Тема 2.3. Сознание и бессознательное
План:
1. Сознание и его роль в жизни человека.
2. Свойства сознания.
3. Структура сознания.
4. Духовность как высшее качество сознания.
5. Онтология в структуре корпоративного образования ПАО «Газпром».
В первом вопросе мы рассмотрели бытие в качестве фундаментальной философской категории. Также мы выяснили, что бытие включает в себя как объективую реальность – материю, так и субъективную реальность – сознание.
Духовное бытие, или сознание – фундаментальная философская категория, которая, с одной стороны, противостоит материи, как субъективный мир противоположен объективному, а с другой стороны, сознание есть отражение материи, условие для ее преобразования, а также результат преобразования.
Сознание — это способность человека отражать окружающую действительность и себя самого в идеальных образах, создавать свой внутренний духовный мир и язык, на котором выражается его содержание.
Для того чтобы понять, какую роль играет сознания в жизни человека, что значит сознательно относится к работе, необходимо рассмотреть функции сознания.
Первая функция - познавательная: человек с расстройством сознания не способен к адекватному познанию мира. Сознание – условие и результат познания. «Что ты уставился, словно баран на ворота»? – не что иное, как констатация отсутствия у сознания познавательной функции.
Вторая функция - оценочно-ориентационная: с помощью сознания человек оценивает ситуацию и ориентируется в ней. Например, водитель ежесекундно должен адекватно оценивать дорожные ситуации и ориентироваться в них: переключать передачу, жать на педаль газа, тормоза, сцепления, крутить рулевое колесо, включать «поворотники», то есть заблаговременно предупреждать других участников дорожного движения о своих маневрах на проезжей части. К сожалению, далеко не у всех людей функционирует данная функция сознания: иначе бы не происходили дорожно-транспортные происшествия, аварии на производстве, не было бы Чернобыльской катастрофы в 1986 году, трагедии в Японии в 2011 году.
Алкоголь, наркотические средства способствуют «выключению» этой функции сознания. «Пьяному морю по колено», - говорят в этой связи в народе.
Третья функция сознания – целеполагающая: с помощью сознания человек ставит цели, выбирает средства их достижения. Вынужден констатировать, что у людей в современном обществе наблюдается кризис целеполагания. Этот кризис выражается, в частности, в том, что человек не может ответить на следующие вопросы: каковы мои цели, что я должен делать, чтобы их достичь, что я сделал для того, чтобы их достичь?
Необходимо отметить, что кризис целеполагания характерен не только для современного человека. Кризис целеполагания хорошо описал А. С. Пушкин в сказке «О рыбаке и золотой рыбке». Главный действующий персонаж этой сказки – старуха не знала, чего она хотела, то есть не могла точно сформулировать цель. Сначала она хотела, чтобы ей починили корыто. Потом – дворянкой столбовой, затем – «владычецей морской». Итог известен: старуха оказалась «у разбитого корыта». Вот и в жизни так: не можешь четко сформулировать цели – останешься «у разбитого корыта».
Четвертая функция - управленческая: человек с помощью сознания управляет своим поведением, а также действиями других людей. Подчеркнем: для того, чтобы осуществлять внешний контроль, у человека должен быть развит внутренний контроль, или самоконтроль. Человек, прибегающий к управлению с помощью «женского менеджмента» (упор на эмоции) не добьется желаемых результатов, так как не будет вызывать уважения у объектов управления.
Алкоголь, наркотические средства негативным образом влияют на эту функцию сознания: человек теряет способность к самоконтролю. « Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», - говорят в народе.
Таким образом, сознание играет важную роль в жизни человека, о чем свидетельствуют его функции. Быть сознательным работником, сознательно относиться к делу – это значит, обладать развитыми познавательными способностями (о познавательной деятельности речь еще впереди), адекватно оценивать производственные ситуации и уметь ориентироваться в них, четко ставить цели, выбирать способы их достижения, соизмерять свои возможности с действительностью, иметь развитый самоконтроль, чтобы контролировать свои действия и управлять другими людьми.
Когда мы изучали материю, то мы проходили ее атрибуты, то есть главные свойства, без которых материя не может существовать. Атрибутивными признаками, то есть главными свойствами обладает и сознание.
Первый атрибутивный признак - субъективность: у сознания всегда есть свой носитель, или субъект: индивид, социальная группа, общество. Поэтому выделяют индивидуальное, групповое, общественное сознание. Между ними – взаимосвязь: групповое сознание не только состоит из индивидуальных сознаний, но и способно оказывать на них воздействие. Аналогично обстоит дело и с общественным сознанием: оно не представляет собой сумму групповых сознаний, общественное сознание влияет как на групповое сознание, так и на сознание индивида.
Второй атрибутивный признак - предметность: сознание всегда на что-то или кого-то направлено.
Третий атрибутивный признак - идеальность: сознание – это явление, которое не относится к объективному, материальному миру. Сознание связано с духом, духовностью как таковой.
Четвертый признак - интенциональность: сознание выделяет не все предметы, а лишь определенные, придает им смысл и различную значимость. С помощью этого признака формируется ценностное отношение человека к миру.
Пятый признак - рефлективность: сознание может быть обращено на само себя, то есть человек обладает самосознанием, поскольку осознает себя, свое «Я», понимает значение своих поступков, способен нести ответственность за них. Самосознание играет важную роль: с помощью самосознания человек формирует самооценку, критическое отношение к себе, нацеливает себя на саморазвитие, развивает самоконтроль.
Шестой признак - объективируемость. Не смотря на то, что сознание относится к внутреннему, субъективному миру, оно может с помощью как устной, так и письменной речи объективироваться и становиться частью материального, объективного мира. Например, тот текст, который вы сейчас читаете, является результатом объективации моего сознания посредством письменной речи. Когда вы отвечаете на занятии преподавателю, то с помощью устной речи происходит объективация вашего сознания. Более того, любое художественное произведение (картина, литературный текст, музыка, то есть музыкальный, звуковой текст, скульптурное или архитектурное сооружение) представляет собой результат объективации сознания художника.
Седьмой признак сознания – это его связь с физиологическими процессами. Здесь необходимо запомнить следующее: сознание - не головной мозг, а высшая его функция. В частности, это выражается в том, что при повреждении определенных участков головного мозга, человек может не только потерять сознание, но и перестать быть дееспособным. Поэтому как никогда актуально звучит призыв: «берегите голову!».
В романе Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И больше века длится день») рассказывается о манкуртах, взятых в плен людях, которым выбривали голову, смачивали ее водой, одевали железный обруч, то есть воздействовали на определенные участки головного мозга, чтобы человек потерял память. В итоге получали раба, который был полностью подчинен своему хозяину, так как он не помнил своей прошлой жизни, и рассматривал рабовладельца не как похитителя своей прошлой, свободной жизни, а своего кормильца. Такой человек не поднимал восстания, не стремился убежать от своего хозяина.
В сегодняшнее время мы наблюдаем за тем, как пытаются, и зачастую успешно, манипулировать исторической памятью, общественным сознанием. Для меня цель понятна: нас хотят превратить в манкуртов, но уже в переносном смысле, то сделать из нас послушных людей, марионеток, которые потеряли связь с историческими, национальными, культурными корнями. Чтобы этого не произошло, нужно изучать историю.
Таким образом, изучение особенностей сознания позволяет нам понять, чем оно отличается от материи, а также как связано с ней. Также выявление и раскрытие содержания атрибутивных признаков сознания помогает нам узнать о важности самосознания, о механизмах и результатах объективации сознания, о важности предохранять голову как вместилище головного мозга от внешнего воздействия.
Уже изучив функции и признаки сознания, можно догадаться, что сознание представляет собой сложный феномен. И поэтому неудивительно, что оно имеет сложную структуру.
Структуру сознания необходимо разобрать для того, чтобы лучше понять его содержание, назначение, механизмы функционирования. Раскрытие структуры сознания позволит нам выявить взаимосвязь между сознанием и бессознательным.
Раскрывая структуру сознания, я буду опираться на учения австрийских психологов и философов З. Фрейда, К. – Г. Юнга, американского философа и психолога немецкого происхождения Э. Фромма, а также на взгляды современного российского философа А. А. Сычева.
Сознание человека можно представить в виде двухэтажного здания с темным, неосветленным, но большим подвалом. В образе подвала выступает бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических явлений, лежащих вне сферы человеческого разума. К бессознательному относят: автоматизмы - сложнейшие действия человека, которые первоначально действуют под контролем сознания, а в результате длительных тренировок, многократных повторений приобретают бессознательный, неосознанный характер; сомнамбулизм (лунатизм) - расстройство сознания, при котором
автоматически во сне совершаются действия; гипноз - искусственно вызываемое соноподобное
состояние, при котором торможением охвачены отдельные участки головного мозга; описки и оговорки, в которых проявляются скрытые, неосознаваемые сексуальные инстинкты. Поэтому очень часто можно услышать: « а оговорочка-то по Фрейду»!
З. Фрейд полагал, что бессознательное функционируют по принципу «хочу». Бессознательное можно представить в образе кипящего бульона, в котором «варятся» человеческие страсти и желания. Человеческие страсти, желания, эмоции, которые зачастую человек не осознает, – своеобразные ингредиенты, которых достаточно много. Но среди ингредиентов можно выделить два главных. Это: эрос – сексуальный инстинкт, творчество, созидание, жизнь и танатос –инстинкт смерти и разрушения. В людях преобладает либо первый, либо второй ингредиент.
Последователь учения З. Фрейда Э. Фромм делил людей на биофилов и некрофилов. По Фромму, биофил – это такой человек, у которого возобладал эрос. Биофил – это человек, любящий жизнь, человек творческий, самосозидающий. Биофил – это нормальный человек, в отличие от некрофилов, у которых господствует танатос. Э. Фромм в исследовании «А. Гитлер как классический случай некрофилии» показал всю деструктивную сущность подобного типа личности. С точки зрения Э. Фромма, педанта тоже можно отнести к некрофилам, так как педанты не любят жизнь, непредсказуемости, они любят покой и порядок.
Как я полагаю, А. П. Чехов в рассказе «Человек в футляре» в образе учителя греческого языка Беликова показал некрофила. Беликов не любил жизнь, так как она была непредсказуема, ее сложно было уместить в рамки. Любое проявление человеческих чувств раздражало его. А. П. Чехов отмечает, что когда Беликов умер, то он как бы нашел свое место, лежа в гробу. В гробу он был настолько же органичен, как органичны очки в футляре, - отмечал А. П. Чехов.
Бессознательное, которое З. Фрейд называл латинским словом «id», то есть оно, занимает в сознании много места. Соотношение сознания и бессознательного, по Фрейду, напоминает айсберг: малая, видимая его часть – это сознание, а большая его часть, скрытая под водой, - это бессознательное.
Первый этаж сознания З. Фрейд именует латинским словом «ego» - я. Сознание функционирует по принципу реальности. Сознание можно разделить на несколько сфер: познавательную, чувственно-эмоциональную, мотивационно-волевую Сознание блокирует, фильтрует некоторые проявления бессознательного.
Второму, верхнему этажу З. Фрейд дал латинское название «super ego” – сверх – я, или сверхсознание.Сверх-я функционирует по принципу «надо». Оно формируется в результате внешнего контроля, в первую очередь родительского, включает в себя стыд – ориентацию на внешний контроль, а также совесть – ориентацию на внутренний контроль. З. Фрейд полагал, что личность человека сформирована только тогда, когда человек перестает нуждаться во внешнем контроле, так как у него развит самоконтроль.
Сознанию человека очень трудно: «сверху» на него давит сверхсознание, реализуя принцип «надо», а «снизу» наружу лезет бессознательное – резервуар неосознаваемых и нереализованных сексуальных страстей и эмоций, стремящихся реализовать принцип «хочу». Сознание человека, или его «я» находится между «молотом» сверхсознания и «наковальней» бессознательного. Двойной гнет сознание выдерживает, по Фрейду, благодаря сублимации – переводу сексуальной энергии, питающейся в бессознательном, в творческое русло. Получается, что великие художники, писатели – это, согласно Фрейду, никто иные, как удавшиеся сублиматоры. Поэтому З. Фрейда и сторонников его учения – фрейдизма, обвиняли в «опошлении искусства», в сведении образцов мировой культуры к сексуальным инстинктам, в смешении «высокого» и «низменного». Если давать философскую оценку фрейдизму, то перед нами – редукционизм в форме органицизма, поскольку З. Фрейд сводил социальную форму материи к биологической ее форме.
Если З. Фрейд открыл индивидуальное бессознательное, и в этом состоит величайшая его заслуга перед наукой, то его ученик Карл Густав Юнг открыл коллективное бессознательное, представляющее собой совокупность архетипов, то есть коллективных образов.
К. – Г. Юнг, изучая сказания различных народов, заметил, что в них, то есть в сказках, былинах, содержатся одинаковые образы и сюжеты. Например: образ змея-врага, матери-земли, героя, который совершает различные подвиги, покидая родной край. Эти образы, согласно К.-Г. Юнгу, не что иное, как архетипы – элементы коллективного бессознательного.
Человеку свойственно мыслить и творить архетипами. Об этом свидетельствует Мамаев курган, содержащий архетип змеи (образ врага) и Родины-матери (архетип матери как земли-кормилицы).
Таким образом, изучив структуру сознания, можно сделать следующие выводы:
1) в структуре сознания большую роль играет эмоциональный компонент;
2) сознание самым тесным образом связано с познанием, со способностью к логическому мышлению: индивиды с растройством сознания не способны адекватно познавать действительность;
3) сознание включает в себя бессознательное – совокупность психических явлений, лежащих вне сферы человеческого разума. З. Фрейд считал, что оно играет очень большую роль как в структуре сознания человека, так и в его жизни.
Большинством философов духовность рассматривается как качественная характеристика сознания и как продукт деятельности человека в обществе. Имеется представление о духовном как ценностном содержании субъекта. В этом аспекте духовность рассматривается как наличие у человека разнообразных эстетических и познавательных потребностей. Однако некторые источники утверждают, что сводить духовность к наличию даже самых разнообразных эстетических и познавательных потребностей нельзя, т.к. охватываемая понятием «духовность» область исключительно хороша: она составляет сферу интресубъективности, культуры и нравственных побуждений, включает поступки и всю сферу деятельности человека и общества. Духовность можно определить и как состояние расширенного сознания, которое опережает возможности самоидентификации субъекта. Духовное сознание – это движущееся самосознание, это становление субъективного бытия. …Духовность - это лишь такая деятельность сознания, которая ориентирована на его бесконечность и целостность. … Духовность… реализуется разными путями - например, в ощущении и переживании нравственной ответственности по отношению к другому. Духовность может быть реализована в любви к ближнему, единстве «ТЫ – ОН». Это единство, в свою очередь, проявляется в обогащении сознании человека, его культурной сферы, изменении и утончении потребностей. Духовность иногда определяется как понятие, сущностно сопрояженное с творчеством… Они дополняют друг друга, образуя вместе интимную сферу работы человеческого духа. … Сама духовность может быть интрепретирована как вид творчества, так как всегда является познанием личностью своей истинной природы… Реализация духовного процесса создает в жизни человека некоторый нравственный резонанс, приводит личность к переживанию единства с его внешним бытием. Следовательно, духовностьможно рассматривать и как переживание человеком единства его внешнего и внутреннего бытия, и как установление гармонии внешнего и внутреннего. Духовность как восхождение личности, как обретение культуры открывается и решается человеком каждый раз заново… ДУХОВНОСТЬ – ЭТО ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЫСЛА. Духовное развитие представляет собой постепенное восхождение и постижение высших ценностей. Процесс духовного развития есть одновременно и процесс соотношения своих действий с нравственными и эстетическими критериями, процесс осмысливания и переживания своего бытия… Сфера духовной жизни – это не просто усвоение элементов культуры и нравственных ценностей, это, в первую очередь, осмысление и переживание личного жизненного опыта. ….Сожержание духовности объединяет МЫСЛЬ, ЗНАНИЕ и ЧУВСТВО, а сама духовность выступает как ОПРЕДЕЛЕННОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. ДУХОВНОСТЬ – ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ СВОЕГО МИРА И ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВУ, САМОМУ СЕБЕ. Духовность – это выход человека за рамки узкоэмпирического бытия, преодоление себя вчерашнего в процессе обнавления и самосовершенствования… Культура – это одна из форм проявления духовности. Духовность в культурном аспекте очень хорошо оттеняется термином «бездуховность» как антонимиом духовности.Бездуховность как понятие употребляется для характеристики образа жизни и сознания людей, отличающихся низким уровнем развития нравственности.По мнению исследователей, причина бездуховности кроется в абсолютизации научного знания, уничтожении сакральных зон, не допускающих нигилизма и ценизма, глумления над человеком, ребенком, рождением и смертью, ценностью человеческой жизни, ее пределами. Бездуховность является следствием кризиса культуры. Бездуховность сопряжена и с нравственным кризисом, проявляющимся в низком уровне этического просвещения.
Подведем некоторые итоги. Духовность в философской литературе трактуется как высшая степень развития сознания вообще и сознательности человека в частности. Наличие духовности – это главный признак личности. Духовность проявляется в развитом мировоззрении, то есть не только в наличии определенных мировоззренческих установок, но и в духовных ценностях, идеалах, принципах. Она также выражается в развитом самоконтроле, в адекватной самооценке, в критическом отношении к себе, в способности отвечать за свои поступки, действия, в умении их контролировать. Духовно развитый человек – это человек с богатым внутренним миром, нацеленный на саморазвитие, творческий рост, самоактуализацию. Наконец, духовность проявляется в том, что называют сознательностью, добростовестностью.
Духовно развитый человек не будет подвержен зависимым формам поведения. Духовность – это своего рода вакцина против того, что ведет к деградации личности, общества.
Понятию «духовность» противостоит «бездуховность», то есть отсутствие таких качеств, которые характерны для духовно развитого человека. Бездуховность проявляется в вандализации кульутуры, в нигилизме, эгоизме, в экзистенциальном вакууме: у человека нет смысла жизни, у него наблюдается кризис целеполагания (сказка А.С. Пушкина о рыбаке и золотой рыбке).
Если такие проявления духовности как добростовестное отношение к работе, стремление к самосовершенстованию, творческому росту, восстребованы на современном рынке труда, то такие проявления бездуховности как инфантилизм, безразличность, эгоцентричность, отсутствие жизненной стратегии – нет. В обычной жизни таких людей называют «быдло». Как правило, их удел – некалифицированная или низкоквалифицированная работа.
А.И. Солженицын полагал, что экономическое бытие не должно выступать в качестве системообразующего фактора социальной жизни. Только духовные скрепы, основаные на морально-нравственных нормах, способны остановить деструктивные процессы, ведущие к разрушению социального бытия. В развитии духовности Солженицын видел ключ к решению многих проблем современности.
Таким образом, изучив структуру сознания, его особенности, функции, мы выяснили:
1) огромную роль сознания в жизни человека и общества;
2) связь сознания с познанием, с физиологическими процессами (головным мозгом), что потверждает философскую позицию материальной обусловленности сознания, то есть концепцию материалистического монизма;
3) Наличие бессознательного в структуре сознания: сознание – это не только рациональное познание и мышление («цивилизация – мать технологий, а в мозгах тот же самый палеолит» - Шевчук). Большую роль в сознании играют чувства, эмоции, инстинкты;
4) Неоднородность структуры сознания объясняет диспропорцию между научно-техническим прогрессом и духовно-нравственном регрессом («Матренин двор» А.И. Солженицына).
5) Необходимо бороться с некоторыми проявлениями бессознательного в профессиональной деятельности. Например, автоматизмы – в одних случаях полезны, в других - вредны.
6) Сущность онтологической проблематики раскрывается через такие взаимосвязанные философские категории как бытие, материя и сознание.
7) Выяснили содержание понятия «сознательность»: наличие самоконтроля, преобладание внутреннего локуса контроля над внешнем, способность нести ответственность за свои действия.
Онтология как раздел философии может быть рассмотрен в контексте системы профессиональных знаний. Например, «Газпром» как компания существует, значит бытийстует, обладает бытием. В структуре бытия ПАО «Газпром» можно выделить как материальный факторы: бытие вещей первой природы (газ, нефть), второй природы (КС, ГТУ), так и духовные факторы (сознание отдельных работников, групповое сознание всех работников).
Если говорить о материальной форме бытия «Газпрома», то ее можно говорить о нисходящем ее характере. По расчтетам специалистов, запасов нефти и газа хватит еще на 80-120 лет. В связи с этим для «Газпрома» стоит остро проблема диверсификации его хозяйственной деятельности. Достаточно остро стоит и проблема изношенности магистральных газопроводов, на что указывает специальная учебная литература.
Однако не эти факторы являются системообразующими. Поскольку человек – это точка пресечения «генеративных форм бытия» (Бердяев), то в качестве системообразующего фактора бытия ПАО «Газпром» должны рассматриваться люди, то есть его работники. Поэтому на передний план должна выйти кадровая политика компании.
Говоря о кадровой политике, необходимо отметить, что «Газпром» - это не закрытая, а открытая система, поскольку компания взаимодействует с окружающей средой, то есть с социумом. Уровень развития общества, образовательный уровень индивидов, его составляющих, напрямую воздействует на кадровую политику «Газпрома». Те процессы, которые происходят в социуме, а именно: снижение образовательного уровня выпускников общеобразовательных учереждений, ухудшение их здоровья, деградация личностных качеств, не могут не оказывать влияние на кадровый состав газпромовского коллектива. Следовательно, ПАО «Газпром» должен и дальше развивать систему корпоративного образования, поскольку будущее компании зависит в первую очередь от качества кадрового состава корпорации.
Таким образом, оценивая перспективы развития (бытийствования) ПАО «Газпром», необходимо отметить следующее:
1) Бытие ПАО «Газпром», как и любое бытие, системно, а это означает, что все формы и уровни бытия взаимопересекаются, и что в этой иерархии можео выделить главный, системообразующий элемент;
2) Таким систмообразующим фактором корпорации является бытие человека – человеческий капитал. Экономические исследования показывают, что именно финансовые инвестиции в человеческий, а не в физический капитал (здания, станки, сооружения, технические агрегаты) являются более перспекктивными. Человеческое бытие, рассматриваемое как форма капитала, обладает важным ресурсом – знаниями. Знания, в свою очередь, отличаются от других ресурсов и факторов производства тем, что они возобнавляемы, не конечны;
3) Поэтому главное внимание ПАО «Газпром» должен уделять кадровой политике, развитию системы корпоративного образования, социальным программам. Именно от этого зависит будущее бытия ПАО «Газпром»;
4) Материальные факторы (формы бытия) оказывают воздействие на бытийствование ПАО «Газпром»: невозобнавляемый характер природных ресурсов (бытие вещей первой природы), изношенность оборудования, магистральных газопроводов (бытие вещей второй природы). Поэтому необходимо и дальше идти по пути диверсификации хозяйственной деятельности ПАО «Газпром», развивать ресурсосберегающие технологии, своевременно учитывать издержки, связанные с физическим и маральным износом;
5) Помимо материальных факторов, необходимо учитывать и те факторы, которые связаны с сознанием, а именно с духовностью. Компания, развивая систему корпоративного образования, должна в своих потенциальных работниках развивать не только интеллектуальные способности, давать профессиональные знания, но и формировать их личностные качества: сознательность, ответственность, самодисциплинированность;
6) В производстве необходимо учитывать фактор бессознательного. Например, в одних случаях бороться с автоматизмами («уходя, гаси свет»), а в других случаях их развивать (добросовестная исполнительность).
Основные философские категории применимы не только в контексте профессионального, но и корпоративного образования ПАО «Газпром». Если мы, например, рассматриваем устройство ГТУ, то в качестве целого будет выступать сама ГТУ, а в качестве ее частей – компрессорный насос, ротор, статор, лопатки. Размер ГТУ, ее внешний вид – это явление, а ее устройство – это сущность. ГТУ, КС вообще – это общее. Конкретная ГТУ, КС – это единичное.
Рассмотрим производственную ситуацию. Падает давление в газопроводе. Возможная причина – утечка в результате образовашегося свища на газопроводе. Если ее не устранить, то это может привести к трагическим последствиям, аварии на производстве.
Авария на производстве может произойти, то есть возможность может трансформироваться в действительность, а может (и желательно) не произойти. Однако возможность возникновения аварийной ситуации, возможные ее последствия можно минимизировать с помощью грамотной кадровой политике, своевременным проведением качественных ремонтных работ, соблюдением техники безопасности, охраны труда, грамотной организацией трудовой деятельности.
Приведем примеры, связанные с экономической теорией. Возьмем российскую рыночную экономическую систему. С одной стороны, оно – целое по отношению к отдельным хозяйствующим субъектам (фирмам, домашним хозяйствам, банкам), а с другой стороны, представляет собой часть по отношению к мировой экономической системе.
С феноменальной точки зрения деньги – это крашенная бумага или отеканенный метал с определенным номинальным значением. С ноуменальной точки зрения, деньги – это средство накопления, обмена, выражения стоимости товара, экономического блага.
О соотношении хаоса и порядка мы уже говорили, затрагивая концепцию А. Смита невидимой руки. Поэтому перейдем к причине и следствиям.
В стране – гиперинфляция. Одна из возможных ее причин – наличие большой денежной массы, находящейся в обращении. Сущность инфляции – обесценивание денег, перманентное уменьшение размера реальной заработной платы, безудержный рост цен. Последствия – уменьшение спроса вследствии сокращения реальных заработных плат, которое доложно привести к уменьшению предложения и к эскалации экономического кризиса.
Вопросы и задания
1. Что такое сознание? Какую роль оно играет в жизни человека?
2. Знакомы ли вы с кризисом целеполагания?
3. Какого человека можно назвать сознательным работником? Будет ли такой работник востребован на современном рынке труда?
4. Какими признаками обладает сознание? Какие его формы вам известны?
5. Кто такие манкурты? Может ли человек в современном обществе стать манкуртом?
6. Что напоминает сознание? Из каких элементов оно состоит?
7. Встречались ли вы в своей жизни с бессознательным и его проявлениями? Какие «плюсы» и «минусы» они содержат?
8. Почему эстеты, как правило, негативно относятся к фрейдизму?
9. Что такое духовность? Какого человека можно назвать духовно развитым?
10. Что такое бездуховность? В чем она проявляется?
11. Какой человек: духовно развитый или бездуховный будет востребован на современном рынке труда? Свой ответ обоснуйте.
12. Как онтология связана с корпоративным газпромовским образованием?
Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 999;