халата. Он должен быть «не настолько коротким, чтобы было видно тело, и не настолько длинным, чтобы волочиться по земле» Халат кроился из 12 кусков ткани, ширина которых составляла 2 чи 2 цуня (около 55 см) и зависела от конструкции ткацкого станка. Рукава халата имели ширину 1 чи 2 цуня (около 30 см), ширина халата на поясе в три раза больше, а нижняя ширина – вдвое больше, чем на поясе, т.е. около 1.8. м. Руква длинные настолько, чтобы будучи завернутыми, они достигали локтя В квадратный верез вшивался воротник высостой 2 цуня (окло 5 см) Летние халаты без подкладки, зимние подбивались шелковой ватой.Халат непременно подпоясывался шеолковым поясом, причем его концы свободно свивали и перехватывался бронзовой бляшкой-застежкой.
Передник – необъемлемая часть чжоуского костюма – далекий аналог набедренной повязки он изготавливался из кожи и имел ширину 2 чи (50 см) внизу и и 1 чи на верху при длине 3 чи. Он завязывался на поясе и спускался до колен. Он юного происхождения, заимствован китайцами у южных варваров в словаре 1 в.н.э. слово «передник» переводится как «одежда южных варваров» к этому времени у самих китайцев это компоент оджеды уже вышел из употребления.
Туфли в чжоуское время двух типов: на твердой (деревянной) и мягкой подошве. В «Шицзине» упонинается оба их вида: Здесь не стихи а разрозненные фразы.
Преславный потомок, велик и прекрасен был князь,
Спокоен и важен, - багряные туфли на нам….
В золоте туфель сафьян…
Алые туфли и черный халат….
Туфель пеньковых пять пар подобрала она
Легкие туфли свои из пеньки….
Он и в морозец соргласен носить….
И в легких туфлях, свитых из пеньки, там ходят по земеле, покрытой льдом.
Входя в дом китайцы снимали обувь В «Цзочжуане» рассказвается о том, что получив неожиданное послание, правитель выбежал из дворца босиком: он забыл второпях надеть туфли, стоящие у входа. Жревние китайцы надевали туфли на босу ногу. Надевали обувь сидя, сначал на обдну, зщатем на другую ногу, прикрыв их халатом.
Как и многим другим древним народоа чжоусцам и иньцам не был известен такой важный элемент котыма как штаны. Поэтому когда в VI в. до н.э. правитель царства Чжао, Улин-ван, ввел в своей аомии ношение штанов, заимствованных от северных соседей – кочевников, это означало поистине революционное изменение в традиционном костюме. Вскоре штаны вошли во всеобщее употребление.
Однако в целом не смотря на революционные заимстоввания, покрой и манера ношения дренекитайского котюма оказались очень стойкими. Речь идет прежде всего о манере запахивать верхнюю одежду. С иньского времени предки древних китайцев запахивали халат направо, так что левая пола оказывалась наверху. Эта традиции сохранилась у китайцев до сих пор – это одна из наиболее устойчивых черт китайской материальной культуры. Именно ей китайцы всегда придавали исключительное значение, рассматривая её как показатель этнической принадлежности. Достаточно вспонить высказыание Конфуция, в котором он оченивал заслуги Гаунь чжуна в борьбе с кочевниками: « Если бы не Гуань Чжун, мы все ходили не причесанными и запахивали бы одежду налево» т.е. приняли бы обычаи варваров.
Дрвение китайцы не стригли волос и в этом отношении протовопоставляли себя сосодним племенам – юэсцам, носившим короткие стрижки. Единственно приемлемой с точки зрения общепринятых норм прической древние китайцы считали волосы, свернутые в пучок, закрученные на затылке и скрепеленные шпилдькой. Эта прическа сохранилась у китайцев вплось до маньчжурского завоевания в 17 в., когда повсеместное распротранение получили косы. По достижении совершеннолетия юноши проходили в чжоуском обществе своеобразную инициацию – им укладывали волосы пуском и закалывали их шпилькой. В отличие от женщин взрослые мужчины всегда носили головной убор – необходимый атрибут мужского костюма. В отличие от Европы в китае не сформировался обычай снимать головной убор, входя в помещение и тем более приступая к трапезе: в средневековом Китае обедать или заниматьсякаллиграфией с непокрытой головой считалось для мужчины соврем=шенно непристойным. Эти представления восходят к чжоуской эпохе. Когда цинский поавитель Хуаньгун опьянел на пиру и снял при всех свой головной убор, это было сочтено проявлением крайней разнузданности, три дня он затем стыдился показываться на глаза придворным
Прическе и уходу за волосами придавалось большое значение, голову предписыалось мыть раз в тори дня, используя при этом пшеничный отвар, находки костяных гребней - яншанцы и луншаньцы уже ходили причесанными. Вчжоуское время жена должна была ухадивать за мужем « с полотенцем и гребнем»
3.Пища.Основу рациона китайцев составяло зерно. Земеледелие в бассейне Хуанхе возникло как возделывание чумизы. Это единственный злак материальные следы которого находят в яншаосских поселениях. Чумиза преобладала и в иньское время однако уже в иньское время на Среднекитайскую равнину проникает рис, до того возделывающий ся только в бассейне Янцзы и её притоков. Ассортемент злаковых культур значительно расширился в чжоуское воремя. В письменных памятниках этого периода упоминается такие выражения как пять злаков, шеть залков, девять злаков. Но при этом не уточняется какие злаки имеются ввиду. «пять злаков» включали по мнению более поздних авторов – коноплю, пшеницу, просо, чумизу, бобы; В «Шицзине» упоминается чумиза -19 раз (21 %), черное просо – 18 раз (20,2 %), пшеница – 9 раз (10,1 %), рис – 5 раз (5, 4%). Таким образом риса на Среднекитайской равнине в этот период было крайне мало. Поэтому он ценился очень высоко и употреблялся в пищу в особо тожественных случаях или при соблюдении траура, не был доступен широкому кругу уитайцев, а талько социальным верхам. В «чзочжуане» сообщается, что некто Юань По вынужден был бежать и скрываться в соседнем царстве. По дороге он наешл приют у своего родственника, который накормил его рисом и напоил вином, т.е. устроил емуотменное угощение.
Основным способом приготовления зерна у древних китайцев стали варка на пару. Для этого использовался специальный сосуд цзэн с отвестиями в дне: в него клалась специальная решетка, поверх которой насыпалась крупа, а сам сосуд ставил на треножник или сосуд с водой и доводился до кипения. Это способ при готовления круп вытеснил на протяжении I тыс до н.э. более ранний способ варки круп в воде. В ханьском сочинении «шоюань» ссобщается, что Конфуций вместе со своими учениками был как то в гостях у одного скупого человека из царства Лу. Тот сварил кашу в сосуде и подал её Конфуцию в глиняной посуде. «Глиняные сосуд – нищенская посуда – заметил один изучеников философа, - а зерно, варенное в воде - жалкое угощение». Если верить этому источнику, то дрение китайцы отдавали явное предпочтение способу варки на пару уже во времена Конфуция.
Зерно являлось основным компоненом рациогна питания. В отдельной чашке подвались мясные или овощные кушанья, понемногу добавлявшиесяв крупы. Мясные блюда отличались значительным разнообразием, изски чжоуской аристократии. – синина запеченная с финиками, говядина, нарезанная ломтиками и вомоченая в вине,, после чего её употреблаяли в сыром виде, котлы из мясного фарша и риса.
Древние китайцы пользовались палочками, но в редких случаях В «лицзи» « если в супе есть вощи, пользуяся палочками, если нет топалочек не употребляй» «варенное зерно палочками есть нельзя» - вплоть до последних веков до н.э. древние китайцы ели руками – обычай, совершенное непреемлемый с точки зрения современных представлений китйцев об этике. Правила харошего тона предприсывали чжоусцам не класть обратно в чашку то, что уже взято оттуда, не пить обльшими глотками, не грызть ногти, не бросать костей собакам, не ковырять в зубах. Поскольку ели руками обращалось большое внаминаие на мытье рку – пять- шеть раз в день, до и после еды.
4.Жилище.На протяжении нескольких тысячилетий типы жилищ, расположенные на среднекитайской равнине, эволюционировали, прежде всего, в плане вертикального развития – от жилища, улубленнло в землю, к наземному, а затем к строению, возводимому на стилобате.
Последний тип появился в иньское время, что подтверждается как археологически, так и лингвистически, соотвествующее начертание пиктограмм. Позднее стилобат или приподнятяая глинобитная платформа, становиться обязательной деталью жилой постройки. Отсюда закрепеленеи в языке таких словосочетаний как «подняться в дом», «спуститься из дома». Наличие стилобата отмечено во всех позднечжоуских рисунках с изображением жилых помещений.
Значительно усложнилась и техника возведения жилищ. Есдли в неолите стены обмазывались глиняным раствором, то в инь получает распротранение техника трамбовки земли. Для этого в раму, сделанную из вертикально поставленных досок, засыпалась земля, которую затем трамбовали специальными битами, после чего рама снималась. Крыши в тоже время сначала обмазывались глиной, а затем покрывались тростником, соломой или др. материалом. О черепице пока не знали. Основу конструкции составляли не стены, а каркасно-столбовые конструкции, принимавшие на себя главную тяжесть кровли.
Ныне по склонам на гору Цзин-шань поднялись:
Сосны и тиу на ней устремились в вфысь.
Мы из срубили, сюда привезли, а потом,
Их окорив, оттесали стволы топором.
Толстые балки длины оказались такой,
Как надлежало. Со множеством мощных колон
Храм завершили.
Древние китайцы придавали огромное значение выбору пород дерева. Наряду с упомянутыми туей и сосной, высоко ценились древесина катальпы, дриандры, черной березы, тунгового дерева. Потолков в чжоуское время не было. Поэтому войдя в храм и подняв голову, можно было увидеть балки и слеги. Известная параллель с современным домом южнокитайского типа прослеживается в конструкции дверей. В иньской письменности слово «дверь» обозначется пиктограммой, позволяющей предполагать, что створки двери не закрывали в иньское время весь дверной проем. Таким же были и двери в чжоуское время. Во время покушения на правителя царства Ци в 686 г. до н.э. он спрятался во дворце и его долго не могли найти. Однако кто-то увидел ноги парвителя под дверью – это значит, что между нижним обрезом створок двери и порогом был значительный зазаор, через который покушавшиеся увидели ноги спрятавшегося в соседнем зале правителя.
Интерьер жилищ предельно прост. Циновки, расстеленные на полу, и служившие сиденьями, низкие столики, кровати зимой в помещениях ставили переносной очаг с тлеющими углями.
Особенностями повседневной бытовой обставноки были обусловлены многие нормы поведенческого стереотипа, в частности характерная для китайцев манера сидеть. Единственной приемелемой поза считалась на подогнутых ногах опустиься на пятки совершенно недопустимо считалось сидеть скрестив ноги или тем более вытянув их вперед. По преданию Менцзы, войдя как-то в комнату, увидел, что его жена сидит, вытянув ноги. Он немедленно сообщил своей матери, что собирается развестись с женой, поскольку последняя не соблюдает правил приличия. На это его мать ответила: «Входя в комнату, нужно голосом предупреждать об этом. А ты вошел молча и увидел, что человек сидит, вытянув ноги. Это означает, что не твоя жена не знает приличий, а ты сам».
5. Средства передвижения.Колесница – показател зантности и аристократизма, использовались на войне и охоте в первйо половине I тыс. до н.э. их числом определялась сила армии и всего государства в целом. Не средство простого передсижения. Впервые стали употребляться предками китайцев в Инь в XIV-XII в.. до н.э. их появление не было подготовлено самостоятельными тезническим достижениями. Конструктиувные особенности колесниц, сбруйные и уздечные наборы, а таже способ запряжки и управления лошадьми находят аналогии в ближневосточном и средиземноморском центрах древних цивилизаций. Поэтому несомненно, иньцы узналои о колесницах от своих соседей, хотя сейчас не совсем понятно, ктоже был передатчиком этой важнейшей технической ифнормации. Чжоусцы заимствовали колесницы и иньцев. На них ездили стоя. Когда Конфуций поднимался в колесницу « он всегда стоял прямо, держась за шнур, в колеснице он не оборачивался, не говорил слишком быстро и не указывал пальцем». В кузове колесницы могло поместиться три человека. Центральное место – почетное, по бокам его окружали охранники.
Лодки применялись на Среднекитайской равнине не как средство передвижения по рекам, а как средство для перодоления водных преград. В «Шицзине» образ лодки, движущейся по течению, использовался всегда для обозначения тревоги, неуверенности, тоски:
Двое детей садятся в лодку простую
Тени, я вижу, на тени колеблются вод.
К ним я душою стремлюсь в думе о детях:
В сердце сомненье, в сердце тревога растет.
Ая точно челн по течению вод
Скогльзит он не зная куда приплывет
О сердце, тоска и глубокая боль.
Список литературы:
1.М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров Древние китайцы. Проблемы этногенеза. М., 1978
2.Крюков М.В. Китайцы.- Этнография питания народов стран зарубежной Азии. М., 1981
3.Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.
4.Народы Восточной Азии / Под Н.Н. Чебоксарова и др. М., 1965
5.Сычев Л.П. и др. Китайский костюм: символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактерезуйте рацион питания чжоусцев?
2. Эволюционировали ли типы жилища от культур яншао до чжоу? Опишите.
ДРЕВНИЕ КИТАЙЦЫ В ЭПОХУ
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ИМПЕРИЙ
(3 в. до н.э. – 3 в. н.э.)
План.
1.Политические факторы этнической консолидации древних китайцев. 2.
2.Объединение древних китайцев династией Цинь и реформы Шиньхуанди (221 гг. до н.э. - ).
3.Китай в эпоху Хань. Реформы У-ди (140-87 гг. до н.э.) по консолидации древнекитайского этноса. Создание государственного аппарата управления. Унификация идеологии. Система повинностей.
4.Социально-экономические факторы этнической консолидации древних китайцев. Единая денежная система, развитие связей между городом и деревней. Рост региональной торговли. Строительство системы дорог. Структура социально-имущественных отношений и её потенциал «вертикальной» социальной мобильности.
5.Внутренние миграции древнекитайского этноса, их причины и маршруты. Особенности межэтнической ситуации и миграций на севере и юге государства.
6.Древние китайцы и их соседи. Древние китайцы и сюнну. Характер взаимоотношений, «договоры о родстве».
7.Политические аспекты взаимоотношений древних китайцев и их соседей.
1 .С истории древнекитайского этноса период времени, именуемый в традиционной историографии эпохой Цинь – Хань, занимает особое место. В конце 3 в. до н.э. древнекитайские царства были объединены под властью правителя Цинь. Возникла единая централизованная империя, в рамках которой сложились принципиально новые условия для консолидации этнической общности древних китайцев.
Падение циньской династии не привело к восстановлению раздробленности. На обломках первой древнекитайской империи была создана ее преемница – Хань, одно из самых крупных государств античности наряду с Римом и Парфией.
Главная особенность эпохи – существование единого государства оказывало значительное влияние на процесс трансформации этнической общности древних китайцев.
В эпоху Хань ее социально-экономический строй дискуссионен: одни исследователи - рабовладение, другие – феодализм. Этническая общность раннефеодального государственного строя – народность, охватывает в основном трудящееся население, крестьян и горожан, не включая или не обязательно включая господствующий клан феодалов. Однако, по мнению китайских исследователей (Фань Вэньлань) древние китайцы эпох Цинь – Хань уже обладали общностью языка, психического склада, эк. жизни и территории, т.е., они обнаружили все важнейшие признаки нации.
«Начиная с эпохи Цинь – Хань, ханьская общность не может рассматриваться ни как народность эпохи государственной раздробленности, ни как буржуазная нация эпохи капитализма. Она была нацией особого типа, возникшей в особых исторических условиях». Тезис «о нации особого типа» принял Чжан Гуаньин, который предложил периодизацию:
1. Эпоха нации особого типа (начиная с Цинь – Хань)
2. Эпоха буржуазной нации (после опиумных войн)
3. Эпоха социалистической нации (после победы КПК).
Когда в начале 4 в. до н.э. Мэнцзы, одного из крупных конфуцианцев, спросили: «В чем умиротворение Поднебесной?» Он ответил: «В объединении».
ФАКТОРЫ КОНСОЛИДАЦИИ:
1. Действительно, уже в 4 в. до н.э. проблема политического объединения занимала умы передовых мыслителей той эпохи и диктовалась самой логикой политической ситуации, сложившейся в 5 – 3 вв. до н.э. Стремление к ликвидации самостоятельных соседних царств привело к появлению «семи сильнейших» – Чу, Ци, Чжао, Хань, Вэй, Янь, Цинь. Противостоя друг другу, они использовали тактику союзов с наиболее удаленными царствами. Так возник «вертикальный союз» Чжан и Чу, направленный против горизонтального союза Цинь и Ци. Успех сопутствовал Цинь, и в течении нескольких лет завершилось объединение древнекитайских царств.
2. Другой важной предпосылкой консолидации было развитиеэкономических связей (даже частичная унификация монеты).
3. Третий фактор консолидации – складывание единого культурного стереотипа населения всех Срединных царств, стабилизация представлений о его общности, развитие этнического самосознания не только подготовляли почву для будущего объединения, но и делали его все более настоятельной задачей.
2 .221 г. до н.э. – объединение страны под династией Цинь. Его первый император Шихуанди провел реформы, направленные на консолидацию:
· Территория страны была поделена на 36 округов (цзюнь), каждый из которых состоял из уездов. Во главе округов стояли наместники, назначавшиеся императором. Их границы не соответствовали естественно-географическим рубежам, которые могли бы способствовать обособлению отдельных районов страны;
· Разрушая стены царств, оставив лишь стены вдоль северных границ, достроенные в недостающих местах и объединенные в Великую стену;
· Уделил большое внимание строительству магистральных дорог;
· Введение единого законодательства, унификация мер и весов, денежная реформа, единая письменность.
В целом, реформы способствовали экономической, политической, культурной консолидации и этнической в том числе.
3. 207 г. до н.э. – падение Цинь, Лю Бан или Гаоцзу основал новую династию Хань. С одной стороны, Лю Бан возродил центральный административный аппарат, существовавший при Цинь, в каждом из наследственных владений, во главе которых стояли ванны (соратники Лю Бана), существовали свои органы власти. Ванны имели право назначения и смещения чиновников, собирать налоги с населения и устанавливать собственную систему повинностей.
Такое сосуществование центральной власти и полунезависимых наследственных владений было вынужденной и поэтому временной мерой. Постепенно Лю Бан стал заменять правителей наследственных владений своими родственниками. Это привело к недовольству ванов: в 154 г. до н.э. произошел «мятеж пяти ванов», который был подавлен. Итогом стало запрещение иметь войско и необходимость реформы по централизации управления.
Реформы У-ди (140 - 87 г. до н.э.):
· Ввел новый порядок наследования статуса ванна и хоу. Запрещалось передавать владение старшему сыну и предписывалось делить его между всеми сыновьями. И как следствие, резкое уменьшение размеров царств привело к тому, что наследственные владетели лишились реальной силы и существование имело чисто номинальное значение.
· Реформы централизации государственного аппарата: восстановлено ведомство инспекции, введенное при Цинь Шихуане, - их задача – контроль деятельности окружных чиновников. Изменялась система назначения чиновников на должности – начальнику округа вменялось в обязанность систематически рекомендовать кандидатов из числа наиболее способных молодых людей. В столице была создана академия, выпускники которой пополняли штат чиновников. Вновь созданная императорская канцелярия позволяла У-ди лично контролировать деятельность начальников ведомств и других чиновников.
· Унификация идеологии, проведенная крупнейшим ханьским конфуцианцем Дун Чжуншу.
· Войны с соседями – с середины 2 в. до н.э. древние китайцы значительно расширили свои границы: на северо-восток вплоть до Корейского полуострова; на севере – До Великой китайской стены; на западе – в его состав входила современная провинция Ганьсу; на юге – центральная часть Гуандуна и север Вьетнама. Стала Ханьская империя одним из могущественных государств древнего мира наряду с Парфией и Римом.
4 .На протяжении нескольких столетий само существование империй Цинь-Хань было мощным стимулом интеграции населения страны. Они способствовали преодолению замкнутости отдельных районов страны и создали условия для более интенсивных контактов их населения.
В 3 в. до н.э. – качественный скачок в развитии средств сообщения на территории больших царств Среднекитайской равнины. Тракты, почтовые станции и т.д.
Большое значение для процесса смешения и интеграции населения имела попытка переселения отдельных групп жителей в другие районы. Это касалось прежде всего представителей старой местной аристократии, чтобы пресечь сепаратистскую деятельность. Кроме того, переселение на вновь завоеванные земли и на Север:
· Важным интегрирующим фактором стала система повинностей, которые должны были отбывать все в возрасте от 20 до 56 лет (за исключением чиновников и знати). Воинская повинность – 1 год.
· Формирование уголовного законодательства
· Главным фактором интеграции – экономические и торговые связи между отдельными районами, главная роль в экономической интеграции – города.
В целом, интенсивный процесс смешения различных территориальных групп населения империи был одним из основных стимулов дальнейшей консолидации этнической общности древних китайцев в эпоху Цинь – Хань.
Реформы, проведенные в древнекитайских царствах в середине 4 в. до н.э. знаменовали собой решительный слом традиционной социальной организации общества. На смену системе социальных слоев, принадлежность к которым целиком определялась отношениями генеалогического родства, пришло общественное деление нового типа, основанное на имущественном критерии. Ранги знатности, введенные Шан Яном в царстве Цинь, первоначально жаловались за военные заслуги, позднее их можно было купить за деньги. Богатство давало доступ к знатности.
В Хань и Цинь существовала система рангов знатности, общее число которых достигало 20, не были наследственными
С 1 по 8 – низший слой знати
С 9 по 20 – высшая (не отбывала повинности)
Простолюдины
Рабы
Таким образом, сложившаяся в Цинь – Хань структура социально-имущественных отношений обладала несравненно большими потенциальными возможностями «вертикальной» социальной мобильности. И то, и другое объективно содействовало дальнейшей консолидации древнекитайского этноса.
Грани, разделявшие основные социальные группы ханьского общества (рабов, простолюдинов, знать) были определенными и резкими, но они не были абсолютно непроходимыми. Практика продажи рангов знатности, по крайней мере, теоретически, открывала свободному простолюдину доступ к привилегированным слоям общества.
Разумеется, обладание одним из рангов не гарантировало успеха в продвижении по общественной лестнице. Но значительный уровень социальной мобильности в ханьском обществе способствовал формированию и закреплению черт материальной и духовной культуры, которые были свойственны всей древнекитайской этнической общности в целом, вне зависимости от социальной принадлежности ее членов.
5. В исторических источниках не всегда содержится достаточно сведений, позволяющих с большей или меньшей степенью достоверности восстановить размеры административных единиц ханьского времени.
Сопоставление широкого круга источников (лингвистических, археологических, письменных) позволяет утверждать, что огромная территория Хань была заселена крайне неравномерно. Подавляющее большинство древнекитайского населения жило в начале 1 в. (данные 2 г.) на Среднекитайской равнине, а также в бассейнах Вэйхэ и Миньцзян, то есть в провинциях Шэньси и Сычуань.
Наибольшая плотность населения в это период наблюдалась в столичной области – близ г.Чанчань и г. Лояна. Другие районы значительной концентрации населения в основном совпадают с местонахождением политических центров бывших царств периода Чжаньго (современные провинции Хэнань и Шаньдун).
Общая численность населения империи 140 г. примерно на 8-9 млн. человек. При этом в северо-западных районах население сократилось почти на 6,5 млн., в северо-восточных – на 11 млн. В тоже время общая численность населения южных районов выросла приблизительно на 9 млн. человек. Вероятно, что увеличение плотности древнекитайского населения на юге связано с уменьшением ее на севере, т.е. миграцией.
Рост численности древнекитайского населения на юге был весьма значительным. На территории современной провинции Хунань и на севере Хубэя оно почти удвоилось, в юго-западных районах возросло примерно в 1,5 раза, а Гуандуне удвоилось более чем в раза.
Обращает на себя внимание значительное перемещение населения в северную часть Юньнани, где к середине 2 в. сконцентрировалась до 2 млн. человек-ханьцев. Однако, к востоку от этого района (современная провинция Гуйчжоу) древнекитайского населения по-прежнему не было.
Возросла численность древнекитайского населения в бассейне р. Ганьцзян (современная провинция Цзянси). По притокам этой реки переселенцы продвигались на юго-восток. Однако территория Фуцзяни они еще не достигли.
Миграции на юг проходили в следующих направлениях: из северо-западных районов переселенцы двигались в основном в Сычуань. Для этого им необходимо было преодолеть горный хребет Циньлин, ограничивающий с юга долину Вэйхэ. Здесь в этот период было проложено 258 ли (около 130 км) горных дорог, построено пять мостов. Оказавшись в долине Хаьчжун, переселенцы могли двигаться далее по любому из трех направлений: вдоль реки Ханьшуй на восток, по течению реки Цзялинцзян на юго-запад или в сторону плодородной долины реки Миньцзян.
Другой основной путь с севера на юг вел из современной провинции Хэнань в Хубэй, огибая Циньмин и его отроги с востока. Достигнув Ханьшуя, переселенцы двигались не по его течению, а, перейдя реку, направлялись прямо на юг, к Янцзы.
Наконец, проникновение на территорию современного Гуандуна осуществлялось из Хунани по речным долинам в южном направлении. В середине 2 в. резко увеличилась плотность древнекитайского населения вдоль дорог, связывающих Хунань с Гуандуном. Однако в прибрежных районах Гуандуна увеличение численности ханьского населения не зарегистрировано. Пути проникновения на территорию современного Вьетнама лежали не по побережью, а по долинам притоков Сицзяна.
Расширение границ империй Цинь и Хань привело к изменению этнической территории древнейших китайцев. В ханьское время в стране возникает ряд районов, где древние китайцы жили чересполосно с некитайским населением (карта 8). Однако характер связанных с этим этнических процессов был существенно различен на юге и севере империи.
(Миграции на юг) Увеличение древнекитайского населения в южных районах неизбежно сопровождалось усилением его культурного влияния на местных жителей, сохранивших свою прежнюю этническую и племенную принадлежность. Смешанные браки были существенным фактором культурной и этнической ассимиляции коренного населения. Но этот процесс взаимный – не случайно, например, в жилище древнекитайского населения на юге Гуандуна можно встретить черты ему не свойственные – свайные конструкции. К тому же источники зафиксировали факты сопротивления племен маней против ханьской администрации.
(Миграции на север) На севере совсем иная тенденция – нестабильность ситуации, постоянные вторжения хуннов, с 2 в. – синьби, цянов и включение территории северных провинций в состав этих государств стали важней причиной оттока древнекитайского населения из этих районов.
Увеличение численности сюнну и цянов, проживающих чересполосно с древними китайцами имело своим следствием процесс, прямо противоположный южным районам. В северо-западных районах империи, силой, активно взаимодействующей на местное население, были кочевники.
«Варваризация» древних китайцев объясняет резкое увеличение численности кочевников через несколько десятилетий после.
Так, в 3 в. даже в долине Вэйхэ из общего числа населения в 1 млн. человек, более половины были цянами и сюнну. Таким образом, в период Хань была подготовлена почва для захвата севера страны кочевниками. В 308 г. они открыто выступили против древнекитайской империи и создали свои государства на землях, где несколько веков назад происходило формирование этнической общности хуися. В течение почти 300 лет после Среднекитайская равнина находилась в руках северных кочевников.
6. Древнекитайская этническая общность сложилась в первой половине 1 тыс. до н.э. в процессе контактов с различными народами Восточной Азии. К 3 в. до н.э. некоторые из них уже исчезли с исторической арены, потомки других покинули свою первоначальную этническую территорию. В период империи Цинь и Хань древним китайцам пришлось столкнуться как с теми группами, которые контактировали с хуися, несколькими столетиями раньше, так и с этносами, о которых они до этого времени не имели сколько-нибудь конкретного представления.
Юэчжи – первоначально обитали на территории современной провинции Ганьсу. В 176 – 174 гг. до н.э. они были разбиты своими вассалами –сюнну и вынуждены были переселиться на запад. Через несколько десятилетий большая часть юэчжи совершала нападения на владения Бактрии и Парфии. Кушаны, создавшие в 1 в. до н.э. мощное государственное образование, были одним из подразделений больших юэчжи. Та часть юэчжи, которая во 2 в. до н.э. не смогла уйти далеко на запад, переместилась в район Наньшаня. Большинство исследователей отождествляет «больших юэчжи» с греческими массагетами.
Усуни – в середине 2 в. до н.э. юэчжи, двигаясь на запад, достигли Восточного Тянь-Шаня, где столкнулись с усунями. Они занимали обширную территорию от Лобнора до Алтая и отождествляются с сарматами греческих источников.
Сюнну – не первые кочевники Восточной Азии, упоминаются в истории лишь с 5-4 вв. до н.э., но первые создали мощный централизованный союз кочевых племен.
Их происхождение дискуссионно:
М. Рамстедт: Язык сюнну отражает то состояние алтайских языков, когда тюркские языки не отделились от монгольских.
Л.Н. Гумилев: тюркоязычность сунну. Кочевники, лук и стрелы, жилище – еще не юрта, но конической формы сплетенное, в искусстве прослеживаются традиции скифского «звериного стиля», с др. – его черты связывают его с поздним тюркским кочевым миром (изображение на бронзовых бляхах сюжетов по др. мотивам эпоса тюркских народов).
В 3 в. до н.э. – формирование сюннской державы, в 1 в. н.э - из-за внутриполитической борьбы раздел государства на две части, одна из которых подчиняется Хань, другая покидает мести обитания, проходит через Евразийские степи, впитав в себя новые этнические компоненты.
Дунху – упоминаются в 3 в. до н.э. как племена, разгромившие хуннов. Позднее источники разделяют их на две группы: ухуань и сяньби. Кочевники; этнический признак – в отличие от хунну, заплетавших косички, дунху, сяньби, ухуань брили голову; обычай левирата – жена после смерти мужа переходила к сыну или брату, что в ханьском обществе рассматривалось как преступление. Покойника хоронили в гробах, сжигая при этом его личные вещи и коня. По происхождению – протомонгольские племена.
Динлины – являлись северными соседями сначала хунну, затем сяньбийцев. Их основной район расселения – от Байкала до Иртыша, могли выставить до 60 тыс. воинов. С древнейшими китайцами начинают контактировать с 1 в. н.э.; в 3-4 вв., часть их переселилась в южном направлении и принимала активное участие в событиях, развернувшихся в Срединной империи. Северная ветвь их позднее явилась одним из компонентов формирования этнической общности др. киргизов (хягасов-хакасов). Динлины – европеоиды, но в большинстве – смешанный расовый тип.
Когуресцы – обитали в Маньчжурии и на Корейском полуострове, первые контакты китайцев с ними относится к 7 в. до н.э. Позднее объединены в государство Чогон. Земледельцы – злаки, рис, свайные зернохранилища, что указывает на южный элемент в культуре когуре, разведение лошадей. Города - в горах, учитывая специфику рельефа, небольшие по размерам, защищенные крепости. Мощные стены клали из слегка обрабатываемых глыб камня – такой техники древние народы восточной Азии в ту эпоху еще не знали. Костюм: длинные присобранные внизу шальвары и длинная кофта, сверху шальвар и охваченная в талии поясом. Женские кофты двух типов – с узкими и широкими рукавами.
До 3 века на территорию их расселения ханьцы проникают сами, после государство переселяет когуреское население в пределы срединной империи, т.е. они приняли непосредственное участие в сложных процессах этнического взаимодействия, развернувш
Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 606;