Начало формирования казачества.
Формирование украинского казачества – исторически объективный процесс, обусловленный в первую очередь следующими факторами: хозяйственным освоением и колонизацией порубежных земель, усилением феодальной эксплуатации, нарастанием религиозного и национального гнета, необходимостью обороны от татар и турок.
Впервые слово «казак» появляется в тюркоязычных источниках XIII в. в значении «страж», «конвоир». В дальнейшем под казаками понимали также разбойников, авантюристов, неженатых молодых людей и др. В применении к христианскому восточнославянскому населению это слово впервые встречается в источниках только с конца XV в. На Украине термин приобрел значение удальца, вольного человека.
Насчет времени возникновения и генетических корней казачества единого взгляда в исторической литературе нет. Остаются по-прежнему актуальными «уходническая» и «беженская» концепции возникновения казачества. Последняя версия особенно активно разрабатывалась советскими исследователями, которые с классовых позиций объясняли появление казаков усилением феодального гнета. Пополнение казачества действительно происходило в значительной степени за счет крестьян-беглецов. Но пионерами казачества крестьяне могли быть наравне с другими социальными группами населения, так как казацкие ватаги на пограничье начали формироваться еще до тотального закрепощения крестьянства.
По мнению М.С. Грушевского, казачество первоначально пережило зародышевую, «бытовую», стадию развития. Вслед за ним многие украинские историки относят к бытовому казачеству берладников и бродников. Утверждается, что после Батыева нашествия бродники появились в летописях под другим именем. Так, историк Н.Ф. Котляр считает, что термин «казак» возник именно в это время.
Первое письменное известие об украинской разновидности казачества помещено во «Всемирной хронике» польского историка XVI в. М. Бельского и касается событий 1489 г., когда казаки помогли польскому коронному войску в борьбе с татарами на Брацлавщине.
В 1492 г. казаки напали на турецкий корабль в устье Днепра. Известно также, что в 1499 г. казаки вынуждены были отдать киевскому воеводе десятую часть своей добычи, взятой под Черкассами. В 1502–1504 гг. крымский хан обвинял киевских и черниговских казаков в нападении на его купцов и послов. В этой связи черкасский староста сообщал в Крым, что многих «лихих людей» поймал и казнил.
Таким образом, на рубеже ХV–ХVI вв. ареал распространения казачества находился в Среднем Поднепровье. Здесь, в пограничье, начинает формироваться новое сословие. Можно предположить, что первоначально основную массу казачества составляли мещане городов, расположенных на границе с Диким полем. Среди них были смельчаки, которые весной шли в южную степь на промыслы. До осени они занимались охотой, рыболовством и бортничеством, а потом возвращались домой, платя старостам десятую часть своей добычи. Другим социальным источником казачества, а в более позднее время и основным, было крестьянство. Казаками становились также лишенные сана священники, искатели приключений из обедневшей знати и т. п.
По мере продвижения вниз по Днепру в Дикое поле у казаков появлялись первые элементы организации. Это диктовалось как хозяйственными вопросами, так и необходимостью вооруженной защиты тех земель, куда они ходили на промыслы, так называемых «уходов». Для взаимодействия на промыслах и обороны от татар казаки группировались в тесно объединенные отряды – «ватаги», – вожаками которых становились наиболее образованные, сильные, смелые и находчивые – «атаманы» («ватаманы», «ватажки»).
Великокняжескую и коронную польскую власти беспокоило возрастание на приграничных землях числа независимых вооруженных казаков, которые усложняли отношения с Крымом и Турцией, часто проявляли неуважение к местной администрации. Правда, старосты и представители магнатских родов сами наживались на ситуации и получали немалые доходы, обкладывая большими податями казацкую торговлю рыбой и шкурами в городах. Но главным было то, что они нашли в казаках идеальных защитников границ от татарских нападений.
Разрушительному татарскому смерчу центральные власти практически ничего не могли противопоставить. Небольшие пограничные замки, где окрестное население могло переждать очередной набег степняков, не отвечали потребностям масштабной обороны. В казне Великого княжества Литовского средств на содержание здесь регулярного войска не было. Не намного лучше выглядела и оборона подольских границ Польши. Коронное правительство стремилось привлечь наемные конные отряды, но их численность была незначительной. Не помогали и попытки созыва шляхетского ополчения, так как его сбор требовал времени. Получалось, что главная ответственность за оборону южных рубежей перекладывалась на инициативу и личную находчивость приграничных администраторов. В ВКЛ это были киевский воевода, каневский, черкасский и винницкий старосты. В польской части Украины такие функции выполняли каменецкий, хмельникский и барский старосты, каменецкий каштелян и так называемый коронный стражник, в обязанности которого входила организация сторожевой службы и разведки на татарских путях, а также оповещение местного населения о приближении опасности.
Отдельные представители местной администрации нашли общий язык с казаками и активно использовали их в борьбе со степью. Среди старост, которые «казаковали вместе с казаками», источники называют Предслава Лянцкоронского, Евстафия Дашкевича, Бернарда Претвича, Дмитрия Вишневецкого. То, что они не только занимались защитой края, но и осуществляли вместе с казаками походы против татар, дало основание части современников тех событий и отдельным историкам называть их гетманами. Однако употребление гетманского звания в отношении этих временных казацких предводителей в значительной степени является искусственным, не типичным для данного исторического периода.
Князь Дмитрий Вишневецкий воспет в украинском эпосе под именем Байды. В его богатой приключениями, овеянной славой жизни часто трудно отделить правду от вымысла. Родился он в Вишневцах на Волыни, родовом гнезде Вишневецких, которые были ответвлением рода Дмитрия-Корибута Новгород-Северского. В начале 50-х гг. XVI в. Вишневецкий становится черкасским и каневским старостой. Известно, что в это время он организовал казацкие отряды и построил за днепровскими порогами на острове Малая Хортица крепость, которая должна была служить заслоном от татар. Многие историки (Ю.А. Мицик, В.Я. Сергейчук, Н.М. Яковенко и др.) считают, что это и было основанием Запорожской Сечи – колыбели украинского казачества.
Примерно в 1553 г. ухудшились отношения Д. Вишневецкого с польским королем, после чего князь некоторое время находился в Стамбуле. Тогда король пошел на примирение с Вишневецким и с этой целью даже удостоил его титула «стражника на Хортице» (видимо, по аналогии с коронными стражниками). Но если князь смотрел на Хортицкую Сечь как на плацдарм для дальнейшего наступления на Степь, то Сигизмунд II Август не желал начинать широкомасштабную войну с Крымским ханством, за спиной которого стояла могущественная Порта. Зато планы Вишневецкого нашли поддержку у Ивана Грозного, и уже в 1556 г. украинские казаки и российские ратники осуществили два совместных похода в низовья Днепра. Они сожгли крепость Аслам-Кермен, а ее орудия вывезли на Хортицу. Почти одновременно по Крыму нанесли удар донские казаки и пятигорские черкесы, с которыми Вишневецкий согласовал свои действия.
Если попытку крымского хана Девлет-Гирея захватить Хортицу осенью 1556 г. казаки успешно отбили, то устоять против повторного наступления татар, турок и валахов осенью 1557 г. они не смогли и покинули Хортицу. Нежелание Сигизмунда II Августа оказать казакам действенную помощь и настойчивые требования турецкого султана выдать Вишневецкого вынудили князя в конце 1557г. перейти на службу к Ивану Грозному. В Москве он был хорошо принят, получил в дар от царя г. Белев и ряд сел в Подмосковье, а также 10 тыс. рублей – огромную по тем временам сумму. В качестве московского воеводы Вишневецкий осуществил ряд походов на татар, в частности, только в 1559 г. трижды нападал на турецкую крепость Азов. Однако, когда российский царь, завязнув в войне на западе, отказался от активных действий на юге, Вишневецкий в 1561 г. вновь вернулся на Днепр. Существует предположение, что он приступил тут к строительству новой крепости на о. Монастырском перед днепровскими порогами.
Трагически закончилось для Вишневецкого участие в очередной авантюре – династической войне за молдавский престол в 1563 г. В одном из боев он был захвачен в плен и передан туркам, которые казнили его в Стамбуле после жестоких истязаний.
Но не все исследователи связывают основание первой Сечи с именем Д. Вишневецкого. Н.Ф. Котляр и Г.Я. Сергиенко, например, ссылаясь на современника событий польского хрониста М. Бельского, считают, что первая Запорожская Сечь была основана на рубеже 40–50-х гг. XVI в. на о. Томаковка, а в дальнейшем она неоднократно меняла свое место, переносилась казаками на другие днепровские острова: Малую Хортицу, Базавлук и т. д. В целом же проблема датировки возникновения Запорожской Сечи и ее первоначального местонахождения остается открытой. Время ее основания в силу бедной источниковой базы отделяется историками полярных взглядов промежутком от 30-х до 70-х гг. XVI в. Зато все исследователи единодушны в том, что с возникновением Запорожской Сечи казачество однозначно превратилось в субъект исторического процесса.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1725;