Под пространством в философии понимают форму существования материи, которая характеризует протяженность материальных объектов, порядок их расположения, расстояния между ними.
Главное свойство пространства – его трехмерность: длина, высота, ширина. Пространство имеет множество форм: физическое, биологическое, социальное.
Физическое пространство не только трехмерно, но и изотропно, то есть не имеет предпочтительного направления. Например, в космосе нет ни верха, ни низа, ни запада, ни востока. Но физическое пространство еще и искривляется под влиянием тяготения. Пространство нашего мира имеет положительную кривизну: почти все космические тела имеют шарообразную форму.
Биологическое пространство строго соблюдается в растительном и животном мире: дубы растут на определенном расстоянии друг от друга, существование большой численности животных в ограниченном пространстве приводит к истребительной войне между ними.
Если говорить о социальном пространстве, то можно выделить его виды – сакральное и профанное. Сакральное пространство – это центр, где находится могила (могилы) «культурного героя» («культурных героев»), святое место. В России сакральным местом является Красная площадь. Для Волгограда сакральным пространством являются Мамаев курган, Площадь павших борцов. Сакральному пространству противостоит профанное, периферийное, пространство, то есть пространство, относящиеся к обыденной жизни. Пространство ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» - пример профанного пространства.
Помимо пространства, в философской литературе выделяют еще один атрибут материи - время. Время – это форма существования материи, характеризующая длительность материальных процессов, последовательность их смены друг другом.
Главное свойство времени – его необратимость. Время невозможно повернуть вспять, нельзя вернуться в прошлое. Время обращено к будущему. В связи с этим говорят о «стреле времени».
Время, как и пространство, многообразно. Можно выделить биологическое, психологическое, социальное время.
Биологическое время. В каждом живом организме есть биологические часы. Растения, например, закрываются вечером, а открываются по утрам не по солнцу, а по своим часам. Они даже в темноте будут делать тоже самое. Человек, прилетев из Европы в Америку, будет долгое время ложиться спать в три часа дня и вставать в четыре утра.
У каждого существа свой ритм жизни: однодневный мотылек проживает свою жизнь также интенсивно, как черепаха свою за 300 лет. Сердце ласточки бьется со скоростью 200 ударов в минуту. Она живет совсем в другом времени, нежели земляной червяк.
Существуют так называемые биоритмы организма, у каждого человека они индивидуальны.
Психологическое время – это время наших внутренних переживаний. Всем известно, что когда человек что-то долго ждет, то время тянется медленно. Последняя пара в пятницу тянется дольше, чем первая в понедельник.
Социальное время, как и социальное пространство, можно разделить на сакральное, священное и профанное, повседневное время. Сакральное время – это вечность, в котором живут боги и бессмертные герои. Это время движется по кругу, то есть циклично, либо стоит неподвижно. Профанное время является как бы отражением вечности: в античности движение времени измерялось движением звездного неба – величавым круговращением светил.
В средние века время измерялось не только сменой сезонов (весна, лето, осень, зима), но и отмечалось ударом монастырского колокола. Времени было много, оно текло медленно. В конце средних веков были изобретены часы – символ убегающего времени.
С появлением часов, машинного производства, крупных городов люди стали жить совершенно в другом времени, в другом ритме – ритме машины. Наступила эпоха модерна, эпоха Нового времени.
В истории физики и философии можно встретить две точки зрения, раскрывающие проблему определения взаимосвязи между такими атрибутами материи как пространство и время. Согласно классической физике (И. Ньютон), время и пространство автономны, независимы друг от друга, представляют собой две несводимые друг другу субстанции. Поэтому в философии эту концепцию называют субстанциальной.
В соответствии с теорией относительности (А. Эйнштейн), время и пространство зависят друг от друга, образуя пространственно-временной континуум.
Когда А. Эйнштейна попросили в доходчивой форме объяснить, чем его взгляды отличаются от концепции И. Ньютона, он сказал следующее. Ньютон, - отметил Эйнштейн, утверждает, что если уничтожить планету Земля, то есть пространство, время будет существовать, как ни в чем не бывало. Я же утверждаю следующее: с уничтожением планеты исчезнет и время.
В последнее время в недрах социологии, политологии стали появляться концепции не только социального времени, пространства, но и политического времени, пространства. Попытаемся разобраться и в этом.
Мы находимся в кабинете. Это физическое пространство. И оно для нас едино. Но в тоже время мы находимся в разных социальных пространствах. Я – в социальном пространстве преподавателя: у меня – преподавательский стол, а не парта, он стоит отдельно, у меня более удобный стул. У некоторых преподавателей есть своеобразный «подиум», назначение которого – подчеркнуть более высокий социальный статус преподавателя. Вы, студенты, находитесь в другом социальном пространстве – студенческом. Таким образом, критерием выделения социального пространства – различный социальный статус индивидов, социальных групп.
Теперь поговорим о социальном времени. А.С. Панарин отмечал, что в современном обществе увеличилось значение досугового социального времени. Этому способствовало сокращение рабочего времени, увеличение времени, которое отводится на отдых или на досуг. Досуговое время не просто увеличилось, оно качественно изменилось по сравнению с прошлым веком.
Заметим, что досуговое социальное время и общество потребления, в котором мы живем, связано. Сейчас не столь важно знать, кем ты работаешь, как ты работаешь, в двадцать первом веке важно знать, где ты отдыхаешь, как ты отдыхаешь, с кем проводишь свое свободное время, что ты можешь себе позволить. От уровня потребления, которое ты демонстрируешь в досуговое время, зависит твой социальный статус.
А. С. Панарин, развивая теорию относительности А. Эйнштейна в рамках политической философии, отмечал, что социальные пространства рождают различный тип социального времени. Согласно А. С. Панарину, если для восточной цивилизации характерно цикличное время, при котором традиции воспроизводят сложившиеся экономические, политические отношения, то для западной цивилизации, основанной на инновационных технологиях, характерно коммулятивное время, или линейный тип развития.
Современные политологи говорят о политическом пространстве и времени в контексте изучения политических процессов. Для политологии важна локализованность политического процесса, который может принимать различные формы, вплоть до конфликтных. Если, например, конфликт происходит, на Ближнем Востоке, значит, необходимо учитывать в первую очередь религиозно-этнические факторы.
Политическое бытие имеет также темпоральные (временные) характеристики. Во-первых, в политике очень важно не «упустить время», адекватно реагировать на «вызовы» социальной системы, купировать конфликтогенные факторы. Упущенное время приводит к эскалации политического конфликта, к невозможности решить политическую проблему мирными средствами. Пример – ситуация в Чечне в начале 90-ых, которая привела к двум военным кампаниям.
Политическое бытие циклично: существуют избирательные циклы, компании, происходит смена поколений в политике. В политической практике есть такое понятие как «сто дней правления»: обычно подводят первые итоги пребывания на должности властвующего субъекта (президента, председателя правительства, губернатора).
Материя располагает еще одним атрибутом – движением. Движение в философии трактуется как любое изменение, любой переход из одного состояния в другое.
Движение в философском понимании отличается от трактовки движения в физике. Если в физике под движением понимают перемещение материального объекта в пространстве, то в философии – переход из одного состояния в другое. Это означает, что покойник с точки зрения физики – неподвижен, но с философской точки зрения, он двигается, поскольку не только осуществляет движение вместе с Землей вокруг ее оси и Солнца, но и его тело подвержено законам разложения, то есть внутри тела покойного происходит движение.
Ф. Энгельс предложил выделять следующие формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. В основу классификации немецкий философ положил следующие принципы.
Во-первых, каждой из основных форм движения материи соответствует свой материальный носитель. Для механической формы движения материи таким носителем будет макротело (большое тело). Например, небесное тело. Для физической – молекула, для химической – атом, для биологической – живая система, для социальной – общественный организм.
Во-вторых, высшие формы материи возникают из низших форм. Это означает, что физическая форма движения материи возникла из механической, химическая – из физической, биологическая – из химической, социальная – из биологической.
В-третьих, высшие формы материи включают низшие. Иначе говоря, физическая включает механическую, химическая – механическую и физическую, биологическая – механическую, физическую, химическую, а социальная – все предшествующие ей формы, то есть механическую, физическую, химическую, биологическую.
Следовательно, социальная форма материи (социальные группы и социальные общности, общество в целом) – самая сложная форма материи. С этой точки зрения человек как составная часть общества представляет собой сложное структурное образование. Поэтому неслучайно, что древнегреческая философия трактовала человека как микрокосм, как модель Вселенной, а виднейший представитель русской религиозной философии Н. А. Бердяев рассматривал человека как точку пересечения различных форм бытия, как некое генерирующее целое. Действительно, поскольку тело человека подчинено законам механики и физики, то человек включает в себя механическую и физическую формы движения материи. Человек также является многоклеточным биологическим организмом, и поэтому является примером биологической формы движения материи. В кмерачестве члена различных социальных групп и социальных общностей человек является составной частью социального бытия.
В-четвертых, высшие формы движения материи нельзя сводить к низшим.
Между тем, этот методологический принцип в истории философии не раз нарушался. Сведение высших форм материи к низшим образует сущность редукционизма.
Редукционизм – это методологический прием, в соответствии с которым высшую форму материи сводят к низшей форме материи. В истории философии встречаются следующие формы редукционизма: механицизм, органицизм.
Механицизм – это сведение социальной формы материи к механической. Например, французский философ Жюлен Офре де Ламеттри написал исследование «Человек-машина», в котором трактовал человека как сложную, самозаводящуюся машину. Льюис Мамфорд, американский историк, социолог и философ техники в двухтомном произведении «Миф о машине» сравнивал общество с огромной машиной, механизмом управления, а людей – с винтиками.
Рассмотрение человека и общества с позиции механицизма отображает не только системный характер социального бытия, но и поднимает проблему отчуждения человека от общества, людей друг от друга. Также механицизм как методологический принцип антигуманистичен, поскольку направлен на уничтожение индивидуального, неповторимого в человеке, на превращение человека в «винтик», в «одного из». Механицизм фактически обосновывает принцип взаимозаменяемости людей. Механицизм учит не дорожить человеком, человеческими жизнями. В этом заключается его социальная опасность.
Органицизм – эта такая форма редукционизма, при которой социальную материю сводят к биологической. Иначе говоря, отождествляют их. По моему мнению, органицизм можно разделить на позитивисткий и метафизический.Сторонниками позитивисткого органицизма являются немецкие философы девятнадцатого века – Ф. Нищше и А. Шопенгауэр, а также английский социолог и философ Г Спенсер.
Ф. Ницше полагал, что все живое объединяет одно – «воля к власти»: растения борются за место под солнцем, животные – за доминирование в стаде, люди – за право контролировать ресурсы, то есть за власть. Человек, - констатировал Ф. Ницше, - забыл об этом, и поэтому стал «больным животным». Причина его болезни – христианская мораль и культура, которая учит человека слабости, убивает в нем волю к власти. Человек должен стать сверхчеловеком, - убежден Ф. Ницше. Для достижения этой цели человек должен «встать по ту сторону добра и зла», то есть отказаться от христианской морали, чтобы стать сверхчеловеком. «Падающего – толкни», - учил Ф. Ницше. В обществе должны действовать законы естественного отбора. Выживает тот, кто силен духом. Властвовать, - значит полноценно жить, а не существовать.
Другой немецкий философ А. Шопенгауэр тоже считал, что законы естественного отбора функционируют не только в природе, но и в обществе. А. Шопенгауэр трактовал мир как арену замученных существ, на которой одно существо выживает за счет гибели другого.
Г. Спенсер аналогичным образом распространял теорию Ч. Дарвина на общество. Последователи Г. Спенсера пошли дальше: они полагали, что государство должно заботиться о развитии общества, а для этого помогать «сильным», то есть богатым.
Таким образом, позитивистский органицизм имеет антигуманистическую направленность: его представители не видят принципиальной разницы между человеком и биологическим организмом, распространяют принципы естественного отбора на общество. Ницшеанскую идею о сверхчеловеке потом использовали в своих целях идеологи национал-социализма.
Видным представителем метафизического, религиозно окрашенного органицизма, являлся А. И. Солженицын, трактовавший нации как живые организмы, живейшие образования, созданные Богом. Такая позиция позволила А. И. Солженицыну распространять этические нормы и оценки, применяемые в отношении отдельно взятого человека, на нации и общество.
Подведем итоги. Под материей понимают объективную реальность, которая существует независимо от сознания человека, но отображается им. Существование материи немыслимо без движения, пространства, времени, которые образуют атрибутивные свойства материи, связанные друг с другом. Пока существует материя, она находится в состоянии постоянного движения и изменения, которое происходит в определенном пространстве и в определенное время. Пространство и время, как это доказал А. Эйнштейн, связано друг с другом, образуя некое единство – пространственно-временной континуум. Это обстоятельство необходимо учитывать при анализе различных материальных процессов, где бы они не происходили: в природе или в обществе.
Основные формы движения материи позволяют проследить ее эволюцию. Сначала возникли механическая форма материи, основным носителем которой является макротело. Потом, в результате длительной эволюции материи, появились другие ее как неорганические, так и органические формы: физическая, химическая, биологическая, социальная. Не смотря на то, что социальная материя возникла из низших ее форм, включает их, не следует отождествлять социальную материю ни с биологической, ни с механической ее формами. Подобный редукционизм очень опасен, поскольку, как правило, имеет антигуманистическую направленность, поскольку устраняет индивидуальное, неповторимое начало в человеке: если механицизм превращает человека в «винтик», то органицизм – в животное, живущее по принципам естественного отбора. И на механицизме, и на органицизме основывались тоталитарные политические режимы: если механицизм служил фундаментом коммунизма, то позитивистский органицизм – национал-социализма. Эти формы редукционизма имеют общий знаменатель – «расчеловечивание человека». Не случайно, что набирающий популярность трансгуманизм основывается тоже на механицизме: его представители уже объявили о смерти человека природного, натурального и провозгласили эру человека технического, человека-робота. Иначе говоря, человека-машины.
Вопросы и задания
1. Что такое материя? Как материя связана с сознанием человека?
2. Какие структурные уровни материи вам известны? Дайте им краткую характеристику.
3. Расскажите об эволюции материи: с чего она началась, в чем ее суть, как она продолжится?
4. Что такое атрибуты материи? Какие атрибуты материи вам известны?
5. Что представляет собой время как атрибут материи? Какие типы времени выделяют в современной философии?
6. Что представляет собой пространство как атрибут материи?
7. Как время и пространство связаны друг с другом?
8. Что такое движение? Какие формы движения материи вам известны?
9. Почему Н. Бердяев рассматривал человека как точку пересечения различных форм бытия?
10. Предположите, легко ли изучать человека и общество? Свою точку зрения обоснуйте.
11. Что такое редукционизм? Какие его формы вам известны?
12. В чем состоит опасность редукционизма? Как связаны между собой механицизм, коммунизм и трансгуманизм, с одной стороны, и органицизм, национал-социализм – с другой?
Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 672;