Тема 2.1. Основные философские понятия и категории в онтологии. Онтологическая проблематика в истории философии.


План:

1. Бытие и его формы

2. Небытие и «пограничные» ситуации.

3. Основные философские категории

4. Проблема бытия в истории философии.

Философская категория «бытие» происходит от русского слова быть, существовать. Под бытием понимают все, что существует. Понятие «бытие» часто употребляют в качестве синонимов таких понятий как универсум, космос, вселенная, природа, жизнь. Бытие – это объективная и субъективная реальности в своей совокупности. Это означает, что бытие как понятие включает в себя как объективный, материальный мир, так и субъективный духовный мир, мир сознания. Заметим: понятие «материя» не тождественно понятию «материал». К материальному миру, сфере материального бытия относят не только то, что мы видим, не только то, что отображает наше сознание, но и то, что мы видеть не можем – атомы, молекулы, электроны, но, тем не менее, существует независимо от нашего сознания.

Таким образом, бытие как философская категория ориентировано на общие характеристики существующего. Понятие «бытие» выражает проблему существования.

Бытие имеет следующие смыслы: 1) узкий - объективный мир, существующий независимо от сознания. В узком смысле бытие тождественно понятию материи. Это позволяет бытие противопоставлять сознанию, как это делали представители марксистской философии, констатируя, что главный вопрос философии – это вопрос о соотношении бытия и сознания; 2) широкий - все, что существует: человек, общество, природа. В этом случае как сознание, так и материя выступает в качестве элементов бытия. В широком смысле бытие трактуют большинство современных философов. Если бытие трактовать широко, то вопрос о соотношении бытия и сознания, неуместен. В данном случае правильно говорить о проблеме соотношения материи и сознания.

По поводу бытия заметим следующее. С одной стороны, бытие – это объемное понятие, поскольку оно выражает все, что существует. Общество, природа, человек, мышление, сознание, техника, культура бытийствуют, и, следовательно, имеют «онтологическую прописку». С другой стороны, в философской учебной литературе отмечается бедность понятия бытия: оно отображает только то, что существует.

Однако бытие трактуют как одно из фундаментальных философских понятий, его рассматривают в качестве универсальной философской категории. Исходя из этого, можно предположить, что бытие имеет сложную структуру.

Начнем с характеристики форм бытия. Можно выделить следующие ее формы: 1) материальное бытие - это внешний мир и его проявления, или объективный мир, то есть такой мир, который существует вне субъекта, то есть не в нас, независимо от нашего сознания: мир вещей, природа, человек как биологическое существо, общество, его сферы (экономическое бытие, социальное бытие, политическое бытие, правовое бытие, экологическое бытие) - то есть то, что существует вне человека; 2) идеальное бытие - духовный мир человека, его внутренний мир, его сознание, мировоззрение, то есть идеалы, ценности субъекта – конкретно взятого человека.

В свою очередь, материальное бытие включает в себя бытие вещей первой природы и второй природы. К бытию вещей первой природы относится то, что встречается в самой природе, или, как сказали бы экономисты, природные блага. К ним мы можем отнести, например, нефть, природный газ. К бытию вещей второй природы мы относим экономические блага – все то, что создал человек, используя природные ресурсы, выступающие в качестве главных факторов производства. В нашем случае мы онесем к ним бензин, машинное масло, мазут и другие продукты нефтеперерабатывающей промышленности, а также всю технику, технические агрегаты: ГТУ, КС.

Материальному бытию, которое включает бытие вещей первой и второй природы, и, как мы уже заметили, связанны друг с другом (нефть и бензин), противостоит духовное бытие. Духовное бытие включает субъективное духовное бытие(сознание индивида как отдельно взятого человека), интерсубъективное бытие (групповое сознание, массовое сознание, общественное сознание).

Проявления духовного бытия тоже взаимосвязаны друг с другом: индивид как носитель сознания включен в различные социальные группы и социальные общности. Это взаимодействие образует проблемное поле социально-гуманитарных наук. Например, социальная психология изучает проблему взаимодействия индивида и социальной группы, такие социально-психологические феномены как групповое давление, конформизм и нонконформизм. В предметную область социальной психологии входит и массовое, общественное сознание, которое исследуют и социологи, политологи, когда проводят исследования в формах опросов, интервью. Интерсубъективными проявлениями сознания интересуется и философия. Например, понятие «ментальность», проблема отношения ментальности и общественного сознания – одна из тематик диссертационных исследований по философии.

Помимо основных форм бытия (материального и идеального) можно выделить неосновные формы бытия – виртуальное и лагерное.

Бытие и его проявления разнообразны. Поэтому различные проявления бытия привлекали и привлекают внимание не только философов, но и художников, писателей, публицистов. А.И. Солженицын на страницах своих художественных произведений описывает лагерное бытие. Главная особенность этой разновидности бытия заключается в том, что она близка к пограничной ситуации. Помимо « пограничности» как особенности лагерного бытия можно выделить его сферичность. Первая сфера или круг – это «круг первый», где в «шарашках» работают привилегированные зэки, кушающие не тюремную баланду, а хлеб с маслом. Эту сферу лагерного бытия описал А.И. Солженицын в романе «В круге первом».

Вторая сфера бытия, или круг второй – это то жизненное пространство, в которое помещает Солженицын своего главного героя Ивана Денисовича. Неслучайно Солженицын описывает только один день заключенного: время не только сферично, но и циклично. В условиях ограниченного пространства меняются и темпоральные характеристики бытия. Следовательно, цикличность – третья характерная черта лагерного бытия.

Если говорить об эссенциальных, сущностных характеристиках лагерного бытия, то А.И. Солженицын считал, что лагерь не только выявляет человеческую сущность, но и закаляет человека, способствует его личностному становлению. Поэтому Солженицын восклицал: «благословение, тебе, тюрьма».

С подобной трактовки лагерного бытия, рассматриваемого в качестве пограничной ситуации, не согласился другой писатель и бывший заключенный – В. Шаламов. Он считал, что тюрьма ломает человека, в ней содержатся все необходимые условия для унижения человеческого достоинства. Получается, что лагерное бытие В. Шаламов рассматривал в качестве фактора деградации личности.

Таким образом, можно выделить еще одну характеристику лагерного бытия – его двойственность, амбивалентность. Лагерное бытие может как способствовать личностному становлению человека, так и препятствовать этому.

Помимо реального бытия (материальное бытие, идеальное бытие, лагерное бытие) выделяют в философской литературе виртуальное бытие – искусственно созданную реальность с помощью информационных технологий.

Виртуальное бытие обладает рядом свойств: искусственность (порожденность), интерактивность, актуальность, автономность, неоднозначность. Виртуальное бытие вторично по отношению к объективному, материальному миру. Оно, с этой точки зрения, является разновидностью субъективной реальности, поскольку является порождением человеческого сознания.

Виртуальное бытие существует в особом пространственно-временном континууме. Во-первых, время в нем обратимо, его можно не только остановить, но и «повернуть вспять», заново «проиграть ситуацию» с учетом приобретенного опыта. Время, таким образом, в виртуальном бытии не линейно, а приобретает форму спирали, что отражается в существовании игровых уровней.

Во-вторых, пространство, с одной стороны, если речь вести об играх, смоделировано, а с другой стороны, если говорить об интернете, то виртуальное бытие увеличивает жизненное пространство человека.

Порожденность виртуального бытия, его искусственность дает возможности моделировать время, пространство, игровые ситуации. В некоторых случаях – моделировать возможные ситуации, проверить готовность человека к экстремальным, аварийным ситуациям. Виртуальное бытие, таким образом, способно моделировать «пограничные ситуации».

Интерактивность показывает, что виртуальное бытие не замкнуто на самом себе. Оно связано с объективной реальностью. Более того, с помощью виртуального бытия можно осуществлять связь с объективной действительностью. Например, сообщения, передаваемые по электронной почте, общение по скайпу. Виртуальное бытие обеспечивает интеракцию, то есть взаимодействие между людьми.

Виртуальное бытие актуально. Оно способно погрузить сознание человека в новую техногенную реальность, в результате чего человек ощущает свою полную причастность к виртуальному бытию, он живет в нем, бытийствует в виртуальном измерении. Это, пожалуй, одно из самых опасных свойств виртуального бытия: благодаря актуальности формируются аддиктивные формы поведения – пагубное пристрастие, ведущее к развитию таких зависимых форм поведения как интернетомания и геймерство. Более того, актуальность как свойство виртуального бытия приводит к тому, что виртуальное бытие является не только угрозой для реального бытия, но и губит его. Об этом случае повествовала газета «Комсомольская правда»: два родителя-геймера настолько увлеклись игрой, что решили не гулять с грудным ребенком, а выкатить коляску, в которую поместили ребенка, на балкон. Они заигрались, о ребенке забыли. Вспомнили о нем на следующее утро. Вскоре состоялся суд. Судья на заседании спросил родителей, не чувствуют ли они вину за содеянные действия, как дальше будут жить? На что родители дали ответ: ничего страшного, еще родим. Заметим: в сознании родителей произошел «сдвиг»: игровая ситуация экстраполируется (переносится) на реальную действительность. Происходит, таким образом, подмена реального бытия на виртуальное бытие. В этом и состоит опасность актуальности как свойство виртуального бытия.

Автономность виртуального бытия позволяет человеку существовать в мире собственной рефлексии независимо от объективных условий его физического и социального бытия.

Под неоднозначностью виртуального бытия понимают амбивалентный (двойственный) характер его воздействия на бытие человека и общества. С одной стороны, виртуальное бытие способствует духовному развитию человека, позволяет моделировать сложные ситуации, с помощью которых летчики, будущие водители оттачивают свое мастерство. С другой стороны, виртуальное бытие способствует духовной деградации человека, общества, приводит к зависимым формам поведения.

Таким образом, можно утверждать, что: 1) между бытием и небытием существует диалектическая связь; 2) главным свойством бытия является его многообразие; 3) бытие имеет системный характер, так как в нем можно выделить структурные уровни; 4) можно выделить главные формы бытия (материальное и идеальное) и неглавные (лагерное, виртуальное); 5) между реальным и нереальным бытием - диалектическая взаимосвязь: с одной стороны, виртуальное бытие угрожает реальному бытию, противостоит ему, а, с другой стороны, является составной частью реального бытия, проявлением его многообразия.

 

Антонимом понятия бытия является небытие, которое употребляется в значениях: а) широком – то, что не существует; б) узком – то, что противостоит жизни, то есть в качестве синонима смерти.

Проблема взаимоотношения бытия и небытия – основной нерв философствования. Например, основная работа Ж.П. Сартра называется «Бытие и ничто».

Порассуждаем о проблеме взаимоотношения бытия и небытия и мы. С одной стороны, в нектором смысле бытие и небытие противопоставлены друг другу: бытие (жизнь) – небытие (смерть). С другой стороны, смерть существует, а, значит, бытийствует. И в этом смысле не противостоит бытию. Как замечали экзистенциалисты, жизнь и смерть встречаются в «пограничных ситуациях» (К. Ясперс)- экстремальные ситуации: война, разведка, путешествия, некоторые виды спорта. В период Сталинградской битвы (лето 1942 – зима 1943 гг.) средняя продолжительность жизни советского солдата – несколько часов. Как у В.С. Высоцкого: «смертью пропитан воздух».

Значение «пограничных ситуаций» состоит в том, что они высвечивают сущность человека подобно рентгеновским лучам. В связи с этим становится более понятным и смысл вопроса: « а ты бы с кем пошел в разведку?», поскольку разведка – занятие опасное, и, следовательно, «попадает» под понятие «пограничных ситуаций». О том, что «пограничные ситуации» высвечивают сущность человека, знали в народе давно. «Друг познается в беде», - гласит русская народная мудрость.

Сущность пограничной ситуации состоит не только в том, что бытие и небытие находятся на грани, происходит их встреча, взаимодействие друг с другом. Такая встреча порождает чувство непредсказуемости. Поэтому будущее страшит, делает человека неуверенным, заставляет его волноваться. «За тобой пришли….», - поется в песне Шевчука. И в этих строчках содержится, бытийствует неопределенность. Экистенциальный опыт подсказывает человеку, что вскоре он будет вынужден покинуть свое обжитое место, свое бытийственное пространство и следовать в неизвестном направлении, которое пугает своей потенциальностью, «иннаковостью».

В «Раковом корпусе» А.И. Солженицын тоже описывает пограничную ситуацию. Главный герой солженицынского рассказа, будучи больным онкологией, попадает в раковый корпус. А.И. Солженицын хорошо описал, как болезнь, выступаемая в качестве пограничного состояния, нивелирует социальный статус, положение, привеллегии, к которым так привык главный герой. Поэтому неслучайно в народе говорят: «перед смертью все равны».

Таким образом, «пограничные» ситуации играют неоднозначную роль. С одной стороны, выступают в качестве всеобщего знаменателя, «уравнителя» стратификационных характеристик индивида, а, с другой, выявляют человеческую сущность. Поэтому и советовал Высоцкий в своей песни взять друга в горы: «там разберешь, плох он или хорош».

Проблема небытия имеет и темпоральное, то есть временное измерение. Что такое будущее? Форма времени: то, чего пока нет. Может, это событие произойдет, а может, и нет. Будущее – это пример как небытия (его нет), так и потенциального бытия (пока нет, но будет). Не надо также забывать, что тенденции будущего уже формируются, а то и заложены в настоящем. В связи с этим говорят, что «настоящее беременно будущим».

Не только потенциальное бытие обладает «двойным статусом» или «двойной пропиской». Аналогическая амбивалетная сущность относится к нисходящему бытию, то есть к прошлому: с одной стороны, «что упало – то пропало», то есть ушло в небытие: Наполеон, Кромвель, Сталин, Гитлер. С другой стороны, настоящее – это итог развития прошлого, то есть прошлое «живет» в настоящем, бытийствует в нем.

Таким образом, прошлое, настоящее, будущее можно анализировать следующим образом. С одной стороны, формы времени обладают отнологическим статусом, которое определяется через настоящее: именно в настоящем бытийствует прошлое (нисходящее бытие) и будущее (восходящее бытие) одновременно. С другой стороны, полноценным онтологическим статусом обладает настоящее, а прошлое и будущее можно рассматривать в качестве форм небытия – того, чего либо уже нет, либо пока нет.

Мы рассмотрели бытие как фундаментальную философскую категорию. Однако список философских категорий не исчерпывается одним бытием, но категория бытия является главной, системообразующей по отношению к другим философским категориям. В философской литературе к основным философским категориям относят: сущность и явление, единичное и общее, часть и целое, порядок и хаос, причину и следствие, случайное и необходимое, действительное и возможное, статистические законы и динамические законы.

Заметим, что философские категории перечислены парами, что не случайно. Как говрится, «все познается в сравнении». Подобная дихотомия методологически оправдана. Сущность познается не только синонимически, но и посредством антонимов. Об этом – китайская мудрость.

Однажды к мудрецу пришел его ученик и сказал: «учитель, скажи, мне, что такое добро?». Ответ был для ученика неожиданным: « а ты знаешь, что такое зло? Иди, воплоти зло на практике, и ты узнаешь, что такое добро». Итак, сущность познается через противоположности. В учебной литературе по этике можно встретить такое определение понятия добра: добро – это все то, что не является злом, его отсутствие и противоположность.

Под сущностью в философии понимают главное в предмете, то, что определяет его. Например, сущностной характеристикой личностью будет наличие самоконтроля.

Явление в философии трактуется как внешнее проявление характеристик предмета. К примеру, личностные качества человека проявляются внешне, в его поступках, действиях.

Сущность и явление – одна из центральных тем в философии И. Канта. И. Кант полагал, что познаваемый предмет имеет две стороны: видимую, постигаемую с помощью органов чувств, а также невидимую, постигаемую рационально, с помощью абстрактного мышления. Видимую сторону вещи он назвал явлением, или феноменом, а невидимую, умопостигаемую – сущностью, или ноуменом. С точки зрения И. Канта познаваемы только феномены, а ноумены не познаваемы.

Однако Кант в своей философской концепции абсолютизировал автономность сущности и явления, ноуменов и феноменов. Сущность и явление необходимо рассматривать диалектически, в их взаимосвязи. Как сущность познается через явление, так и явление познается через сущность.

Единичное – это философская категория, которая выражает уникальность, неповторимость предмета, в отличие от общего как философской категории, выражающая нечто единое в ряде предметов. Например: индивидуальность человека, то есть его рост, вес, цвет волос, их длина, цвет глаз, их разрез, форма носа – это единичное, то есть то, что отличает одного человека от другого. Все люди ходят на двух ногах, наделены сознанием, речью, способностью к труду, общению. Это общее, то, что объдиняет людей в качестве индивидов, как представителей человеческого рода. Вспомним, что в истории философии предпринимались попытки выявить общее через философскую категорию сущности. Древнегреческий философ Платон определял человека как двухногое существо, без перьев.

Часть и целое. Под частью понимают составной компонент чего-либо, под целым – нечто единое. Например, человек – это часть социальной группы. Социальная группа по отношению к человеку выступает в качестве целого. В тоже время индивид, социальная группа является частью общества, а общество является целым по отношению к ним.

Взаимоотношение целого и части – очень интересная проблема. В социальной психологии взаимоотношения между индивидом и социальной группой тщательно исследуются. Групповое давление, конформизм, нонконформизм – сфера познавательных интресов социальных психологов и социальных философов.

В истории социальной философии встречаются случаи, когда исслдеователь выступает с позиции социального холизма, то есть обосновывает примат общества как целого над индивидом как его составной частью.С подобных социально-философских позиций выступал А.И. Солженицын, полагающий, что потребности человека, его права, интресы, вторичны по сравнению с общественными интресами. Отметим, что холизм харакерен для консервативного мировоззрения. Либерализм, напротив, на первое место ставят права человека, его интересы и потребности, то есть обосновывает примат части над целым.

Порядок и хаос. Порядок – это строгое, организованное расположение чего-либо. Хаос – это отсутствие налаженности, беспорядок. Раньше эти понятия строго противопоставляли. Порядок рассматривали в качестве нормы, а хоас – в контексте отклонения от нормы, в форме своеоборазной энтропии. В культурологии даже ввели такое понятие: «закон белого столба».

Между тем еще в мифологическом сознании можно встретить сюжеты, повествующие о том, как из хаоса рождается мир, обустроенный порядок. Сейчас на идее о том, что хаос может трансформироваться в порядок, построена целая научная интегральная дисциплина – синергетика. Синергетические идеи можно встретить в трудах А. Смита, в его концепции «невидимой руки».

А. Смит считал, что рынок – это самрегулирующийся механизм. Поэтому государственное вмешательство в рыночную систему недопустимо. Рынок может себя сам регулировать с помощью спроса и предложения. В результате, по Смиту, рынок сам установит равовесные цены, равновесное количество выпускаемых товаров, создастпрочные заслоны против дефицита и перепроизводства. Так, в соответствии с идеями Смита, рыночная стихия может привести к социальному порядку с помощью саморегуляции.

Философские категории порядка и хаоса находят свое практическое воплощение в международной политике. «Рыбу хорошо ловить в мутной воде», - гласит народная мудрость. Следовательно, ситуацию хаоса можно смоделировать, специально вызвать с целью наведения мирового порядка. Такова логика действий США в современной системе международных отношений.

Взаимодействие порядка и хаоса описывается в большом количестве концепций. Например, сторонники концепций норманов (Миллер, Шлецер) доказывали, что русские не способны к самоорганизации, и только норманны как проявление внешнего фактора смогли трансформровать социальный хаос, проявлявшийся в форме межплеменных войн, в социальный порядок под названием древнерусского государства. Эта концепция имеет не только историческое, но и политическое измерение. С ее помощью можно доказать, что русские не способны сами построить государство, что они – низшая раса, по своей природе требующая господина, ждущая подчинения внешней силе. К чему это привело – Великая отечественная война.

Д. Локк, Т. Гоббс в своих философско-политических трактатах тоже поднимали проблему соотношения хаоса и порядка, но освещали ее в другом ключе. Согласно мыслителям, в эволюции общества можно выделить догосударственное состояние, в котором господствовал приницип – «война всех против всех». Индивиды, составляющие общество, решили с этим социальным хаосом покончить, образовав государство. Мыслители, таким образом, подчеркнули, что государство – это продукт деятельности не внешних, божественных сил, а внутренних факторов, что общество способно к самоорганизации. Однако в тоже время они переоценили значение социально-психологического фактора.

Итак, анализируя взаимсвязь между хаосом и порядком, необхоимо учитывать природу сил, организующих порядок. Эти силы могут иметь как внешнуюю природу, так и внутреннюю. Если мы говорим о внутренних факторах, тем самым мы используем идеи синергетики о возможной самоорганизации системы.

Причина и следствие. Причина – это явление, которое вызывает к жизни другое явление. Следствие – это результат действия причины. Существует целая наука – история, выявляющая причины исторических фактов, анализирующая их последствия.

Причину не надо путать с поводом. Причина отвечает на вопрос: почему произошло событие? Повод отвечает на вопрос: что подтолкнуло к событиям. Повод, как отмечается в литературе по методологии исторического познания, выступает своеобразным «спусковым крючком», служит механизмом эскалации социальных процессов. Например, убийство эрц-герцога Франца Фердинанда сербским террористом Григорием Принципом – это повод к Первой мировой войны. Причина – сремление ведущих держав к «дележу мира», их желание получить доступ к необходимым ресурсам.

Умение отделить причину от повода должны демонстрировать не только иследователи-историки. Конфликтологи в целях управления конфликтными ситуациями тоже должны выявить и причину, и повод конфликта.

Историческая наука выявлет не только причины исторических фактов, процессов, но и раскрывает, анализирует, оценивает их последствия. Например, если мы говорим о перстройке, то в качестве причин можно назвать как объективные (экономическая, технологическая отсталость СССР от западных стран, нарастание кризисных явлений в экономике, возникший товарный дефицит, политическая, то есть нарастание кризисных явлений в политической сфере общества), так и субъективные (приход во власть относительно новых полиьтиков: М. Горбачева, А. Яковлева, Э. Шеварнадзе, несвязанных со сталинскими репрессиями, имеющих более высокий образовательный уровень). Выявление причин позволяет нам не только понять, почему случилась перестройка, зачем она была нужна, но и также доказать, что перестройка была исторически обусловленна, имела закономерный характер, что перестройку не следует рассматривать в контексте «ЦРУ против СССР», в качестве мирового заговора, как доказательтсво «продажности Горбачева». Подобные сентенции исторически несостоятельны.

Анализировать последствия исторического события – тоже нелегкий труд. Если продолжить пример с перестройкой, то необходимо отметить неоднозначный характер последствий. С одной стороны, произошло внедрение рыночных элементов в экономическую систему, положено начало демократизации политического режима, культурной жизни, а с другой стороны – тотальный дефицит товаров.

Выявлением, анализом причин и следствий заниматся не только историческая наука, но и юриспруденция. В зависимости от последствий совершенного правонарушения, деликта, преступления наступает юридическая ответственность с различной степенью наказания. В уголовном праве учитывается не только ущерб, наступивший в результате преступных действий, но и причина самих преступных действий. Например, совершение преступления в силу тяжелых жизненных обстоятельств, уголовное законодательство относит к обстоятельствам, смягчающим уголовную ответственность.

В истории философии предпринимались попытки отказать причинам в факте на объективное существование со стороны представителей субъективного идеализма. Логика рассуждений такова: причина не существует объективно, она – результат интерпретаций действительности, продукт деятельности человеческого сознания. В связи с этим субъективные идеалисты призывали историков не заниматся выявлением причин, то есть того, чего на самом деле нет, а просто описывать исторические факты. За эту мысль позже ухватились позивтивисты. С позитивисткой точки зрения, удел историков, социологов, политологов – описание фактов, но не выявление причин.

Пристальное внимание изучению причин уделяет и социальная психология. В социальной психологии есть такое понятие «каузальная атрибуция», служащая индикатром зрелости личностных качеств. Например, если человек неудачи, которые происходят с ним, объясняет внешними факторами, то это свидетельствует о незрелости личностных качеств, о слабой саморефлексии, самокотроле. Напротив, если человек причину личностных неуспехов видит прежде всего в самом себе, это говорит о том, что пред нами зрелая личность.

Случайное и необходимое. Случайное – то, что может как произойти, так и не произойти. Необходимость – то, что обязательно должно произойти, причем строго определенным образом. Философская позиция, которая абсолютизирует случайное, может быть названа релятивисткой. Философская позиция, которая абсолютизирует необходимое, может принимать форму фатализма. Сущность фатализма – в философии Сенеки: судьба ведет человека, а если он не хочет идти, то она его тащит.

Проблема соотношения случайного и необходимого - это одна из главных социально-философских проблем. Плеханов решал эту проблему с позиции исторического, диалектического материализма. То, что Петр Великий, полагал Плеханов, выиграл Северную войну у Швеции – это закономерность. Но то, что русская армия вышла к Балтийскому морю в районе нынешнего Санкт-Петербугра, - случайность.

Действительность и возможность. Действительность – это все реальное существующее, то есть актуальное бытие. Возможность – то, что может произойти, возникнуть при определенных условиях, то есть потенциальное бытие.

Диалектика взаимоотношений действительности и возможности разработана в рамках синергетическорй парадигмы, в концепции «точки бифуркации». Например, события 1917 года, 1991 года можно рассматривать в качестве таких «точек». В эти годы социальная система, то есть российское общество – как «витязь на перепутье». Эти точки содержали в себе потенциальную возможность эскалации следующих сценариев. 1917 год. Сценарий первый: Корнилов захватывает власть, в результате – военная диктатура, возможное восстановление монархии. Сценарий второй – Временному правительству удается удержать власть, в итоге Россия – демократическое государство с президентской или парламенской формой правления. Сценарий третий – большевики в результате государственного переворота захватывают власть. Сама социальная система содержала в себе объективные предпосылки для осуществления третьего сценария.

В зависимости от степени вероятности выделяют два типа законов: статистические и динамические. Статистические законы применяются к совокупности больших социальных групп, социальных общностей, подчинены закону больших чисел.Например, замечено, что во время войны рождается больше мальчиков, чем девочек. Однако не факт, что новорожденный будет обязательно мальчиком.

Динамические законы применяются по отношению к отдельному объекту и выражают необходимую связь причины и следствия. Например, закон сообщающихся сосудов: если в одном сосуде что-либо убудет, то в другом обязательно что-либо прибудет.

Подведем итоги. Мы рассмотрели философские категории, которые взаимосвязаны между собой, образуя целую категориальную систему. В качестве системообразующего элемента философской категорильной системы выступает фундаментальная философская категория – бытие. Именно такие философские категории как сущность и явление, причина и следствие призваны описывать анализировать бытие и его разнообразные проявления. Назначение философской категориальной системы –формирование философской картины мира.

Существует философский раздел - онтология, предметом которого является бытие, его фундаментальные принципы и свойства. Онтологическая проблематика уже давно в истории философии приобрела форму субстанциального вопроса: есть ли у бытия единственная основа или нет, что лежит в основе бытия, что составляет его сущность, есть ли у бытия некая первооснова?

Под субстанцией в философской науке понимают неуничтожимую основу бытия, его первооснову, его фундамент. Извечный спор о том, что первично – яйцо или курица, тоже имеет форму субстанциального вопроса.

В истории философии можно выделить следующие философские направления:

1) плюрализм - учение, которое отрицает единство бытия и
признает существование множество несводимых друг к другу видов
бытия — монадология Лейбница;

2) дуализм - учение, которое исходит из признания двух
равноправных и несводимых друг другу начал — духовного и
материального - Декарт;

3) монизм - концепция, предлагающая рассматривать в качестве основы мира какую-то одну субстанцию: материю или сознание:

A) объективно-идеалистический монизм — единой субстанцией
признается надчеловеческий дух, сверхчеловеческое сознание, объективное сознание - Абсолютный разум,
космический разум, Бог — Платон, Гегель, Солженицын;

Б) субъективно-идеалистический монизм - единой субстанцией признается человеческое сознание, сознание субъекта - Фихте, Беркли, Юм;

B) материалистический монизм - основывается на признание материального единства мира, считает материю основой всего существующего – Маркс, Энгельс, Ленин.

Подведем итоги. Субстаницональный вопрос, то есть вопрос о перовоосновы бытия не имеет однозначного решения с точки зрения философско-мировоззренческих позиций. С научно-философской точки зрения – имеет. Это – материалистический монизм, сторнники которого рассматривают материю в качестве первоосновы, а сознание, духовное бытие как итог длительной эволюции материи.

Таким образом, можно констатировать, что философские модели мира неоднородны. Можно выделить монистическую и плюралистическую философские модели мира. Общее между ними заключается в том, что в качестве концептуальных конструктов выступают такие философские понятия как материя и сознание. Разница – в том, что признается в качестве субстанции – материя или сознание, или как в дуализме – и материя, и сознание.

Вопросы и задания

1. Что такое бытие? Какие формы бытия вам известны?

2. С какими формами бытия связана ваша будущая профессиональная деятельность?

3. Какие особенности виртуального бытия вам известны? Зачем человеку оно нужно и в чем заключается опасный характер виртуального бытия для него?

4. Какие свойства лагерного бытия выделил в своем творчестве А. И. Солженицын? Как лагерное бытие воздействует на личностное становление человека?

5. Что такое небытие? Как бытие соотносится с небытием?

6. В чем сущность «пограничных» ситуаций? Как они воздействуют на человека?

7. Какие философские онтологические категории вам известны? Как с их помощью можно анализировать реальность?

8. С какими философскими категориями вы сталкивались в вашей жизни? Приведите примеры.

9. Вы кто: холист или индивидуалист?

10. Какие философские онтологические концепции вам известны?

11. Охарактеризуйте ваше мировоззрение с точки зрения основной онтологической проблематики.



Дата добавления: 2020-02-05; просмотров: 518;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.032 сек.