Тема 3.1. Познание: структура, уровни, виды, функции. Гносеологическая проблематика в истории философии.
План:
1. Познание: структура, виды, функции.
2. Ступени чувственного и рационального познания.
3. Познание как процесс.
4. Основные гносеологические понятия.
5. Гносеологическая проблематика в истории философии.
6. Гносеология в контексте корпоративного образования ПАО «Газпром».
1.
Познание — это процесс приобретения и развития знания, осуществляемый на основе практической деятельности человека. Познавательная деятельность человека имеет следующую структуру: 1) субъект – тот, кто познает. В качестве субъекта могут выступать: индивид, социальная группа, человечество в целом; 2) объект – то, что познается, познаваемый фрагмент действительности. Объектами познания могут являться: природа, общество человек; 3) предмет – часть познаваемого объекта. Например, студент изучает устройство газотурбинной установки (ГТУ), а конкретнее – принцип работы камеры сгорания. В данном случае субъектом познавательной деятельности будет студент, объектом познания – ГТУ, а его предметом – камера сгорания. Помимо субъекта, объекта, предмета познания можно выделить следующие его элементы: 4) методы – способы, с помощью которых субъект познает предмет. Наблюдение, измерение, классификация – примеры методов познания; 5) истина – цель познания, соответствие полученных знаний действительности.
Можно выделить следующие формы познания: 1) обыденное - формируется на основе жизненного опыта; 2) мифологическоеформируется не на основе прочтения древнегреческих мифов или мифов древнего Египта, как можно было подумать, а на основе некритического осмысления действительности вследствии слабого развития саморефликсии. Об «идолах», господствующих в нашем сознании писал Ф. Бэкон: «идол пещеры», «идол рода», «идол театра» и так далее; 3) художественное - в качестве основы познания выступают продукты художественного творчества: художественная литература, фильмы, музыка, изобразительное искусство); 4) религиозное - в качестве основы – Священные книги. Наиболее известные из них – Тора, Библия, Коран); 5) научное - основа – научная литература. Научное познание бывает естественнонаучным, когда объектом познания является природа, социальным– общество, гуманитарным– человек, техническим – техника; 5) самопознание – когда субъект и объект познания совпадают; 6) чувственное познание— это такое познание, которое осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния; 7) рациональное познание осуществляется на основе разума, мышления. Мышление — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения в действительности.
Заметим, что все перечисленные нами формы познания взаимосвязаны. Например, человека можно познавать не только с помощью научных методов, но и художественными средствами, посредством религиозного опыта. Наконец, познавать человека, других людей можно на основе самопознания. Человека познают как на основе чувств, так и на основе мышления.
Познание играет большую роль в жизни человека. Во-первых, на основе познавательной деятельности формируется мировоззрение человека, его стратегия взаимодействия с миром. Благодаря познанию человек не только адаптировался к окружающей среде, но и приступил к ее преобразованию. Познание и жизнь человека фактически одно и тоже: жить означает познавать.
Во-вторых, на основе самопознания у человека формируется самооценка, критический подход к себе как залог саморазвития, физического и духовного самосовершенствования.
Таким образом, познавательная деятельность имеет достаточно сложную структуру. Ключевым элементом в этой структуре является сам человек: именно человек как субъект познания выбирает объект, научно-методологическими средствами вычленяет предмет с целью достижения истины. В зависимости от объекта познания и методов познания выделяют различные формы познания, среди которых ведущее место занимает самопознание.
Чувства человека являются тем «мостиком», который связывает его с окружающим миром. Именно чувства доставляют информацию, которая потом обрабатывается разумом.
Ступени чувственного познания
1) ощущение - отражение в сознании человека отдельных
сторон, свойств предметов, а также внутреннего состояния организма. Например, ощущение вкуса яблока (садкое, кислое или кисло-сладкое), ощущуние боли, утраты. Если мы возьмем ручку, то возможные ощущуния – твердость, теплоты, гладкости этой письменной принадлежности;
2) восприятие - целостный образ предмета, непосредственно
данного в живом созерцании. Посмотрим на яблоко – и получим полное его восприятие: цвет (красный, зеленый), форму (круглое), размер (большое, маленькое, среднее), состояние (свежее, несвежее, целое или нецелое). Аналогично – с ручкой. Когда мы смотрим на ручку, мы видим ее цвет, размер, форму;
3) представление - обобщенный чувственный образ предмета,
воздействовавший на органы чувств в прошлом. Мы съели яблоко. Что о нем осталось в нашем сознании? Представление о том, какое оно было: круглое, большое, вкусное, только что сорванное с ветки.
Мы закончили писать, ручку убрали в сумку. У нас в сознании остался образ ручки: ее размер, цвет, форма.
Относительно чувственного познания отметим следующее.
Во-первых, природа дала человеку столько чуств, сколько ему нужно, и в такой степени развития, в которой необходимо ему для нормальной жизнедеятельности. О достоинствах и недостатках сверхразвитых чувств – в американском фильме «Без чувств».
Во-вторых, если человек теряет один орган чувств, то обостряется другой.
И, наконец, в-третьих, представление – это та ступенька познания, которая связывает чувственное познание с рациональным познанием, абстрактным мышлением.
Ступени рационального познания:
1) понятие — форма мышления, отражающая закономерные
связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закреплены
в определениях. Например: яблоко – это фрукт, ручка – это письменая принадлежность, состоящая из стержня, наполненного черниалами и остова.
2) суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления,
процессы деятельности, их свойства, отношения. Суждения закрепляются в определениях. Суждения могут что-либо утверждать, то есть быть утверждающими, или что-либо отрицать, то есть быть отрицающими. Например, яблоко – это не овощь, яблоко растет на дереве, ручка – это письменная принадлежность;
3) умозаключение - форма мышления, посредством которого
из раннее установленного знания выводится новое знание.
Суждение первое: все фрукты растут на деревьях. Суждение второе: яблоко растет на дереве. Умозаключение: следовательно, яблоко – это фрукт, а не овощь.
Умозаключение играет большую роль не только в исследовательской, но и в профессиональной деятельности. Умение делать правильные, логические умозаключения – одна из задач следователя.
Возможные и ложные умозаключения. Умозаключение будет ложным, если одно из суждений не будет соответствовать действительности.
Приведем пример. Суждение первое: все мужчины служат в армии. Суждение второе: Иванов – мужчина. Умозаключение: следовательно, Иванов тоже будет служить в армии.
Ошибка содержится во втором суждении. Не все мужчины служат в армии. Согласно ФЗ «О воинской службе», призыву в ВС РФ подлежат мужчины, достигшие совершенолетнего возраста, годные по состоянию здоровья, получившие полное общее среднее образование.
Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение – это такое умозаключение, при котором мысль движется от частного к общему. Иначе говоря, от фактов к выводу. Пример индуктивного умозаключения: у меня повышенная температура тела, озноб, болит горло. Следовательно, я болен.
В дедуктивном умозаключении – наоборот: мысль движется от общего к частному,от факта к предполагаемым выводам, гипотезам. Поэтому этот тип умозаключения называют еще гипотеко-дедуктивным. Например: у меня утром не заводится автомобиль. Это факт. Почему? Первое предположение (гипотеза): сел аккумулятор. Вторая гипотеза: вышла из строя система зажигания. Третья: сломался бензонасос.
Более подробно об абстрактном мышлении, о правилах правильного, непротиворечивого логического мышления можно прочесть в учебниках по логике. Можно порекомендовать учебник по логике В.И. Кириллова, предназначенного для средних профессиональных учебных заведений.
Таким образом, познание представляет собой сложную динамическую систему, в которой чувственные компоненты связаны с абстрактным мышлением. Познание - это процесс, который осуществляется на основе практической деятельности человека.
Не стоит думать, что познание осуществляется так: вначале человек познает на основе чувств с помощью ощущений, восприятий, представлений, а затем переходит к рациональному познанию, осуществляемому с помощью мышления, включающего в себя понятия, суждения, умозаключения. Это слишком схематическое представление, и оно ошибочное. На самом деле познавательный процесс напоминает мытье рук, когда одновременно задействованы обе руки, то есть два типа познания – чувственное и рациональное.
Познание - это процессуальная деятельность человека. Можно сказать, что всякое познание есть движение от незнания к знанию. С точки зрения процессуального подхода познание осуществляется следующим образом.
Первая ступень познавательного процесса – это обнаружение и формулировка проблемы. Проблемойназывают сложный и противоречивый вопрос, который требует разрешения.
Второй ступенью в познании является выработка гипотезы. Гипотеза – это научно обоснованное предположение, которое требует проверки, то есть верификации.
Третья ступень познания – сама процедура проверки, или верификация. Не все гипотезы можно верифицировать. Например, нельзя верифицировать гипотезу о существовании Бога. В связи с этим гипотезы подразделяют на верифицируемые, то есть те, которые можно проверить, экспериментально доказать, и неверифицируемые, то есть на те гипотезы, которые доказать невозможно.
Если гипотеза доказывается с привлечением большого количества фактов, то она становится теорией. Теория – это высшая форма организации теоретических знаний.Теория состоит из верифицируемых гипотез.
Если гипотезу доказать невозможно, то в этом случае можно говорить о концепции. Концепция – это форма организации теоретических знаний, представляющая собой совокупность взаимосвязанных идей и взглядов, которые несут в себе ярко выраженную печать авторской индивидуальности.Проще говоря, в концепции больше, чем в теории выражено мировоззрение субъекта познания, его ценностное отношение к миру. Концепция, как правило, состоит из неверифицируемых гипотез.
Формулировка проблемы, выработка гипотез, их верификация осуществляется с помощью определенных приемов, правил и способов познания, то есть методов. Метод – это система строгих правил и предписаний, позволяющих исследовать объект. Например, объект можно исследовать с помощью наблюдения, измерения, сравнения.
Целью всякого познания, как уже говорилось, является истина.Истину можно определить как знания, которые соответствуют действительности.
Таким образом, познание как вид процессуальной деятельности включает в себя обнаружение проблемы, ее формулировку, затем – выработку и проверку (верификацию) гипотез. Познавательный процесс осуществляется на основе методов. Цель познавательного процесса – получение истины, а методы – ее средства. Концепцию и теорию можно рассматривать как формы выражения истины.
Гносеология как раздел философии, занимающийся изучением познания, основывается на четырех главных понятиях. Это: истина, правда, ложь, заблуждение.
Истина в структуре познания занимает важное место: она выступает в качестве цели научного исследования, и, естественно, в качестве ее результата.
Этимологию понятия истины исследовал философ П.А. Флоренский. Он в своем исследовании отмечал, что слово «истина» происходит от слова «есть», быть, существовать. Флоренский констатировал, что неслучайно слово «есть» имеет несколько значений: физиологическое – кушать и онтологическое существовать, бытийствовать. В эпоху первобытного общества так и было: есть еда – ты существуешь. Философ утверждал, что понятие истина укорена в бытии, оно глубоко онтологическое понятие.
В учебной философской литературе наиболее часто можно встретить следующее определение истины. Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Характеристики истины:
1) объективность: истина соответствует объекту, совпадает с ним;
2) динамичность: знания о мире меняются. Поэтому то, что считалось истинным в древности, не является таковым в сегодняшнее время. Например, утверждение Демокрита о том, что атом – это неделимая частица, было истинным вплоть до двадцатого века, пока не расщепили ядро атома.
В связи с динамичностью истины выделяют ее формы.
Формы истины:
1) абсолютная - полное, исчерпывающее знание о
действительности, предмете.Например: человек смертен;
2) относительная - истина, выражающая изменчивость
знаний.Например: атом – неделимая частица.
Единственным критерием истины, согласно философии марксизма, является практическая деятельность человека. Практика - активная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на преобразование действительности.
Следует отметить, что практику как единственно верный критерий истины признают не все исследователи. В истории философии существуют различные концепции. Представители классической концепции истины (Платон) трактуют истину как соответствие мыслей и высказываний действительности. С их точки зрения, критерием истины выступает чувственно воспринимаемый опыт.
Сторонники концепции когерентности (Нейрат, Гемпель) истину рассматривают как согласованность знаний. Главным критерием истины в этой концепции является согласованность, непротивореичвсть.
Релятивисткий характер истины подчеркивают приверженцы конвенциональной конепции (Пуанкаре, Полани). С их точки зрения, истина – это достигнутое соглашение между исследователями, своеобразный компромисс, существующий в научной среде. В качестве критерия истины, таким образом, рассматривается всеобщее согласие.
Сторнники прагматизма (Джеймс, Рорти) считают критерием истины эффективность знаний, их практичность. Следовательно, в концепции прагматизма истина интерпретируется как практически полезное знание.
Разные воззрения на истину были у представитлей рационализма и сенсуализма. Если сенсуалисты (Гольбах, Фейербах) критерием истины провозгласили чувственный опыт, то рационалисты (Декарт, Спинноза) – рациональное мышление, которое трактовалось ими как ясное, отчетливое.
Таким образом, в истории философии не существует однозначного определения истины. Это, в первую очередь связано с тем, что исследователи испытываеют определенные трудности в поиске основного критерия истины. Однако наибольшее количество сторонников у классической концепции определения истины.
Истина – не единственное гносеологическое понятие. Теория познания изучает помимо истины такие понятия как правда, ложь, заблуждение.
К понятию истины более близко понятие правды. Но правда не совпадает с истиной, поскольку включает моральную составляющую. Правду можно определить как соединение объективной истины и моральной справедливости. Неслучайно говорят: поступить по правде. Проблему взаимоотношения истины и правды можно рассмотреть на проблеме соотношения моральных и правовых норм.
Понятиям правды и истины противостоят понятия ложь и заблуждение. Ложь и заблуждение – это то, что не соответствует действительности. Однако между этими понятиями есть существенные различия: ложь – это преднамеренное возведение неистинных суждений в истинные, а заблуждение – непреднамеренное. Таким образом, можно дать следующие определения: заблуждение – это непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь – преднамеренное возведение неверных представлений в истину. Следовательно, критерий различения между ними – в преднамеренности.
Ложь – это не только аморальное понятие, полскольку, в конечном итоге противостоит добру, справедливости. Ложь тесно связана с обманом, жульничеством, мошеничеством, лжесвидетельствованием. Ложь, таким образом, может оцениваться и с точки зрения права, правовых норм, с позиции неправомерных действий. Например, в уголовном праве существует статья за лжесвидетельствование.
Ложь можно оценивать не только этически, то есть с позиции моральных норм, не только юридически, то есть с позиции правовых норм. Ложь можно оценивать онтологически. Одну из таких попыток предпринял А.И. Солженицын.
А.И. Солженицын в статье «Жить не по лжи!» доказал губительбность лжи, ее донтологическую сущность. Солженицын подметил, что ложь связана с насилием, насилие всегда прекрывается ложью. Пример – тоталитарные режимы в сталинском СССР и фашисткой Германии. На аморальность лжи указывал еще И. Кант, считавший, что человек всегда должен следовать морально-нравственному категориальному императиву. Следовательно, по Канту, человек всегда, при любых обстоятельствах должен говорить правду.
Современные специалисты по социальной психологи и конфликтологии, интерпретируют ложь как мощный конфликтогенный фактор, поскольку она способствует эскалации конфликта, увеличению деструктивной составляющей в конфликтных ситуациях.
Ложь является также основой манипулятивного общения. Суть манипуляции – скрытое управление, когда человека используют также, как используют вещь. Манипулятивное общение встречается в рекламах, в общении детей с родителями, в различных формах взаимодействия между людьми.
Таким образом, такие основные гносеологические понятия как истина, правда, ложь, заблуждение имеют этическое измерение. Одна из главных этических проблем – это решение вопроса: существует ли ложь во спасение, что собой представляет жизнь по правде?
Основной вопрос гносеологии или теории (философии) познания звучит следующим образом: познаваем ли мир? И если познаваем, то что лежит в основе познания?
В истории философии можно выделить следующие гносеологические концепции:
1) гносеологический пессимизм – сомнения в возможности познания мира:
А) скептицизм – мир познаваем, но не до конца, поскольку чувства могут обманывать, на них нельзя положиться, чувства могут вызывать различные ощущения - М. Монтень, Э. Роттердамский. «На вкус и цвет товарищей нет», - гласит народная мудрость.
Б) агностицизм– более сильный, чем скептицизм, вариант гнсеологического пессимизма. Агностики исходят из убеждения, мир не познаваем, поскольку человек может познать феномены – видимые явления, а ноумены – невидимые являения, которые не доступны органам чувств, он познать не может. Некоторые представители агностицизма (субъективные идеалисты) сомневались вообще в возможности познаваемости мира, видя в нем коплекс наших ощущений, деятельность нашего сознания. Иными словами: а кто сказал, что мир, который мы видим, выглядит на самом деле именно так? Кто уверен в том, что цвет, причины существуют объективно, а не являются результатом деятельности сознания? Где разница между сном и явью? Жизнь и сны – это страницы одной книги, - напишет А. Шопенгауэр. С достаточной доли уловности в сторонники агностицизма можно записать таких видных философов как Д. Юма и И. Канта;
2) гносеологический оптимизм — мир в принципе познаваем. Но как?
A) в основном с помощью чувств - сенсуалисты – Т. Гоббс, Д. Локк, Л. Фейербах. К ним можно записать эмпиристов, полагающих, что истина достижима с помощью чувственно воспринимаемого опыта. Например, Ф. Бэкон;
Б) с помощью разума - рационалисты – Р. Декарт, Г. Лейбниц, Г. Гегель. Обратите внимание: в основном математики являются сторонниками рационализма, что не случайно, так как все видят дифферернцалы, интегралы, уравнения Бернули. А кто разбирается в этом? Отсюда вывод: чувственное познание явно недостаточно;
B) с помощью интуиции – иррационалисты, интуитивисты – А. Бергсон. С позиции интуитивизма на страницах своих проиведениях выступал А.И. Солженицын. Мыслитель отмечал, что художественная интуиция - верный путь к достижению истины. При этом художественную интуицию Солженицын связывал с тунелем.
Таким образом, в философской литературе нет однозначного ответа на основной вопрос философии о познаваемости мира. Заметим, что вопрос о познаваемости мира тесно связан с онтологической проблематикой. Например, сторнники скептицизма и агностицизма основывают свои гносеологические концепции с помощью субъективного идеализма. Раз сознание человека первично, то именно оно и конструирует материальную действительность: «Я» создает «Не - Я» (Фихте). Такая философская позиция нацеливает человека, с одной стороны, на активность: «действовать! Действовать! Действовать!» (Фихте), «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас» (Макаревич), а с другой стороны, служит основанием для волюнтаризма (хрущевская кукурузная кампания, кампания «Догоним и перегоним Америку»).
Представители гносеологического оптимизма обосновывают свои позиции либо с помощью диалектического материализма (К. Маркс), либо с помощью диалектического идеализма (Гегель).
Не трудно заметить, что представители агностицизма и скептицизма «стоят» на метафизических философских позициях. Например: по Канту, я могу описать, а, следовательно, познать внешность человека: его рост, телосложение, цвет глаз и волос, то есть то, что относится к феноменальному миру. Его же духовный мир я постигнуть не могу: это ноумены. Но разве духовный мир человека, его мировоззрение не проявляется в его поведении, не материализуются, не объективируются в нем? Следовательно, феноменальный и ноуменальный миры взаимосвязаны подобно человеку, который смотрится в зеркале и видит свое отражение. Например: если студент систематически опаздывает на занятия, пропускает их по неважительным причинам то, следовательно, знания, учебная деятельность для него не являются ценностью, а самого студента можно охарактеризовать как безответственного, безволевого, безалаюерного, инфантильного человека, не реагирующего на замечания.
Отметим: подобный психологический портрет рано или поздно займет свое достойное место в характеристике, которую напишет классный руководитель этому студенту для предъявления ее в районный военный комиссариат. В свою очередь, призывная комиссия примет соответсвующее решение, распределяя призывника в ВС РФ.
Гносеология связана с профессиональной деятельностью. Поэтому знания, полученные в процессе изучения теории познания, могут быть рассмотрены в контексте корпоративного образования ПАО «Газпром».
Например, чтобы работать в структуре ПАО «Газпром», необходимо иметь ощущение гордости за выбранную профессию, воспринимать ее как нужную, необходимую, ощущать сопричасности к корпорации ПАО «Газпром», осознавать значимость своей профессиональной деятельности, представлять приницп работы ГТУ, КС, знать их понятия, устройство, понимать простые суждения, касающиеся важнейших приницпов эксплуатации.
Особую роль играет абстрактное мышление в профессиональной деятельности работника. Если у работника отсутствует абстрактное мышление, он не сможет «читать схемы», понять принцип работы ГТУ, ротора, компрессорного насоса.
В нестандартных ситуациях работник ПАО «Газпром» должен уметь быстро, гибко, логически рассуждать, делать правильные, грамотные умозаключения. Например, бысро выянить причину снижения давления в газопроводе, предпринять совевременные, адекватные действия в целях предотвращения аварийной ситуации на производстве.
О недопустимости лжи в профессиональной коммуникации можно привести в качестве примера следующий случай. Инженер дал задание сващику заварить свищ, образовавшийся в газопроводе. Сварщик сказал, что работу выполнил. Инженер не проверил. Подали газ. В результате – авария. Отсюда – выводы: 1) ложь может привести к аварийным ситуациям; 2) ложь связана с отсутствием добросовестности, исполнительности, сознательности и других духовных качеств работников.
Подведем итоги. Гносеология, или философия познания, базируется на четырех главных понятиях. Это: истина, правда, ложь, заблуждение. Главным из этих понятий – истина. Все остальные – производны от него. Неслучайно, что некоторые современные философы (например, профессор ВолГУ А.И. Макаров) предлагает рассматривать истину в качестве предмета философии.
Действительно, истина – это цель любого познания, в том числе и философского. Поскольку истина изменчива, динамична, но, с другой стороны, отражает существующую реальность, то есть объективна, выделяют две ее формы – абсолютную и относительную. Абсолютная истина, по большому счету, выступает в качестве недостижимого идеала, к которому стремится субъект познания. Познавательная деятельность есть не что иное, как взаимодействие этих двух форм истин – абсолютной и относительной.
Философские концепции трактовки истины отражают определенные ее свойства. Так, например, классическая концепция истины отражает объективность как характерную черту истины, а также абсолютную ее форму. Тоже можно сказать и о концепции когерентности, актуализирующей логичность как характерную черту аутентичного знания. Все остальные концепции, а именно - конвенциальная, прагматическая подчеркивают изменчивый, динамичный характер истины и отражают относительную ее форму.
Гносеология, как это уже подчеркивалось, тесным образом связана с гносеологией, ибо познание не только бытийствует, но и познавательная деятельность является субстанциальной основой существования как человека, так и общества. Гносеология также связана и с методологией, то есть со способами, методами познания. Гносеологическая проблематика имеет «выходы» на этическую проблематику (проблема допустимости лжи), на эстетику (искусство как художественное выражение правды), а также на логику (связь с рациональным познанием). Иначе говоря, гносеология наряду с онтологией занимает ведущее место в структуре философских знаний.
Вопросы и задания
1. Что такое познание? Какую роль играет познавательная деятельность в жизни человека?
2. Какие виды познания вам известны? Что приносит для вас познание: радость или скорбь? Свое мнение обоснуйте.
3. Почему древние греки призвали человека познавать себя?
4. Вы познаете лопатку статора как часть ГТУ. Охарактеризуйте структуру своей познавательной деятельности.
5. Познайте с помощью органов чувств ручку и опишите ступени чувственного познания.
6. Займитесь рациональным познанием ручки. Дайте характеристику основным ступеням рационального познания.
7. Что представляет собой познание как процессуальная деятельность? Как можно применить свои знания о процессуальном характере познания на практике?
8. Что общего и что различного между правдой и истиной? Почему в России стремятся не к истине, а к правде?
9. Что общего и что различного между ложью и заблуждением? Существует ли ложь во спасение?
10. В чем состоит опасность лжи?
11. Какие концепции трактовки истины вам известны? Какой из них вы придерживаетесь?
12. Какие философские позиции по основному гносеологическому вопросу вам известны? Какую философскую позицию вы разделяете? Точку зрения аргументируйте.
Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 851;