ЭТНОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ ОСНОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ.


 

1. Термин «этнология» от греч. «этнос» - народ и «логос» - понятие, учение. Древние греки применяли понятие этнос к другим народам – не грекам, которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями, привычками и т.д.

Этнология – наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культуры народов мира, этнические и межэтнические процессы

Этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп. Их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

объектами науки являются этносы

Этнология изучает (предмет):

- этногенез этносов

- историческую эволюцию этносов

- современную жизнь этносов

- возможные пути развития этносов в обозримом будущем

- материальную культуру

- ритуалы, обычаи, обряды, нравы

- социальную и политическую структуру народов

- систему воспитания и поведенческие системы

- системы жизнеобеспечения различных народов

- сравнение ценностных систем этносов

- особенности межкультурных контактов

- расселение народов

- демографические процессы, происходящие в этносах

- субэтнические группы и образования

- экономико-хозяйственную деятельность этноса

- языковое поведение и его влияние на этнос

- политические вопросы

- этническое самоуправление и сознание этноса

- динамику этнических систем.

Следует различать этнологию с ЭТНОГРАФИЕЙ («графо» - пишу). Этнография, подобно этнологии, изучает народы – этносы и как народоведение совпадает во многом с этнологией. Поэтому часто употребляются как синонимы. Но этнография, при этом описательная наука, а этнология – теоретическое народоведение.

В Великобритании и США этнология развивалась под названием «социальной» или культурной антропологии.

Есть также такие смежные дисциплины как

этносоциология

этнополитология – роль эт. в политике

этнопсихология

этнолингвистика (происхожд. яз. во взаимосвязи (этнич. проц.).

 

2. Каждый этнос характеризуется совокупностью обязательных специфических признаков, которые в своей совокупности и образуют этничность.

Этничность - это форма социальной организации культурных различий.

Этнос – (греч. cfhnos – племя, народ) исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и техники, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание), фиксированных в самоназвании.

Этнос – особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос – это то, что составляет индивидуальность, неповторимость народа, то, что отличает один народ от другого.

Такая общность развивается и складывается естественно историческим путем, она не зависит непосредственно от воли отдельно входящих в нее людей и способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. Самое главное, эта общность осознаваема самими людьми, находит отражение в сознании своего единства и отличия от других общностей в наличии самоназвания или общего имени для своей группы.

Особое место среди всей этой чрезвычайно сложной иерархии человеческих объединений, занимают общности, именуемые в специальной научной литературе «этносами».

Этнос: для его употребления к определенной общности людей необходимо наличие ряда критериев (факторов):

1. этнос – это группа людей, имеющих самоназвание. Причем здесь возможны два варианта: а) когда самоназвание группы восходит к наименованию территории, на которой она проживает, т.е. является одновременно топонимом; б) когда самоназвание группы отражает ее этнический характер, т.е. является этнонимом;

2. наличие у этноса самосознания (представление об общности происхождения всех членов этноса, под которым понимается совместная историческая практика и их предков);

3. этносы должны быть отнесены к тем человеческим общностям, которые возникли не по воле людей, а в результате объективного исторического процесса, Они охватывают многие поколения людей, т.е. являются потомственными. Т.е., этнос – устойчивость;

4. взаимное различие, т.е. «МЫ – ОНИ»;

5. расовые (антропологические) признаки (не обязательно). Нередко именно эти признаки служат начальным показателем при решении вопроса об этнической принадлежности того или иного человека или группы людей, но по каким признакам выделить отдельные этносы, входящие в одну расу;

6. особенно существенное значение имеют характерные черты культуры в самом широком смысле этого слова. Эти особенности проявляются как в материальной, так и в духовной культуре:

жилища: (свайные постройки; плавучие жилища; переносные жилища-

юрты; чумы; дома-башни и т.д.); пища, семейный быт, брачные обряды,

язык, религия, народное искусство, нормы поведения, привычки и т.д.

Все эти бесчисленные компоненты культуры имеют у отдельных народов

свои характерные черты – этническую окраску и, передаваясь из поколе-

ния в поколение, образуют так называемую этническую культуру, обла-

дающую специфическим для нее стилем;

7. этнопсихология ;

8. экономические и политические факторы.

В преобладающем числе случаев антропологические типы не выступают в качестве сколько-нибудь существенных особенностей народов. Более того, нередко один этнос состоит из людей, принадлежащих к различным расам (латиноамериканские народы). При развитии этноса резкие расовые различия внутри него большей частью постепенно исчезают. Границы между «белыми», индейцами, неграми, метисами и мулатами во многих латиноамериканских странах все больше и больше стираются.

Под этничностью понимается специфические элементы материальной и духовной культуры народов, выполняющих функции объединения и разграничения этносов. Термин «этничность» пришел с Запада, где он обозначает совокупность характерных культурных черт этнической группы. Этническое предстает как результат совместной исторической практики ряда поколений людей, воплощенной в специфических материальных и духовных атрибутах этой общности и фиксированной в сознании ее членов.

Носителями этнического являются язык, культура, психика, прежде всего такие компоненты культуры, для которых характерны традиционность, устойчивость, обычаи, обряды, народное искусство, религия, нормы поведения людей среди других общностей людей.

Этническое присуще не только племенам и народностям, но и нациям, выступая в этом случае как национально-специфическое. В нации, представляющей собой сложный этносоциальный организм, этническое есть одна из сторон ее содержания. Национальное не может существовать без этнического, но и не сводится к нему.

Этникос – (греч. etnicos – свойственный народу) – выражает этнокультурное единство представителей одного и того же народа независимо от места проживания.

 

СТРУКТУРА ЭТНОСА

 

Структура этноса иерархична и включает в себя следующие уровни:

- собственно этнический, состоящий из этнических общностей и этносоциональных организмов;

- микроуровень – состоит из наименьших составных частей этнических общностей, в качестве которых выступают отдельные индивиды как носители этнических признаков и семья как наименьшая по численности этносоциальная группа;

- макроуровень (субэтносы) – общности, у которых этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, но осознающие свою этническую общность и имеющие специфические черты культуры;

- метауровень, охватывающий суперэтносы – этнические образования, сложившиеся из нескольких основных этнических общностей, но обладающие этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждая их таких общностей в отдельности (например, европейское сообщество, исламский мир и т.д.).

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСА

Классификация этносов – это распределение этносов мира в смысловые группировки в зависимости от тех или иных признаков, параметров этого вида общности людей.

ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ:

1. Географическая классификация – при ней учитывается факт географического соседства народ, отражающий совместный характер их проживания в пределах какой-либо определенной, чаще всего обширной территории. Используется для выделения условных географических регионов, в которых расселены различные народы мира – «народы Кавказа», «народы Севера», «народы Океании». Однако единой, принятой во всех странах географической классификации, определяющей основные историко-культурные регионы мира, а также границы этих регионов, не существует.

2. Антропологическая классификация – основана не на культурном, а на биологическом, генетическом родстве между различными этническими общностями. – Расы: негроидная, монголоидная, европеидная; австралоидная; более мелкая единица – антропологический тип.

3.Этнолингвистическая классификация составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения. Смысл этой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре. Отсюда понятие «языковая семья». Ученые-лингвисты выделяют 12 таких семей, охватывающих около 96% языков мира.

 

1.Индоевропейская языковая семья

- индийская группа

- иранская группа (персидский, афганский или пушту)

- славянская

- балтийская (латышский, литовский)

- германская группа (датский, шведский, норвежский, исландский, английский, идиш

- романская группа (французский, итальянский, испанский, румынский, португальский)

- кельтская группа (бретонский, валлийский в Уэльсе)

- греческий язык

- албанский язык

- армянский язык

- вымершие хеттские и тохарские языки.

 

2. Семито-халитская языковая семья (большинство мертвых

языков древнего Ближнего Востока: ассиро-вавилонский, древне-

еврейский, финикийский и др.; к живым – арабский, ахмарский –

го. и лит. языки Эфиопии; хамитская языковая семья – языки

народов Африки – берберский, кушитские и вымерший древне-

египетский язык + язык хауса в Центральной Африке и чадские

языки.

 

3. Уральская языковая семья

- финно-угорская языковая группа (коми, мордва, марийский,

удмурдский, эстонский, венгерский, финский)

- самодийские.

 

4. Алтайская языковая семья

- тюркские языки (азербайджанский, туркменский, узбекский,

казахский, киргизский, турецкий, алтайский, тувинский, хак-

касский и др.)

- монгольские – бурятский, калмыцкий, монгольский

- тунгусо-маньчжурская – Восточно-Сибирск. – звенкийский, нанайский

- корейский

 

5.Палеоазиатские языки

- чукотский

- корякский

 

6.Тибето-китайская языковая семья

- китайский, тибетский

- сиамский, бирманский

 

7.Австро-азиатская языковая семья

- мунда (Индокитай)

- дравидский (Индия, Цейлон)

 

8.Малайско-полинезийская языковая семья

- гавайский, Самоа,Маори

 

9.Африканская языковая семья

-языки банту, суданские языки, бушменские, готтентотские

 

10.Эскимосо-алеутская языковая семья

 

11.Языки индейцев Америки (не меньше 200)

 

12.Языки Австралии.

 

4. Хозяйственно-культурная классификация.

Под ХКТ понимают определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях.

Различия между хозяйственно-культурными типами касаются в основном занятий большинства населения – промыслов, сельского хозяйства, ремесел, а также орудий труда, пищи, жилища, средств передвижения, утвари, одежды и других элементов материальной культуры. В области духовной культуры различия между ХКТ проявляются, главным образом, в тех обычаях и традициях, особенностях изобразительного искусства, верований, культов и фольклора, которые наиболее ярко отражают формы труда и быта при тех или иных ландшафтно-климатических условиях.

1. Первобытное общество: присваивающих ХКТ – бродячие охотники и собиратели, охота и рыболовство.

2. Производящий ХКТ – мотыжное (ручное) земледелие и животноводство.

3. Плужное (пашенное) земледелие с использованием тягловой силы, кочевое скотоводство.

При капитализме ХКТ предыдущих эпох постепенно разрушаются, видоизменяются и входят в состав новых зональных экономических и культурно-бытовых комплексов.

 

ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ НАРОДОВ

Под этногенезом понимается процесс возникновения и происхождения стадий развития этнических общностей. Этногенез связан с образованием языка, становлением культуры, формированием самосознания, сопряжен с процессом взаимодействия человеческих рас. Имеется достаточно оснований считать, что уже 10 тыс. лет назад существовали этносы, хотя, конечно, мы знаем об их истории очень мало, больше догадываемся. Первым по времени объединением людей, которое обычно определяют как этнос, является племя.

Если считать правомерной гипотезу о едином культурном центре происхождения человечества, то в самом начале своей истории человечество представляло собой группу людей, однородную в расовом, этническом, социальном и других аспектах. С увеличением численности людей они расселялись по новым территориям, приспосабливались к новым географическим и климатическим условиям, следствием явилось изменение исходного антропологического типа, различия в языке, ХКТ и т.д.

Этническими процессами называют процессы, при которых происходит изменение различных компонентов этноса: отдельных элементов духовной и материальной культуры, языка, социального строя, самосознания.

Этнические процессы делятся:

по форме: эволюционная (при этнотрансформации) - изменение некоторых

по содержанию: этнические процессы подразделяются на две основные типологические группы:

1. этническое объединение

a. – этническая физия – процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку, культуре, в единый, более крупный этнос;

b. – этническая консолидация – внутреннее сплочение более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами;

c. – этническая ассимиляция растворение самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа;

d. – этническая конвергенция – взаимодействие внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов, которое приводит к формированию суперэтноса. Характерна для политиэтнического государства – Римская, Российская империи.

3. этническое разделение

o – этническая парциация – разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым. Из древнерусского – украинцы, белорусы, русские.

o - этническая сепарация – отделение от этнической общности сравнительно небольшой части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Например, английские пуритане, переехав в Северную Америку стали основой североамериканского этноса, а английский каторжники и ссыльные – основой австралийского.

 

ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА ГУМИЛЕВА

 

3.Пассионарная теория этногенеза.

Гумилев исходит из того, что ни один этнос не вечен. История человечества свидетельствует, что из народов, процветавших 5 тыс. лет тому назад, не осталось ни одного. Из тех, кто творил великие дела за 2 тыс. до н.э. уцелели лишь жалкие осколки немногих. Те же кто существовал в 10 в., по большей части еще живут, хотя и весьма изменившись. По-видимому, этносы и в дальнейшем будут проявляться и исчезать. Как и почему это происходит – центральная проблема этногенеза.

По Гумилеву этнос – биосоциальная общность, она есть порождение и часть биосферы и одновременно продукт социальной эволюции. Этносы рождаются, живут и умирают не столько по социальным, сколько по естественным законам природы: толчок – подъем – перегрев – упадок – затухание. Длительность каждого из этих процессов – 1200-1500 лет.

Концепция пассионарности, связывающая смену фаз этногенеза с изменением уровня пассионарного напряжения системы. Пассионарность является эффектом энергии живого вещества биосферы, проявляющимся в повышенной активности этнических компонентов. Следовательно, правомерно говорить об этногенезе как о процессе, движущимися силами которого являются природные биосферные факторы.

Гумилев также выделяет три основных исторических типа этногенеза:

- палеоэтногенез – формирование этносов разных метаэтнических общностей, т.е. групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германские, славяне, тюрки), этнорасовые (Лат. Америка), этнокультурные и этнополитические формы палеоэтногенеза;

- мезоэтногенез – возникновение этносов типа народностей, т.е. этносов, находящихся на стадии между племенами и нациями. Совпадает с образованием раннеклассовых государств, на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций;

- неогенез – этногенез нового и новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (евр. Переселенцы), так и мест. этнические гр., находящихся на разных стадиях этногенеза.

 

ЭТНИЧЕСКИЕ И МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Племя – объединение родов на основе кровного родства и общей территории, связанных между собой общими чертами культуры и сознанием общего происхождения.

Особенность пленной организации – она состоит из родственников – близких, дальних и очень дальних. Это своеобразная сверхсемья.

Народность – складывается на основе смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя и появления государства. Государство создавалось как на базе одного союза племен, так и на основе нескольких племенных объединений. Народность отличается от племени тем, что это не брачно-родственная связь. А территориально-политические связи, складывающиеся в пределах государства.

Народность – исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. Первые народности сформировались в рабовладельческую эпоху (древнеегипетская, древнеэллинская). Широко этот процесс развернулся в период феодализма (древнерусский, польский т.д.).

Нация – с развитием капиталистических отношений и усилением экономических и культурных связей исчезает характерная для народностей хозяйственная разобщенность, происходит превращение их в нации.

Преодолеть барьер от народности к нации возможно только в том случае, если численность народности будет превышать 100 тыс. человек.

Субэтносы – часть этноса, расселенная на определенной территории и обладающая в силу этого культурной и языковой спецификой и элементами общего и этнического самосознания (казахи, русские поморы).

Субэтносы могут выступать в различной форме – как этнографические группы, живущие на определенной территории, как сословия, как конфессиональные общины и т.п.

Этнографические группы – территориальные части этноса, отличающиеся локальной спецификой разговорного языка, культуры, быта (особое наречие или говор, религиозные различия и т.д.), имеющие иногда самоназвание и двойственное самосознание – саксонцы, баварцы, на Украине – гуцулы, лемки и т.д.

Этническая группа – часть (осколки) этноса (племени, народности, нации), которая в силу ряда причин отделена от ядра этноса и функционирует вне его, в инонациональной среде (национальные меньшинства) – русские в ближнем и дальнем зарубежье.

Национальные меньшинства – часть народа, проживающая оторвано от его основного массива в инонациональной среде, но ощущающая с ним родство и связь по самоназванию, языку, культуре и некоторыми другими чертами национальной (этнической) специфики.

Метаэтническая общность – группа этносов, сложившихся в результате их этногенетической близости или длительного культурного взаимодействия и политических связей (славяне, германцы, тюрки, арабы), этноконфессиональных (мусульмане, православные народы), этнополитических (британцы, латиноамериканцы), этнокультурных (народы Кавказа, Поволжья, Сибири).

Суперэтническая общность – межэтническая система, возникающая обычно в границах полиэтнического государства на базе политического и культурно-исторического единства – иначе «цивилизация», культура, мир.

Российская цивилизация, исламский мир, византийская культура.

 

ЭТНОГЕНЕЗ (ЭТНОС) И ПРИРОДА

4.Географическая (природная) среда является необходимым условием возникновения и формирования и функционирования этноса, и ее изменения оказывают существенное влияние на собственно этнические процессы. В истории каждого этноса можно найти конкретные свойства существенного влияния на него географической среды. Этносы непосредственно и тесно связаны с природой через свою хозяйственную деятельность. Большинство племен и народностей древности и средневековья вписывались в ландшафт, не пытаясь его изменить. Связь сложившихся этносов с вмещающими их ландшафтами проявляются в приспособлении этнического коллектива и его хозяйственной деятельности к определенным условиям.

Если ландшафт меняется вследствие резкого климатического изменения, то этнос, теряя привычные условия, истощается, численность его сокращается и, возможно, либо его вымирание, либо миграция в поисках привычных условий.

Одноландшафтные территории, например, сибирская тайга, внутренняя часть Австралии, саванны, тропические леса и т.д. никогда не были местом возникновения этносов.

Однородный по ландшафтам регион стабилизирует обитающие в нем этносы, разнородный – стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований.

Антпропогенное воздействие на ландшафт (др. египтяне перестроили долину Нила для оросительных систем) можно рассматривать как адаптацию новой популяции, находящейся в динамическом состоянии, т.е. популяции слагаются в этносы.

Предметы воздействия природных условий можно обнаружить в различных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предметов быта и кончая самими именами народов – этнонимами, на некоторые стороны духовной культуры и психического склада этноса, этнического самосознания (береза – у русских, сакура – у японцев), Волга - у русских, Днепр – у украинцев становятся символами этнической принадлежности.

Однако, не следует преувеличивать роль географической среды на этнос: далеко не все народы одинаково используют различные возможности, предоставленные одними и теми же географическими ландшафтами для существования людей. Это потому, что огромное влияние на этнос уровень социально-экономического развития.

Влияет на этногенез и общественная организация социума.

 

 

Список литературы.

1. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

3. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.

4. Тавадов Т.Т. Этнология. М., 2002

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные признаки понятия «этничность».

2. Иерархична ли структура этноса, если да, то какие уровни включает?

3. Термины «этнология» и «этнография» одинаковы? Или существует разница между ними?

4. Сколько классификаций существует у этноса?

5. Что такое ХКТ? Какие различия сущестуют между ними?

6. Что такое «языковая семья»? Назовите несколько языковых семей.

 

Для закрепления полученных знаний, представлено тестовое задание:

1. Что такое форма социальной организации культурных различий,

А) этнос

Б)этничность

В) этнология

Г)этногенез

2. Что такое этнология?

А) наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культуры народов мира, этнические и межэтнические процессы

Б) этнокультурное единство представителей одного и того же народа независимо от места проживания

В) форма социальной организации культурных различий

3. Какое из понятий не входит в виды классификации этносов?

А)географическая

Б) антропологическая

В) лингвистическая

Г) этнолингвистическая

4. Этногенез – это:

А)исторический процесс происхождения народа (этноса);

Б) исторический процесс и эволюция человека;

В)исторический процесс происхождения и развития письменности;

5. Ойкумена-это:

А) территория, заселенная китайцами;

Б)территория, освоенная и заселенная человеком;

В)прибрежная часть материка;

6. К этническим признакам относится:

А)общность территории;

Б)Общий цвет глаз;

В)классовая принадлежность;

Г)общность цели;

7. К этническим самоназваниям китайцев относятся:

А) китайцы;

Б)циньжень;

В) мэнгужэнь;

Г) ханьжэнь;

 

ПРИРОДНО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА И ЕЕ РОЛЬ

В ФОРМИРОВАНИИ КИТАЙСКОГО ЭТНОСА

 

 

ПЛАН

2. Общие сведения о Китае.

3. Рельеф.

4. Климат.

5. Природные ресурсы

 

1. Общие сведения.

 

Китай – третья по величине страна в мире после России и Канады – 9,6 млн. кв.км. Его территория отличается большим разнообразием рельефа и климата. Если на востоке и юге Китай выходит к Тихому океану,- протяженность его береговой линии достигает 18 тыс. км,- и здесь имеются обширные низменности с влажным, а на юге – тропическим климатом, то на западе Китая располагаются огромные пустыни, самые высокие в мире плоскогорья и горные хребты. На севере же территория Китая охватывает безбрежные монгольские степи и вплотную примыкает к просторам Сибири с ее дикими лесами и морозами.

Китай имеет общую сухопутную границу почти со всеми крупными государствами Восточной Азии – Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Индией, Непалом. На юге граничит с Бутаном, Мьянмой, Лаосом, Вьетнамом; на северо-востоке – Кореей. На море Китай граничит с Японией и Филиппинами.

Нынешняя политическая граница Китая – результат территориальной экспансии Китайского государства в последние несколько столетий. В историческом и культурном отношениях более существенна граница, прочерченная по территории Китая Великой китайской стеной, построенной в 3 веке до н.э. при императоре династии Цинь Шихуанди, для обороны от воинственных кочевых соседей.

Именно Великая китайская стена на протяжении многих столетий служила рубежом, отделяющим область распространения китайской цивилизации – Внутреннего Китая – от сопредельных территорий. В пределах этой стены до сих пор проживает подавляющее большинство китайского населения, и Внутренний Китай соответствует названию, кое дали другие китайцы своему государству – Чжунго или Срединное государство.

В административном отношении Китай делится на провинции (а они – на уезды), автономные районы и города центрального подчинения. Большинство провинций Внутреннего Китая представляют собой особые историко-культурные образования и даже имеют свои диалекты.

Города центрального подчинения – Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Гонконг – не входят в состав провинций.

Провинция Административный центр
Северо-восточный Китай
Хейлунцзян Харбин
Цзилинь Чанчунь
Ляонин Шэнъян
Северный Китай
Хэбэй Исицзячжуан
Шаньси Тайюань
Авт. район Внутренняя Монголия Хух-Хото
Северо-Западный Китай
Шеньси Сиань
Ганьсу Ланьчжоу
Авт.район Нинся-Хуэй Инчуань
Цинхай Синин
Авт. район Синьцзянь Урумчи
Восточный Китай
Шаньдун Цзинань
Цзянсу Нанкин
Аньхой Хэфэй
Чж э цзян Ханчжоу
Цзянси Нань Чан
Фуцзянь Фучжоу
Тайвань Тайбэй
Центральный Китай
Хэнань Чжэнчжоу
Хубэй Учан
Хунань Чанша
Юго-Западный Китай
Сычуань Чэнду
Гуйчжоу Гуйян
Юньнань Куньмин
Авт. район Тибет Лхаса
Южный Китай
Гуандун Гуанчжоу
Авт.район Гуанси Нанькин

 

Рельеф.

Рельеф Китая на редкость многообразен. Китайская цивилизация зародилась в среднем и нижнем течении Хуанхе так называемой Срединной равнине и достигла расцвета в плодородных низовьях другой великой реки Китая – Янцзы. Именно в этих районах отмечается наивысший уровень развития того типа высокопродуктивного интенсивного земледелия, главным образом, рисосеяния, который составил характерную черту традиционного уклада китайцев и экономическую основу китайской цивилизации. Тем не менее, более двух третьей территории нынешнего Китая занято горами, и именно горные массивы оказывают наибольшее влияние на формирование климата, транспортной сети и расселения жителей.

Доминирующее положение в рельефе Китая занимает Тибетское нагорье, высота которого превышает 4000 м над уровнем моря. Его западной границей служит Гималайский хребет с самым высоким пиком мира – Джомолунгма. На северо-западе нагорье ограничено горами Кунь лунь, которые представлялись древним китайцам прообразом мировой горы. К востоку от Тибета расходятся несколько горных хребтов, перерезающих территорию внутреннего Китая в широтном направлении и образующих отдельные природные области страны. Один из этих хребтов – Цинь линь, который располагается между реками Янцзы и Хуанхэ, и служит естественной границей между Северным и Южным Китаем. Хребет Нань линь разделяет Южный и Центральный Китай.

Хребты Большой Хинган в Маньчжурии, Хэншань – в Северном Китае и Юньнань – Гуйчжоуское плато на северо-западе расположены в меридиональном направлении и линия, проведенная от Большого Хингана к Юньнаньгуйчжоускому плато, составляют естественную границу Внутреннего Китая.

Во Внутреннем Китае находятся почти все китайские равнины, занимающие лишь 12 % территории страны – Северо - Китайская равнина и равнина нижнего течения Янцзы, Северо-Восточная (Маньчжур.) равнина с площадью 350 тыс. кв. км.

В северо-западной части Китая располагается Лессовое плато. Лессовая почва легко поддается обработке – поэтому здесь находится один из древнейших очагов земледелия в Восточной Азии. Многие местные жители – крестьяне, ввиду отсутствия древесины и камня, живут в пещерах, вырытых в склонах лессовых холмов и порою заводят огород.

Горы составляют неотъемлемую часть пейзажа равнинного Китая. С доисторических времен горы в Китае почитались как места обитания божеств, а позднее – как скопления чистейшей энергии. Земли, способные оказывать благоприятное воздействие на окружающую местность. Они считались вратами в мир блаженных небожителей и прообразом животворящей Утробы Мира. С древности в Китае даже своя география священных гор, где главная роль отводилась «пяти знаменитым пикам», символизировавшими четыре стороны света и центр мироздания. Южный пик - гора Хэншань в провинции Хунань - получили прозвание «самой благодатной из пяти гор» за обилие благоухающих трав и цветов на ее склонах. Большая часть Китая на юге и юго-востоке, а также о. Тайвань и Хайнань тоже покрыты невысокими горами, сплошь поросшими лесом и кустарниками.

Основные реки Китая тоже текут с запада на восток, что дало основание древним предкам китайцев сочинить миф о том, как столпы, поддерживающие небесный свод, однажды накренились, отчего Земля наклонилась и с тех пор все воды на Земле текут на Восток.

В Северном Китае главная водная артерия – р. Хуанхэ или Желтая река (из-за цвета вод, содержащих большое количество песка и ила). Вытекает из Тибетского нагорья, проходит через глубокое ущелье так называемые «Драконьи Арата», а затем делает излучину в районе лессового плато, а затем несет свои воды через Северо - Китайскую равнину в Желтое море. Ложе реки из-за оседающего на нем лесса непрерывно поднималось, в нижнем течении оно уже давно находится на 6-7 м выше окружающей местности, что служило причиной постоянных разливов Хуанхе. Поэтому китайцам с древних времен приходилось строить дамбы по ее берегам, но вплоть до нынешнего столетия никакие меры не спасали окрестных жителей от регулярных наводнений. В последние столетия Хуанхэ разливалась в среднем каждые два года из трех, причем особо страдали Северные районы. В настоящее время благодаря целой системе гидротехнических сооружений Хуанхэ надежно укрощена, хотя ее ложе выше окружающей местности на целых 50 м.

Самой длинной (5800 км) и важной в хозяйственном отношении – р. Янцзы (Чанцзян) – Длинная река. Она тоже с Тибета берет свой путь, затем с запада на восток пересекает центральные области Китая, орошая на своем пути почти два млн. кв. км. Благодаря системе естественных резервуаров, в роли которых выступают великие озера Дунтунху и Поянху, Янцзы не угрожает жителям Центрального Китая большими наводнениями. На начальном отрезке своего среднего течения Янцзы протекает через Сычуаньскую котловину – одну из житниц Китая. Нижнее течение реки является наиболее развитым густонаселенным районом Китая, где традиционно выращивалась большая часть риса, производимого в стране, сосредоточены центры шелкоткацкого производства, и процветает торговля.

Между Хуанхе и Янцзы имеется еще одна река – Хуайхэ. В наше время она выглядит как цепь резервуаров, вода из которых почти полностью забирается на нужды ирригации.

Крупнейшая река Южного Китая – Сицзян, которая в отличие от других рек полноводна и судоходна, и известна под названием Чтуцзян (Жемчужина) и ее устья два главных города Южного Китая – Гуанчжоу и Конгконг.

Северный Китай беден водой, и засухи здесь не редкость. Помимо Хуанхэ, хозяйственное значение имеет река Хайхэ, которая образуется из слияния пяти рек в районе Тяньцзиня. Главными реками на северо-востоке Китая является Ляохэ, Сунгари – правый приток Амура.

Кр. Озера К-Дунтинху и Поянху – находятся в его центральной части и являются частью водной системы Янцзы. На Срединной равнине – в сердце китайской цивилизации - озер нет.

Побережье Китая в северной части – пологие пляжи с отмелями. На юге береговая линия весьма изрезана и здесь имеется немало удобных гаваней. В территориальных водах Китая насчитывается до 5 тысяч островов, среди которых выделяются Тайвань и Хайнань. Крупный морской архипелаг – острова Пэнхуледао.

 

3. Климат

Климат Китая не менее разнообразен, чем его релье<



Дата добавления: 2020-03-17; просмотров: 777;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.062 сек.